Тема 2.5. социальная структура. социальная стратификация и мобильность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5. социальная структура. социальная стратификация и мобильность



1.  Социальное неравенство в обществе, его причины и значение.

2. Сущность социальной стратификации. Доход, власть, образование, престиж.

3. Рабство, касты, сословия, классы, страты. Демография. Каналы социальной мобильности.

4. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества. Характеристика основных соци­альных слоев общества.

5. Понятие социальной мобильности и ее причины. Виды социальной мобиль­ности. Демографические факторы мобильности.

6. Маргинализация: причины и модели. Ка­налы социальной мобильности. Виды миграции и ее социальные последствия.

7. Социальная стратифи­кация и социальная мобильность в СССР и современном российском обществе.

 

Основные социологические термины и понятия

Дифференциация социальная, Иерархия социальная, Маргинальность, Миграция, Мобильность вертикальная, Мобильность горизонтальная, Мобильность социальная, Молодежь, Референтная группа, Социальная структура общества, Стратификация социальная.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «социальная структура обще­ства»? Какие концепции социальной структуры общества вы таете?

2. Что представляет собой общественный класс? Какие при­чины разделения общества на основные и неосновные классы,социальные слои?

3. Какое определение классов дал В.И. Ленин? Насколько оно верно и полно?

4. Какова роль социальных интересов в интерпретации соци­альной структуры общества?

5. Можно ли бюрократию в СССР характеризовать как класс?

6. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

7. Какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд? Труд «создал» или «испортил» человека?

8. Влияет ли изменение структуры труда в условиях интенсификации производства на социальную структуру общества?

9. Какова сущность стратификационных теорий: критерии разделения общества на страты, разработанные Г. Парсонсом,стратификация по Л. Уорнеру, по П. А. Сорокину?

10. Какие модели стратификации, типы стратификационных систем вам известны?

11. Каковы тенденции в изменении современной структуры российского общества? Какие основные слои вы выделили бы в нашем обществе? Каковы место и роль интеллигенции в обществе? Кого можно считать настоящим интеллигентом?

12. Особенности типов стратификационных систем: физико-генетической, рабовладельческой, кастовой, сословной, этакратической, соци­ально-профессиональной, классоваой культурно-символической, культурно-нормативной?

13. Современные формы социального неравенства. Может ли неравенство быть справедливым?

14. Понятие социальной мобильности и ее причины. Виды социальной мобиль­ности? Ка­налы социальной мобильности? Демографические факторы мобильности?

15. Причины и модели маргинализации. Виды миграции и ее социальные последствия.

16. Открытое общество — общество равных возможностей?

 

Учебная игра. Сценарии развития стратификационной системы российского общества

 

В научной литературе выделяются три возможные альтернативы развития социальной структуры российского общества.

1. Постепенно формируется классовый тип стратификации, вытесняющий этакратический. Большее значение приобретают такие характеристики, как размер собственности и уровень доходов, качество образования и профессионализм. В процессе развития классовой стратификации увеличивается численность и доля среднего класса.

2. Социальная структура общества соединяет в себе черты эта- кратического и классового типов стратификации. В политике сохраняется патернализм вышестоящих социальных групп по отношению к нижестоящим.

3. Происходит «откат» от нарождающейся классовой структуры

к этакратической и возрождение корпоративных структур. Социальный статус различных социальных групп предписывается государством. Осуществляется политика формального выравнивания доходов с одновременным восстановлением системы льгот и привилегий       

Определите с вашей точки зрения:

а) наиболее оптимальный;

б) наиболее реальный;

в) наиболее предпочтительный сценарий развития социальной стратификации российского общества.

Какие последствия с точки зрения развития гражданского общества будет иметь реализация на практике каждого из сценариев?

Попытайтесь дать прогноз изменению политического режима в соответствии с каждым из предложенных сценариев.

Сравните в учебной группе результаты ваших ответов с ответами других учащихся.

 

тесты, задания и упражнения

1.Какие из предложенных объяснений неравенства принадлежат:

                     1) К. Марксу, 2) М. Веберу, 3) Р. Дарендорфу, 4) Э. Дюркгейму?

а) Неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют самые способные. Оно — естественный способ выживания общества.

б) Неравенство является результатом такого положения, ко­гда люди, под чьим контролем находятся общественные ценно­сти (богатства), имеют возможность извлекать для себя выгоду.

в) Неравенство вызвано не экономическими, а властными отношениями.

г) Неравенство определяется неодинаковыми возможностя­ми получения доходов, нахождения у власти и статусной пози­цией.

2. Какие из предложенных определений характеризуют понятия:

            1) «неравенство»,            2) «стратификация», 3) «класс»?

а) Социальные группы, имеющие неравный доступ к богат­ству, власти и неодинаковый статус.

б) Условия, при которых люди имеют неравный доступ к со­циальным благам.

в) Способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества.

3. Какая стратификационная система является открытой?

а) Кастовая.

б) Сословная.

в) Классовая.

4. Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству?

а) Сословие.

б) Класс.

в) Профессия.

5. В какой стране существовала классическая всеобъемлющая кастовая система?

а) Греция.

б) Индия.

в) Китай.

6. Какая страна характеризовалась классической системой де­ления общества на три сословия?

а) Великобритания.

б) Россия.

в) Франция.

7. К видам социальных статусов личности можно отнести.

          а) целевой и мотивированный;

               б) приобретенный и предписанный;

               в) ролевой и функциональный;

               г) эмоциональный и поведенческий.

8. Социальная стратификация — это:

а) деление всех членов общества на группы в соответствии с опре­деленной заданной системой критериев;

б) сословная организация общества;

в) объединение людей для достижения конкретной цели;

г) приобретение человеком определенного социального статуса.

9. Деление общества на классы представляет собой:

а) ценностно-нормативную модель;

б) категориальную модель;

в) структурно-функциональную модель;

г) стратификационную модель.

10. Важнейшим критерием экономической стратификации является:

а) уровень образования;

б) престиж профессии;

в) ранг в государственной иерархии;

г) место в организации труда.

11. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие:

а) распределения власти;

б) распределения материальных богатств;

в) общественного разделения труда;

г) упорядочения социальных отношений

12. Исторически первой системой социальной стратификации являются:

а) страты;

б) касты;

в) классы;

г) сословия.

13. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам эконо­мической стратификации:

а) уровень квалификации;

б) ранг в государственной иерархии;

в) место в организации труда;

г) подчиненность одних профессий другим.

14. Системообразующим признаком в марксистской теории социаль­ной классификации является:

а) емкость рынков труда;

б) наличие или отсутствие собственности на средства производства;

в) распределение объема политической власти;

г) уровень образования и квалификации.

15. Для немарксистских социологических подходов характерно выде­ление в структуре современных обществ:

а) трех основных классов;

б) четырех основных классов;

в) пяти основных классов;

г) шести основных классов.

16.Согласно подходам западной социологии, низшие классы (under­ class) состоят из:

а) представителей неквалифицированных и «полуквалифицирован­ных» (semi-qualified) представителей индустриального и сель­скохозяйственного рабочего класса;

б) обитателей городских трущоб;

в) женщин и представителей этнических меньшинств, занятых в наименее оплачиваемых, наименее безопасных и наиболее не­приятных профессиях;

г) деклассированных элементов.

17. Социальная мобильность — это:

а) изменение человеком места своего постоянного проживания;

б) смена ценностных ориентации личности;

в) изменение социального статуса индивида или группы;

г) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

18. Укажите, какие из перечисленных каналов социальной мобильно­сти являются наиболее важными в традиционных(т), а какие — в ин­дустриальных обществах(и).

Канал Тип общества
1. Армия    
2. Церковь  
3. Школа (образование)  
4. Политическая организация  
5. Экономическая организация  

19. Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой восходящей мобильности:

а) локаут (массовое увольнение);

б) «из грязи — в князи»;

в) создание корпуса «красных директоров»;

г) репрессии 1930-х гг.

20. Укажите, с какими из приведенных ниже суждений вы согласны (отметив «да»), а с какими не согласны (отметив «нет»).

Суждение

20.1 Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов — в рабочие и крестьяне

20.2 Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем боль­ше у него рождается детей.

20.3  В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших — больше

20.4 Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность

20.5 Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх

21. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

а) повышение в должности;

б) изменение вероисповедания;

в) увольнение по сокращению штатов;

г) смену профессии.

22. Примером восходящей социальной мобильности является:

а) увольнение по сокращению штатов;

б) смена гражданства;

в) вступление в брак;

г) повышение в должности.

23. Примером горизонтальной мобильности является:

а) увольнение по сокращению штатов;

б) смена гражданства;

в) вступление в брак с представителем своей социальной группы;

г) повышение в должности.

24. Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать:

а) переезд в другой город;

б) изменение предмета, преподаваемого учителем;

в) получение прибавки к жалованью;

г) увольнение по сокращению штатов.

25. Теории социальной мобильности органически связаны с:

а) концепциями социальной стратификации;

б) теориями социального господства;

в) теориями демографических изменений;

г) концепциями институциональной социологии.

26. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном об­ществе является:

а) институт армии;

б) институт церкви;

в) институт политики;

г) брачно-семейный институт

27. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а дру­гие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы счи­таете, что данное суждение правильное, то ответьте «да»; если не­правильное — «нет».

 

Суждения

27.1 Социальная стратификация — это совокупность больших социаль­ных групп, расположенных иерархически по критериям социально­го неравенства и называемых стратами
27.2   Совокупность больших социальных групп дает социальный состав населения  
27.3 В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально
27.4 Рабство не существовало и не существует в новое и новейшее время
27.5 Универсальным измерителем неравенства в обществе является об­разование
27.6 Представители класса мелкой буржуазии (при капитализме) — это одновременно и собственники, и наемные работники
27.7 Восходящая социальная мобильность обычно осуществляется доб­ровольно, нисходящая — принудительно
27.8 Социальный статус семьи — один из факторов индивидуальной мо­бильности
27.9 Все аскриптивные статусы являются прирожденными
27.10 Функцией политических институтов является удовлетворение по­требности общества в производстве и распределении материальных благ

 

Темы докладов и рефератов

1. Социальная структура общества как социальный институт.

2. Классические теории социальной структуры М. Вебера и К. Маркса.

3. Социальное неравенство, его природа и виды, проявление в обществах разного типа.

4.  Социальная стратификация как модель социального неравенства.

5. Исторические типы стратификационных систем.

6. Многообразие моделей стратификации.

7. Социологический анализ социальных процессов в обществе (социальная мобильность, интеграция и дифференциация).

8. Маргинальные слои и группы населения.

9. Проблемы социальной мобильности. Миграции населения.

10.Теории элит как особое направление стратификационны» исследований.

11. Проблема социального равенства и социаль­ной справедливости.

12.Стратификационные теории в России (П. Сорокин) и в зарубежной социологии.

13.Сущность и функциональная природа социальной стратифи­кации и ее основные измерения.

14.Управляющие и управляемые, социальный статус индивида.

15. Ос­новные понятия стратификационного анализа (социальный класс, социальный слой, социальная группа).

16.Социальная структура российского общества и тенденции ее развития.

17. Маргиналы в социальной структуре российского общества. Обеспечение прав и свобод беженцев и переселенцев как социальная проблема.

18. «Новые русские»: социально-психологический портрет.

19. Особенности стратификационных процессов российского общества.

 Социально-демографическая структура России.

Список учебно-методической и дополнительной литературы

Основная литература

1. Багдасарьян, Н.Г., Козлова М.А., Шушунян Н.Р. Социология: учебник для вузов. Высшая школа экономики; общ. ред. Багдасарьян Н.Г. М.: Юрайт, 2015. - 447 с.

2. Волков, Ю. Е. Социология: Учебное пособие для бакалавров / Ю. Е. Волков. - М.: «Дашков и К°», 2014. - 400 с.

3. Ежов, С.П. Семинарские занятия по социологии. Практикум / С.П. Ежов, О.В. Халисте. – СПб.: 2015. - 121 с.

4. Немировский, В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с.

5. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 c.

6. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. - 288 c.

7.  Фролов, С.С. Общая социология. - М.: Проспект, 2015.

Дополнительная литература

1. Гидденс, Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005, - 629 с.

2. Осипов, Г.В. Социология. - М.: ЛКИ, 2012. - 384 с.

3. Пржиленский, В.И. Социальные технологии: фундаментальные и прикладные проблемы: Монография, – М.: Инфра-М, Норма, 2016.

4. Руденко, Р.И. Практикум по социологии. М.: "ЮНИТИ", 2009.

5. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с.

6. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 256 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.085 с.)