Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.5. социальная структура. социальная стратификация и мобильность
1. Социальное неравенство в обществе, его причины и значение. 2. Сущность социальной стратификации. Доход, власть, образование, престиж. 3. Рабство, касты, сословия, классы, страты. Демография. Каналы социальной мобильности. 4. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества. Характеристика основных социальных слоев общества. 5. Понятие социальной мобильности и ее причины. Виды социальной мобильности. Демографические факторы мобильности. 6. Маргинализация: причины и модели. Каналы социальной мобильности. Виды миграции и ее социальные последствия. 7. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и современном российском обществе.
Основные социологические термины и понятия Дифференциация социальная, Иерархия социальная, Маргинальность, Миграция, Мобильность вертикальная, Мобильность горизонтальная, Мобильность социальная, Молодежь, Референтная группа, Социальная структура общества, Стратификация социальная. Контрольные вопросы 1. Что включает в себя понятие «социальная структура общества»? Какие концепции социальной структуры общества вы таете? 2. Что представляет собой общественный класс? Какие причины разделения общества на основные и неосновные классы,социальные слои? 3. Какое определение классов дал В.И. Ленин? Насколько оно верно и полно? 4. Какова роль социальных интересов в интерпретации социальной структуры общества? 5. Можно ли бюрократию в СССР характеризовать как класс? 6. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения? 7. Какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд? Труд «создал» или «испортил» человека? 8. Влияет ли изменение структуры труда в условиях интенсификации производства на социальную структуру общества? 9. Какова сущность стратификационных теорий: критерии разделения общества на страты, разработанные Г. Парсонсом,стратификация по Л. Уорнеру, по П. А. Сорокину? 10. Какие модели стратификации, типы стратификационных систем вам известны? 11. Каковы тенденции в изменении современной структуры российского общества? Какие основные слои вы выделили бы в нашем обществе? Каковы место и роль интеллигенции в обществе? Кого можно считать настоящим интеллигентом?
12. Особенности типов стратификационных систем: физико-генетической, рабовладельческой, кастовой, сословной, этакратической, социально-профессиональной, классоваой культурно-символической, культурно-нормативной? 13. Современные формы социального неравенства. Может ли неравенство быть справедливым? 14. Понятие социальной мобильности и ее причины. Виды социальной мобильности? Каналы социальной мобильности? Демографические факторы мобильности? 15. Причины и модели маргинализации. Виды миграции и ее социальные последствия. 16. Открытое общество — общество равных возможностей?
Учебная игра. Сценарии развития стратификационной системы российского общества
В научной литературе выделяются три возможные альтернативы развития социальной структуры российского общества. 1. Постепенно формируется классовый тип стратификации, вытесняющий этакратический. Большее значение приобретают такие характеристики, как размер собственности и уровень доходов, качество образования и профессионализм. В процессе развития классовой стратификации увеличивается численность и доля среднего класса. 2. Социальная структура общества соединяет в себе черты эта- кратического и классового типов стратификации. В политике сохраняется патернализм вышестоящих социальных групп по отношению к нижестоящим. 3. Происходит «откат» от нарождающейся классовой структуры к этакратической и возрождение корпоративных структур. Социальный статус различных социальных групп предписывается государством. Осуществляется политика формального выравнивания доходов с одновременным восстановлением системы льгот и привилегий Определите с вашей точки зрения: а) наиболее оптимальный; б) наиболее реальный; в) наиболее предпочтительный сценарий развития социальной стратификации российского общества. Какие последствия с точки зрения развития гражданского общества будет иметь реализация на практике каждого из сценариев? Попытайтесь дать прогноз изменению политического режима в соответствии с каждым из предложенных сценариев.
Сравните в учебной группе результаты ваших ответов с ответами других учащихся.
тесты, задания и упражнения 1.Какие из предложенных объяснений неравенства принадлежат: 1) К. Марксу, 2) М. Веберу, 3) Р. Дарендорфу, 4) Э. Дюркгейму? а) Неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют самые способные. Оно — естественный способ выживания общества. б) Неравенство является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (богатства), имеют возможность извлекать для себя выгоду. в) Неравенство вызвано не экономическими, а властными отношениями. г) Неравенство определяется неодинаковыми возможностями получения доходов, нахождения у власти и статусной позицией. 2. Какие из предложенных определений характеризуют понятия: 1) «неравенство», 2) «стратификация», 3) «класс»? а) Социальные группы, имеющие неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый статус. б) Условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам. в) Способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества. 3. Какая стратификационная система является открытой? а) Кастовая. б) Сословная. в) Классовая. 4. Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству? а) Сословие. б) Класс. в) Профессия. 5. В какой стране существовала классическая всеобъемлющая кастовая система? а) Греция. б) Индия. в) Китай. 6. Какая страна характеризовалась классической системой деления общества на три сословия? а) Великобритания. б) Россия. в) Франция. 7. К видам социальных статусов личности можно отнести. а) целевой и мотивированный; б) приобретенный и предписанный; в) ролевой и функциональный; г) эмоциональный и поведенческий. 8. Социальная стратификация — это: а) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев; б) сословная организация общества; в) объединение людей для достижения конкретной цели; г) приобретение человеком определенного социального статуса. 9. Деление общества на классы представляет собой: а) ценностно-нормативную модель; б) категориальную модель; в) структурно-функциональную модель; г) стратификационную модель. 10. Важнейшим критерием экономической стратификации является: а) уровень образования; б) престиж профессии; в) ранг в государственной иерархии; г) место в организации труда. 11. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие: а) распределения власти; б) распределения материальных богатств; в) общественного разделения труда; г) упорядочения социальных отношений 12. Исторически первой системой социальной стратификации являются: а) страты; б) касты; в) классы; г) сословия. 13. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам экономической стратификации: а) уровень квалификации; б) ранг в государственной иерархии; в) место в организации труда; г) подчиненность одних профессий другим. 14. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:
а) емкость рынков труда; б) наличие или отсутствие собственности на средства производства; в) распределение объема политической власти; г) уровень образования и квалификации. 15. Для немарксистских социологических подходов характерно выделение в структуре современных обществ: а) трех основных классов; б) четырех основных классов; в) пяти основных классов; г) шести основных классов. 16.Согласно подходам западной социологии, низшие классы (under class) состоят из: а) представителей неквалифицированных и «полуквалифицированных» (semi-qualified) представителей индустриального и сельскохозяйственного рабочего класса; б) обитателей городских трущоб; в) женщин и представителей этнических меньшинств, занятых в наименее оплачиваемых, наименее безопасных и наиболее неприятных профессиях; г) деклассированных элементов. 17. Социальная мобильность — это: а) изменение человеком места своего постоянного проживания; б) смена ценностных ориентации личности; в) изменение социального статуса индивида или группы; г) расширение профессионального и общекультурного кругозора. 18. Укажите, какие из перечисленных каналов социальной мобильности являются наиболее важными в традиционных(т), а какие — в индустриальных обществах(и).
19. Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой восходящей мобильности: а) локаут (массовое увольнение); б) «из грязи — в князи»; в) создание корпуса «красных директоров»; г) репрессии 1930-х гг. 20. Укажите, с какими из приведенных ниже суждений вы согласны (отметив «да»), а с какими не согласны (отметив «нет»). Суждение 20.1 Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов — в рабочие и крестьяне 20.2 Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей. 20.3 В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших — больше 20.4 Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность 20.5 Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх 21. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать: а) повышение в должности; б) изменение вероисповедания; в) увольнение по сокращению штатов;
г) смену профессии. 22. Примером восходящей социальной мобильности является: а) увольнение по сокращению штатов; б) смена гражданства; в) вступление в брак; г) повышение в должности. 23. Примером горизонтальной мобильности является: а) увольнение по сокращению штатов; б) смена гражданства; в) вступление в брак с представителем своей социальной группы; г) повышение в должности. 24. Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать: а) переезд в другой город; б) изменение предмета, преподаваемого учителем; в) получение прибавки к жалованью; г) увольнение по сокращению штатов. 25. Теории социальной мобильности органически связаны с: а) концепциями социальной стратификации; б) теориями социального господства; в) теориями демографических изменений; г) концепциями институциональной социологии. 26. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе является: а) институт армии; б) институт церкви; в) институт политики; г) брачно-семейный институт 27. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да»; если неправильное — «нет».
Темы докладов и рефератов 1. Социальная структура общества как социальный институт. 2. Классические теории социальной структуры М. Вебера и К. Маркса. 3. Социальное неравенство, его природа и виды, проявление в обществах разного типа. 4. Социальная стратификация как модель социального неравенства. 5. Исторические типы стратификационных систем. 6. Многообразие моделей стратификации. 7. Социологический анализ социальных процессов в обществе (социальная мобильность, интеграция и дифференциация). 8. Маргинальные слои и группы населения. 9. Проблемы социальной мобильности. Миграции населения. 10.Теории элит как особое направление стратификационны» исследований.
11. Проблема социального равенства и социальной справедливости. 12.Стратификационные теории в России (П. Сорокин) и в зарубежной социологии. 13.Сущность и функциональная природа социальной стратификации и ее основные измерения. 14.Управляющие и управляемые, социальный статус индивида. 15. Основные понятия стратификационного анализа (социальный класс, социальный слой, социальная группа). 16.Социальная структура российского общества и тенденции ее развития. 17. Маргиналы в социальной структуре российского общества. Обеспечение прав и свобод беженцев и переселенцев как социальная проблема. 18. «Новые русские»: социально-психологический портрет. 19. Особенности стратификационных процессов российского общества. Социально-демографическая структура России. Список учебно-методической и дополнительной литературы Основная литература 1. Багдасарьян, Н.Г., Козлова М.А., Шушунян Н.Р. Социология: учебник для вузов. Высшая школа экономики; общ. ред. Багдасарьян Н.Г. М.: Юрайт, 2015. - 447 с. 2. Волков, Ю. Е. Социология: Учебное пособие для бакалавров / Ю. Е. Волков. - М.: «Дашков и К°», 2014. - 400 с. 3. Ежов, С.П. Семинарские занятия по социологии. Практикум / С.П. Ежов, О.В. Халисте. – СПб.: 2015. - 121 с. 4. Немировский, В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с. 5. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 c. 6. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. - 288 c. 7. Фролов, С.С. Общая социология. - М.: Проспект, 2015. Дополнительная литература 1. Гидденс, Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005, - 629 с. 2. Осипов, Г.В. Социология. - М.: ЛКИ, 2012. - 384 с. 3. Пржиленский, В.И. Социальные технологии: фундаментальные и прикладные проблемы: Монография, – М.: Инфра-М, Норма, 2016. 4. Руденко, Р.И. Практикум по социологии. М.: "ЮНИТИ", 2009. 5. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с. 6. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 256 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.085 с.) |