Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 4. Социальные общности и группы. Семья как социальный институт и малая группа
1. Социальные общности, их отличительные признаки и значение. Мнимые и контактные социальные общности. 2. Масса как феномен социальной общности. Формы массового поведения. Принципы и приемы воздействия на массовое сознание. 3. Этнические общности. Этнические процессы. Этнические конфликты и проблема их преодоления. 4. Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные, референтные группы. 5. Малая социальная группа. Структура и признаки малой группы. 6. Трудовой коллектив как социальная группа. Коммуникационные связи в группах. 7. Социальные группы в современной России. 8. Историческое развитие института семьи. Родство, брак и семья. 9. Жизненный цикл семьи. Тенденции развития института современной семьи. Семья и демографическая политика в современной России.
Основные социологические термины и понятия Группа вторичная, Группа малая, Группа первичная, Группа референтная, Группа социальная, Дифференциация социальная, Иерархия социальная, Ингруппа, Квазигруппа, Клак, Лидер, Масса социальная, Массовое сознание, Мнимые и контактные общности, Народ, Народность, Национализм, Нация, Племя, Род, Семья, Субкультура, Этнонациональная политика, Этнос, Этносоциология. Контрольные вопросы 1. Что такое социальная общность? Какие общности вам известны? 2. Почему в социологии существует наряду с понятием «социальная общность» понятие «социальная группа»? 3. Каковы признаки социальной группы? Какие типы социальных групп существуют в обществе? 4. Перечислите основные признаки первичных и вторичных групп. В чем их различие? 5. В чем состоят особенности массового сознания и его отличительные признаки? 6. Какие принципы и приемы воздействия на массовое сознание вы знаете? 7. Охарактеризуйте отличительные признаки этнических общностей? 8. Назовите основные проблемы современной семьи. Раскройте их содержание. 9. Всегда ли «брак» и «семья» существуют вместе? Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений? 10. В чем особенности семьи как социального института? Каковы основные формы организации семьи, ее наиболее существенные функции? 11. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе? Почему люди живут семьями?
тесты, задания и упражнения 1.Что понимается под социальной группой? а) любой коллектив, реальный или воображаемый, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее; б) группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других; в) относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения.2.Как называется теория, разрабатывающая проблемы функционирования в обществе различных социальных групп? а) теория среднего уровня; б) теория социокультурной динамики; в) теория групповой динамики. 3. «Свойство этического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы» – какое понятие подходит под данное определение? а) национализм; б) шовинизм; в) этноцентризм. 4. «Исторически возникший вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией» — к какому понятию относится это определение? а) община; б) класс; в) этнос. 5. «Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности» — к какому понятию относится это определение? а) национальные отношения; б) производственные отношения; в) общественные отношения. 6. Как определить одним словом деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, а также нациями и государствами? а) управление; б) политика; в) дипломатия. 7. Как называется группа, к которой индивид принадлежит в настоящее время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы: образ жизни, доход, престиж, статус? а) первичная группа; б) референтная группа; в) общность. 8. В современной англо-американской науке нацией называется: а) Совокупность граждан государства. б) Этнос. в) Большая и устойчивая группа людей, имеющих общность языка, территории, самосознания и самоназвания. 9. Этнос — это: а) Устойчивая группа людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают мифом об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.
б) Феномен биосферы, всегда связанный с вмещающим его ландшафтом. в) Интеллектуальный конструкт, воображаемая общность, результат социализации человека. 10. Расы — это: а) Подразделения вида «человек разумный» с закрепленными наследственными физическими признаками и с определенным ареалом расселения. б) Человеческое сообщество, объединенное общностью языка, обычаев, судьбы. в) Общность людей, объединенных территорией, обычаями, хозяйственной жизнью и сознания. 11. Субэтнос представляет собой: а) Часть этноса. б) Совокупность нескольких этносов. в) Нацию. 12. Как называется идеология родоплеменного деления и розни? а) Шовинизм. б) Расизм. в) Трайбализм. 13. Какие из предложенных определений характеризуют понятия: 1) расизм, 2) этноцентризм, 3) ассимиляция? а) Постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой. б) Положение, при котором группа, принадлежащая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации, угнетению. в) Тенденция оценивать другие культуры сквозь призму собственной. 14. Как называется теория, претендующая на объяснение поведения человеческих множеств, которые объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и а) теория массовых коммуникаций; б) теория «подражания»; в) теория «толпы». 15. Кто является автором популярной на рубеже XX в. книги «Психология толпы»? а) Г. Лебон; б) Г. Тард; в) Э. Фромм. 16. Как называются концепции, предметом исследования которых являются массовые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно? а) теория «массы»; б) «психология толпы»; в) теории коллективного поведения. 17. Малая социальная группа представляет собой: а) любое кратковременное скопление людей, в котором они тем или иным образом взаимодействуют друг с другом; б) совокупность индивидов, связанных между собой кровно-родственными узами; в) некоторое число людей, вступающих между собой в постоянные непосредственные контакты; г) группу индивидов, имеющих одинаковые или близкие социальные статусы. 18. Вторичная группа играет господствующую роль: а) в родоплеменной общине; б) в традиционном обществе; в) в современном обществе; г) в формальной организации. 19. Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется: а) клан; б) группа; в) толпа; г) очередь. 20. Типичным представителем малой группы является: а) очередь в магазине; б) участники забега на короткую дистанцию; в) группа посетителей музея, сопровождаемая экскурсоводом; г) нуклеарная семья. 21. Наибольшая численность малой группы определяется: а) пределом в 8-10 человек; б) пределом в 25-30 человек; в) функциями группы в более крупной социальной общности; г) постоянством или регулярностью непосредственных контактов между ее членами.
22. Первичной называется малая группа: а) образующая ядро вторичной группы;
б) отличающаяся наиболее высокой частотой и плотностью контактов между ее членами; в) формирующаяся раньше вторичной по времени; г) система ценностей и норм которой является для ее членов свое образным эталоном. 23. Какие из малых групп считаются наиболее продуктивными: а) диады; б) триады; в) численностью 5-6 человек; г) численностью более 6 человек. 24. Малая группа, система ценностей и норм которой являются для индивида эталоном, называется: а) эталонной; б) идеальной; в) когерентной; г) референтной. 25. Какой из предложенных подходов к определению семьи является специфически социологическим? а) Семья — это малая группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, чувств и стремлений. б) Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. в) Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства. 26. Какие из названных функций семьи являются неспецифическими? а) Биологическое воспроизводство общества. б) Передача социального статуса. в) Социализация молодого поколения. 27. Что из перечисленного является признаком эндогамной семьи? а) Партнер избирается только из чужой группы. б) Партнер избирается только из своей группы. 28. Каков наиболее распространенный тип современной семьи по критерию лидерства (власти)? а) Патриархальный. б) Матриархальный. в) Эгалитарный (эквалитарный). 29. Расширенное воспроизводство обеспечивается семьей, состоящей из: а) Двух детей. б) Трех детей. в) Четырех и более детей. 30. Нуклеарная семья — это: а) Семья, включающая два поколения (родители и дети). б) Семья, состоящая из родительской и новообразованной семьи (три поколения). в) Сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах. 31. Брак — это: а) Совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения между мужчиной и женщиной. б) Совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. в) Социально одобряемый союз одного и более мужчин с одной или более женщинами. 32. Что, на ваш взгляд, является важным критерием успешности брака?
а) Способность супругов приспособиться друг к другу. б) Количество детей в семье. в) Сильная власть мужа. 33. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» дастся социологический анализ становления семьи, различных форм брака. Кому принадлежит заслуга в разработке этой проблемы? а) П. Сорокину; б) Ф. Энгельсу; в) Г. Зиммелю. 34. Какая категория характеризуется данным определением: «Основанная па браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью»? а) брак; б) семья; в) сожительство. 35. Какая категория характеризуется данным определением: «Исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и отношения»? а) брак; б) семья; в) сожительство. 36. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является: а) нуклеарной; б) расширенной; в) супружеской. 37. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых странах. Такие формы брака называются: а) групповой брак; б) полигамия; в) полиандрия. 38. Брачно-семейные институты включают в себя: а) только аскриптивные статусы; б) только достигаемые статусы; в) и те и другие; г) ни те ни другие.
Темы докладов и рефератов 1. Понятие социальных общностей. Природа социальных групп и их классификация. 2. Этническое и расовое неравенство. 3. Толпа и публика как основные типы массовых социальных общностей. 4. Социальные группы в современной России. 5. Малая социальная группа. Структура и признаки малой группы. 6. Трудовой коллектив как социальная группа. Коммуникационные связи в группах. 7. Масса как феномен социальной общности. Формы массового поведения. Принципы и приемы воздействия на массовое сознание. 8. Этнические общности. Этнические процессы. Этнические конфликты и проблема их преодоления 9. Современная семья и права ребенка. 10. Семейная жизнь в России и западных обществах: сравнительный анализ. 11. Структура семьи и модели семьи. 12. Жизненный цикл семьи: методы и результаты исследований. 13. Социология семьи как отрасль социологического знания. 14. Семья как социальный институт и как малая группа. Список учебно-методической и дополнительной литературы Основная литература 1.Волков Ю. Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Социология" / Ю. Г. Волков - М.: Альфа-М, 2013. 2. Глазырин В.А.Социология. Учебник для прикладного бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. 3. Добреньков, В.И. Социология: Учебник. Серия - Высшее образование, - М.: Инфра-М, 2018. 4. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования. Учебник. - М.: Инфра-М. Серия - Высшее образование, 2018. 5. Кондауров В.И., Страданченков А.С., Коханов Е.Ф., Куртиков Н.А., Захаров М.Ю., Симоненко С.И., Ионцева М.В., Багдасарова Н. Социология. Общий курс: Учебник. - (Высшее образование: Бакалавриат)., (Гриф) - М.:, 2017.
6. Кравченко А.И. Социология. Учебник, - М.: Проспект, 2018. 7. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата. - М., Издательство Юрайт, 2017. 8. Лавриненко В. Н. - Социология: учебник: – М.: Проспект, 2014. 9. Общая социология: Учебник. - М.: Альфа-М, 2017.
Дополнительная литература 1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с. 2. Кравченко, А.И.Социология: Хрестоматия для вузов – М.: Академический проект, 2010. 3. Кумпен, А.А., Росенко С.И. Курлов А.Б. Методология социального познания. Монография, – М.: Проспект, 2016. 4. Немировский, В.Г. Общая социология: учебное пособие / В. Г. Немировский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с. 5. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Елсуков [и др.]; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 5–е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 544 с. 6. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: учеб. пособие / Ж.Т. Тощенко. – 2–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт–Издат, 2003. – 527 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.055 с.) |