Тема 2. 2. Социальные институты. Общественное мнение как социальный институт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 2. Социальные институты. Общественное мнение как социальный институт.



  1. Содержание понятия "социальный институт". Основные признаки социаль­ных институтов. Базовые институты общества и сферы их влияния.
  2. Функции и дис­функции социальных институтов. Основные принципы функционирования сис­темы социальных институтов.
  3. Социально-исторические типы институтов: традиционные и современные.
  4. Основные институты культуры: религия, образование и наука.
  5. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества.
  6. Сущность и содержание общественного мнения. Факторы детерминации общественного мнения.
  7. Мировое общественное мнение. Общественное мнение в современной России.

 

Основные социологические термины и понятия

Бюрократия, Дезорганизация социальная, Инженерия социальная, Инновация, Интеграция социальная, Институт социальный, Институционализация, Конфликт институциональный, Легитимность, Лидерства стиль, Мировое общественное мнение, Образование, Общественное мнение, Организация социальная, Религия, Семья, Социальная технология, Труда характер, Факторы детерминации.

Контрольные вопросы

1. В чем особенности семьи как социального института? Ка­ковы основные формы организации семьи, ее наиболее существенные функции?

2. Почему институт семьи считается базовым в любом обще­стве? Почему люди живут семьями?

3. Всегда ли «брак» и «семья» существуют вместе? Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений?

4. Что такое социальный институт? Опишите каждый элемент социального института.

5. В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе?

6. Каким образом происходит процесс институционализации? Какова последовательность этого процесса? Наблюдаете ли вы в настоящее время становление новых для российского общества социальных институтов? Если да, то каких?

7. Какие типы функций социальных институтов можно вы­ делить? Как они соотносятся друг с другом? Существует ли иерархия социальных институтов по масштабу подчиненности, общественной значимости? Почему институт семьи является базовым, приоритетным в любом обществе?

8. Какие социальные отношения становятся основой соци­альных институтов? Что должно произойти для институциализации таких отношений?

9. Перечислите основные факторы детерминации общественного мнения.

10. Каков механизм формирования общественного мнения?

11. В чем сущность и содержание общественного мнения?

12. Перечислите основные факторы манипуляции общественного мнения. 

 

тесты, задания и упражнения

1. Какое понятие подходит под определение: «Устой­чивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систе­му общества»?

а) социальная общность;

б) социальная организация;

в) социальный институт.

2. Как рассматривали известные американские со­циологии Дж.К. Хоманс и II. Блау возникновение и разви­тие социальных институтов и организаций общества?

а) как результат естественной эволюции общества;

б) как результат взаимодействия производительных сил и производственных отношений;

в) как результат развития обменных отношений.

3. Как называются институты, определяющие роле­вую структуру общества по самым различным основаниям— от пола и возраста до вида занятий и способностей?

а) интеграционные;

б) регулятивные;

в) реляционные.

4. Как называются институты, определяющие допус­тимые рамки независимых по отношению к нормам обще­ства действий во имя личных целей и санкций, карающих выход за эти рамки?

а) интеграционные;

б) регулятивные;

в) реляционные.

5. Какое понятие подходит под определение: «Произ­вольное соглашение людей, которые объединились в про­цессе работы, распределив и закрепив за каждым членом
определенные функции для наиболее эффективной дея­тельности»?

а) социальный институт;

б) социальная организация;

в) социальная группа.

6. Какие основные типы социальной организации вы можете назвать?

а) низкого уровня, среднего уровня, высокого уровня;

б) первичные и вторичные;

в) формальные и неформальные.

7. Главные функции социальных институтов:

а) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность;

б) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, измен­чивость;

в) давать дипломы выпускникам.

8. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт:

а) образования;

б) семьи;

в) религии.

9. Процесс и результат появления в обществе соци­ального института— это:

а) институционализация;

б) дисфункция,

в) стабилизация.

10. Дисфункция социального института проявляется в следующем:

а) институт полностью удовлетворяет важнейшие общест­венные потребности;

б) институт не эффективен, его престиж падает в обществе;

в) институт является престижным, авторитетным в обществе.

11. Какое понятие объединяет следующие категории: разделение труда, семья, собственность, армия, брак, обра­зование?

а) социальная структура;

б) социальные отношения;

в) социальные институты.

12. Под социальным институтом понимают:

а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения опре­деленной совокупности личных и общественных потребностей;

б) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

в) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общест­ва проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

г) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие лю­дей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

13. Важнейшей предпосылкой институционализации является:

а) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум;

б) успешное прохождение большинством индивидов процесса со­циализации;

в) интернализация индивидами новых социальных норм и ценно­стей и формирование на этой основе новых систем потребно­стей личности, ценностных ориентации и ожиданий;

г) стремление членов общества к консенсусу.

14. Понятие «институционализация» означает:

а) признание достигнутого социального статуса индивида;

б) учреждение социального института определенной группой лиц;

в) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что считается общепринятым;

г) закрепление общественной практики или какой-то области об­щественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.

15. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

а) политические институты;

б) экономические институты;

в) правовые институты;

г) брачно-семейные институты.

16. Брачно-семейные институты включают в себя:

а) только аскриптивные статусы;

б) только достигаемые статусы;

в) и те и другие;

г) ни те ни другие.

17. Укажите соответствие между понятиями и их опре­делениями:

Понятия

а) тотальный институт;

б) социальная роль;

в) институциональный анализ;

г) институт семьи;

д) институциональные нормы;

е)сегментация институционального порядка;

ж) политические институты;

з)институционализация;
и) легитимация;

к) социальный институт;

л) экономические институты;

м) ролевой репертуар.

Определения

1) изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение;

2) разнообразие ролевого поведения конкретного человека, его способность модифицировать, варьировать исполнение одной и той же роли в зависимости от изменения ситуации;

3) институциональные комплексы, назначение которых ре­гулировать производство и распределение продуктов и услуг, отношения собственности и обмена;

4) процесс образования социального института;

5) специально разработанные правила организационного поведения;

6) 6) способы объяснения и оправдания сложившегося институционального порядка;

7) 7) поведение, предписанное в определенных обстоятель­ствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия;

8) учреждения, организованные с целью регулирования процесса принятия решений, касающихся коллективных инте­ресов;

9) устойчивый комплекс правил, норм, установок, регули­рующих различные сферы человеческой деятельности и орга­низующих их в систему социальных ролей и статусов;

10) процесс увеличения числа и сложности институтов, их дифференциации, в основе которого лежит степень разделения труда в обществе, специализация деятельности;

11) организации, охватывающие полный суточный цикл жизнедеятельности своих подопечных, что оказывает глу­бокое воздействие на их психику и поведение;

12) система правил, норм поведения, ролей, связанных с регулированием сексуального поведения, деторождения, со­циализации, обеспечением социального положения.

18. К социальным институтам, действующим в духовной сфере, не относится …

1) наука                                                 3) семья

2) массовая коммуникация               4) общественное мнение

19. Две функции, присущие СМИ как социальному институту – это …

социальная стратификация

1) просвещение

2) социальный контроль

3) социальная дифференциация

20. В социально здоровом обществе...

1) преобладают формальные функции социальных институтов

2) преобладают неформальные функции социальных институтов

3) существенно расходятся их формальные и неформальные функции

21. Элементом социального института не являются …

1) ценности

2) роли

3) знания

4) нормы

22. Если социальный институт неэффективен и его престиж в обществе падает, то говорят о … социального института

1) дисфункции                               3) ликвидации

2) реорганизации                           4) перестройке

23. К примерам социальных институтов не относятся …

1) авторитет

2) семья

3) религия

4) образование

24. Ввел в научный оборот понятие «дисфункция социального института» и обосновал его

1) Ф. Теннис

2) К. Маркс

3) Г. Зиммель

4) Р. Мертон

25. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт …

1) религии                    3) семьи

2) образования             4) науки

26. Предпосылкой возникновения любого социального института является …

1) государственное регулирование

2) наличие общественного договора

3) возникновение общественной потребности

4) возникновение социальных стереотипов

27..Цель науки - это...

1. получение знания

2. получение истинного знания

28. Отличительные черты науки - это...

1. рациональность положений и выводов

2. иррациональность положений и выводов

3. общезначимость, безличность

29. Первым рассмотрел науку как социальный институт...

1. Т.Парсонс                                   3) Ч.Кули

2. Р.Мертон

Темы докладов и рефератов

1. Семья как социальный институт и как малая группа.

2. Структура семьи и модели семьи.

3. Условия стабильности брака и причины развода.

4. Традиционная и современная семья.

5. Современная семья и права ребенка.

6.  Семейная жизнь в России и западных обществах: срав­нительный анализ.

7. Структура социальных институтов, их типология (классифика­ция) и иерархия.

8.  Доминантные социальные институты: семья, власть, собственность.

9. Процесс институционализации и устойчивости общества.

10. Социальные институты как агенты соци­ального изменения и развития.

11.Функции и закономерности функционирования социальных институтов, источники их развития (или кризиса).

12.Дифференциация и специализация институтов в процессе пере­хода от традиционного общества к современному индустриаль­ному.

13.Особенности социальных институтов как сложных соци­альных образований.

14.Наука и образование как социальные институты.

15.Религия как социокультурный институт.

16.Характеристика основных социальных институтов России.

17.Феномен общественного мнения.

18.Общественное мнение в современной России.

19.Функции общественного мнения.

20.Мировое общественное мнение.

Список учебно-методической и дополнительной литературы

Основная литература

1. Багдасарьян, Н.Г., Козлова М.А., Шушунян Н.Р. Социология: учебник для вузов. Высшая школа экономики; общ. ред. Багдасарьян Н.Г. М.: Юрайт, 2015. - 447 с.

2. Волков, Ю. Е. Социология: Учебное пособие для бакалавров / Ю. Е. Волков. - М.: «Дашков и К°», 2014. - 400 с.

3. Ежов, С.П. Семинарские занятия по социологии. Практикум / С.П. Ежов, О.В. Халисте. – СПб.: 2015. - 121 с.

4. Немировский, В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с.

5. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 c.

6. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. - 288 c.

7.  Фролов, С.С. Общая социология. - М.: Проспект, 2015.

Дополнительная литература

1. Осипов, Г.В. Социология. - М.: ЛКИ, 2012. - 384 с.

2. Пржиленский, В.И. Социальные технологии: фундаментальные и прикладные проблемы: Монография, – М.: Инфра-М, Норма, 2016.

3. Руденко, Р.И. Практикум по социологии. М.: "ЮНИТИ", 2009.

4. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с.

5. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 256 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.055 с.)