Техники подстройки и присоединения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техники подстройки и присоединения



Особое внимание в НЛП уделяется гипнотическим техни­кам. Вслед за М. Эриксоном создатели НЛП понимают гипноз не как состояние, а как особую форму коммуникации, при

которой терапевт апеллирует к подсознанию клиента (Гриндер, Бендлер, 1997).

В основе эффективного использования трансовых техник лежит глубокий раппорт терапевта с клиентом Терапевт ис­пользует для этого присоединение или подстройку Здесь очень важно принимать поведение и мышление другого человека, что помогает присоединиться к его модели мира. Терапевт прини­мает и использует любое поведение клиента для установки и поддержания раппорта.

Подстроиться можно к любому наблюдаемому поведению, меняя свои действия в соответствии с тем, как меняется пове­дение другого человека. Например, можно отзеркалить позу, положение тела, головы собеседника, скопировать темп его речи, громкость и т. д. Более тонкий и эффективный способ подстройки — это присоединение к дыханию клиента. Не обязательно подстраиваться к дыханию напрямую, то есть своим дыханием, можно делать это перекрестно, например, кивать головой в такт дыханию клиента, или говорить на его выдохе. Можно подстроиться темпом речи к дыханию клиента или к частоте пульса.

В процессе присоединения терапевт действует наподобие изощренного механизма биологической обратной связи. Мил-тон Эриксон в качестве механизмов присоединения эффек­тивно использовал положение своего тела и свои движения. Он часто перенимал тон голоса, скорость речи клиента и ее синтаксическое строение, приспосабливая свое дыхание, по­ложение тела и жесты, чтобы подстроиться к нему.

Таким образом, клиент ощущает свое дыхание, поднятие и опускание своей груди, и одновременно видит тело терапев­та, повторяющее те же ритмические движения. В сущности, терапевт превращает все свои выходные каналы в механизм обратной связи, осуществляющий подстройку к субъективным переживаниям клиента и на сознательном, и на подсознатель­ном уровнях. Клиенты редко осознают сложные способы, с помощью которых опытный терапевт подстраивается к ним. Эта неосознанность, по-видимому, - важная составляющая в быстром, эффективном наведении транса.

Важным инструментом для подстройки и последующего ведения во время трансовой коммуникации является речь. Во-первых, подстроившись к речи клиента (основным выра­жениям, повторяющимся оборотам и т. д.), НЛП-консультант получит много информации о его модели мира. Словесное присоединение терапевта к клиенту можно считать успешным, когда речевые обороты терапевта принимаются клиентом как точное описание его текущих переживаний.

Есть два основных эффективных способа словесного присоединения к клиенту:

1) описание текущих, наблюдаемых переживаний клиента;

2) описание текущих, внешне ненаблюдаемых переживаний клиента.

Первый способ зависит, прежде всего, от способности терапевта различать тонкие нюансы поведения клиента и включать эти различия в свое описание действий клиента. Например, терапевт может воспользоваться такими фразами:

«Вдыхая и выдыхая — с каждым вдохом и с каждым вы­дохом...»;

«Рука поднимается, поднимается...»

Эуи фразы должны располагаться во времени так, чтобы они точно описывали переживания клиента. Они произносятся, когда клиент и в самом деле вдыхает или выдыхает, или когда рука клиента и в самом деле поднимается. В присоединении этого рода также очень важна сенсорная восприимчивость терапевта, его способность проводить тонкие зрительные и слуховые различия. Он использует слова и фразы, услышанные им от клиента, интонацию клиента, темп его голоса и т. д.

Таким образом, первый способ присоединения предполага­ет умение терапевта словесно подстраиваться к текущим пере­живаниям клиента. Сюда входят очевидное поведение, напри­мер: «Когда вы сидите здесь, слушая мой голос...» и менее очевидное. Здесь уместно привести случай, где М. Эриксон внушает клиенту, чтобы его руки поднялись. Он делает это в тот момент, когда клиент вдыхает. Если ваши руки лежат на бедрах, и вы делаете вдох, у вас возникает ощущение, будто руки при­поднимаются. Эриксон подстраивает свои словесные внушения

к тем переживаниям, которые, как ему уже заранее известно, будут у клиента. Он выбирает момент вдоха и говорит клиенту, что его руки поднимаются, — клиент не может этого отрицать.

Цель терапевта — присоединиться настолько успешно, чтобы можно было вести клиента в его переживаниях. Другими словами, как только клиент принимает (обычно на подсозна­тельном уровне) описание терапевта как точное отображение его текущих переживаний, то размывается граница между описанием нынеинего поведения клиента и того, что он будет переживать в следующий момент. Типичный прием — сделать ряд присо­единяющихся высказываний, таких, что клиент может сразу же убедиться в их истинности, а потом связать их с высказыванием, описьвающим поведение, которое терапевт хочет вызвать у клиенга. Связки между высказываниями могут различаться по своей силе. Самой слабой связкой является союз «и».

Пример: «Вы сидите здесь, слушая мой голос и расслаб­ляясь все больше и больше...»

Несколько более сильную связку представляют собой приемы, в которых выражения, упомянутые выше, соединяют высказывания, связывая их во времени (косвенно-причинная связка).

Гример: «В то время как ваша голова наклоняется вперед, вы можете начать вспоминать...»

Самую сильную форму связки называют причинно-след-ственной; в ней используются слова, прямо указывающие на причинность, такие как заставляет, делается, становится.

Пример: «От покачивания головой вам становится все удобнее...»

Важной чертой этих высказываний является то, как они связывают текущее поведение клиента с его следующим пере­живанием. Применение связок основано на способности тера­певта использовать свойственные самому клиенту принципы моделдрования, чтобы присоединиться к нему и повести его в новом, терапевтически полезном направлении. Применяя любой из этих типов соединения, терапевт начинает с чего-то уже происходящего и связывает это с желательным следующим шагом. Терапевт будет особенно эффективен, если он начнет с самой слабой формы соединения и постепенно перейдет к более сильной форме.

Ко второму способу присоединений относятся описания текущих внешне ненаблюдаемых переживаний. В данном случае клиенту предлагается ряд туманных и многозначных высказываний, которые для неподготовленного уха звучат очень конкретно. Терапевт говорит, например: «...И вы можете обратить внимание на особое ощущение...»

У клиента, безусловно, будет какое-нибудь ощущение, и когда он слышит слова терапевта об особом ощущении, он относит эту фразу к одному из своих нынешних ощущений; следовательно, это высказывание является точным описанием текущего, внешне не наблюдаемого опыта клиента. В такой фразе не уточняется, о каком именно ощущении идет речь, что позволяет связать ее с чем-то определенным в личных переживаниях клиента. Про такие фразы, где не указывается, о каких именно переживаниях клиента идет речь, говорят, что в них нет указательного индекса.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕТЕХНИКИ

Вслед за М. Эриксоном специалисты НЛП используют и множество других лингвистических приемов. Один из самых мощных приемов, относящихся к лингвистическому моделиро­ванию, — исключение, при котором часть смысловой нагрузки предложения, глубинная структура не представлена в самом высказывании, предложенном клиенту, то есть в поверхностной структуре. Например, терапевт может сказать: «...И продолжая раздумывать... на самом деле раздумывать...»

Глагол «раздумывать» описывает процесс чьего-то раз­мышления о чем-то. Однако кто именно раздумывает и о чем в этом предложении не уточняется; эти части смысловой нагрузки предложения исключены. Тогда слушатель получает возможность (обычно бессознательно) вложить свой смысл, самостоятельно заполнив пропуски.

Терапевт применяет свои лингвистические умения, при­соединяясь к внешне наблюдаемому опыту клиента, выбирая

неконкретные глаголы, прилагательные, номинализации, макси­мально увеличивая вероятность того, что высказывания подойдут клиенту. Такие глаголы, как «думать», «знать», «чувствовать», «переживать», «понимать», «помнить», «замечать», «осозна­вать», «делать», «двигаться», «изменять», часто встречаются в присоединяющих и ведущих высказываниях. Это относительно неконретные предикаты. Вдобавок, многие из этих предикатов, когда они употребляются в речи, переводят внимание клиента на определенную часть его личного опыта, и, используя их, терапевт успешно присоединяется к клиенту, а затем направляет его текущий опыт.

НЛП-консультант часто употребляет неконкретные слова в сочетании с приемом «чтение мыслей». В каком-то смысле этот прием лежит в основе присоединения к ненаблюдаемому поведению клиента. Вот примеры этого подхода:

«Я знаю, что вы раздумываете...»;

«Наверное, вам любопытно...»;

«Вы можете заметить особое ощущение...»

Здесь терапевт заявляет о своем знании внутреннего, ненаблюдаемого опыта клиента, не определяя, каким образом он получил эту информацию. Если чтение мыслей слишком конкретно, то коммуникатор рискует сказать что-нибудь проти­воречащее опыту слушателя и в результате потерять раппорт.

По мере наведения транса соотношение присоединения и ведения в работе терапевта значительно меняется. Наведение транса и внушения, предлагаемые клиенту в трансе, обыч­но сочетают в себе и подстройку и ведение. Когда терапевт переходит к ведению, он не дает клиенту прямых указаний, а скорее использует ряд естественных языковых процессов моделирования. Например, вместо того, чтобы дать клиенту указание сесть на стул, он может сказать: «...да, и я раздумываю, заметили ли вы стул, на котором, как вы скоро обнаружите, вам будет удобно сидеть...»

Здесь используется принцип предпосылки. Когда в ес­тественных языковых системах к существительному («стул») присоединены придаточные предложения («на котором, как вы скоро обнаружите, вам будет удобно сидеть»), слушателю приходится признать истинным описание, данное в придаточ­ных предложениях, чтобы все высказывание в целом имело смысл. Предпосылки — это лингвистическое обозначение того, что обычно называется просто предположением, основ­ные организующие принципы, без которых предоставленная информация не имеет смысла.

Вот другой пример использования предпосылок: «Мне интересно, понимаешь ли ты, что ты уже глубоко в трансе». Чтобы осмыслить это сообщение, клиенту нужно признать истинность придаточного предложения, идущего за глаголом «понимаешь», то есть признать, что «ты глубоко в трансе». Более того, в придаточном предложении «ты глубоко в трансе» содержится другая предпосылка — наречие «глубоко». Когда в придаточном предложении используется наречие, то все осталь­ное в нем воспринимается как само собой разумеющееся. Если терапевт задает вопрос клиенту: «Глубоко ли ты в трансе?», то вопрос не в том, в трансе ли он, а в том, насколько глубоко он вошел в это состояние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

■Итак, НЛП — это достаточно стройная модель, основанная на исследовании тесной связи мышления и языка. Часть осно­вополагающих идей (о несоответствии субъективной модели и реального мира, о связи мышления, тела и речи и ряд других) принимаются практически во всех школах психотерапии.

Однако многие из методов и положений, лежащих в осно­ве данного подхода, спорны и сложно доказуемы. НЛП часто обвиняют в технологичности, в поверхностности. Одним из основных обвинений является проблема влияния, активного вмешательства терапевта во внутренний мир клиента. Безу­словно, не приходится отрицать манипулятивныи характер этого подхода. Но долг специалиста — показать клиенту вы­ход из трудной ситуации, расширить модель его реальности, активно вмешавшись в эту модель. Неприятие и даже страх стать жертвой нечистоплотного НЛП-специалиста во многом вызван мифом об универсальности этой технологии. Этот миф

породила заносчивая и самоувереннаяь реклама некоторых тренингов и семинаров по НЛП.

В действительности область применения, хотя и очень широка, все же ограничена. По мнению Е. И. Виль-Виль­яме, НЛП как терапевтический метод можно использовать с пациентами, имеющими расстройства невротического, экзо­генного круга и не стоит применять как метод помощи при эндогенном процессе или подозрениях на него (Виль-Вильямс, 1995). Данных о применении в этой области недостаточно для обеспечения безопасности пациентов. Кроме того, как уже отмечалось, важным является исследование экологии, на что иногда уходит большая часть терапевтического сеанса.

Что касается применения НЛП в бизнесе, политике, рекламе, то здесь необходимо помнить, что, несмотря на гу­манистическую направленность, НЛП — это обоюдоострый меч, поскольку область и цели применения эффективных приемов влияния, разработанных в русле этого подхода, за­висят от морально-этических качеств владеющего ими. Как и любое знание, в руках одних оно становится благом, в руках других — средством достижения корыстных целей.

Что касается НЛП в России, то актуальной здесь яв­ляется следующая проблема. Будучи лингвистически-ори­ентированной терапией, это направление формировалось на основе английского языка, с учетом его особенностей, а также особенностей мышления людей, для которых анг­лийский — родной язык.

Известно, что язык — это отражение ментальности на­рода, создавшего его, национальных особенностей и психо­логии нации в целом. Английский язык более лаконичен и менее эмоционален, чем русский, поэтому некоторые приемы выглядят в переводе слишком упрощенными и неестествен­ными для русскоговорящего человека. Кроме того, качество переводной литературы оставляет желать лучшего, большое количество малопонятных «калек» с английского затрудняет понимание. Решение этой проблемы — в развитии «русского НЛП», учитывающего особенности русского языка и психо­логии русскоговорящих людей.

Развитие НЛП открывает множество практических пер­спектив, поскольку это, безусловно, практико-ориентированное направление (например, Курбатов, 1995). Предупреждая дис­куссии, авторы НЛП пишут: «Мы не психологи, не теологи и не теоретики. Мы не думаем о том, какова же „реальность" на самом деле. Функция моделирования — создавать полезные описания полезным... Мы не предлагаем ничего истинного, а предлагаем только полезное» (Виль-Вильямс, 1995, с. 5).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

1. Какие научные разработки послужили предпосылками к созданию НЛП?

2. Чем характеризуется модель успешного поведения со­гласно Дж. Гриндеру и Р. Бендлеру?

3. Назовите процессы, лежащие в основе создания инди­видуальной картины мира, и объясните их суть.

4. Что такое мета-программа и как она проявляется?

5. Какие репрезентативные системы вам известны и как определить участвующую в коммуникации систему представ­лений собеседника?

6.»Что такое «якорь»? Приведите примеры якорей и опи­шите технику их установки.

7. Объясните понятия «конгруэнтность» и «неконгруэнт­ность». Как определить неконгруэнтность собеседника? Каковы правила работы с неконгруэнтностью?

8. Каковы взгляды создателей НЛП на функции подсо­знания и чем они отличаются от взглядов 3. Фрейда и его последователей?

9. Какова, согласно взглядам НЛП на подсознание, логика работы с поведением, которое клиент считает ненужным или нежелательным?

10. Что такое «экология» сточки зрения НЛП? Как опре­делить, насколько экологична работа психолога?

11. Как звучит «золотое правило» успеха?

12. Поясните постулат о том, что «смысл сообщения со­держится в отклике на него».

13. Что такое «субмодальность»? Приведите пример наи­более важных субмодальностей.

14. Для каких целей используется лингвистический прием, называемый мета-моделью?

15. Какие способы выявления номинализаций вы знаете?

16. По какой схеме проходит психотерапия в НЛП?

17. Назовите основные требования к постановке цели.

18. Что такое модель Милтона и для чего она используется?

19. Каковы взгляды создателей НЛП на гипноз и что является основой эффективного использования трансовых техник? Как осуществляется подстройка и ведение в трансовой коммуникации?

20. Справедливы ли критические высказывания по поводу манипулятивного характера НЛП-технологий?

21. Существуют ли ограничения в использовании методов НЛП?

22. Какие существуют проблемы, связанные с использо­ванием НЛП в России?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреас К, Андреас С. Сердце разума. Использование вашей внутренней способности измениться с помощью нейро-лингвистического программирования. Новосибирск: Экор, 1995.

2. Виль-Вильямс Е. И. Базовые модели применения НЛП в психотерапии. Методическое руководство. Новосибирск, 1995.

3. Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО«МОДЭК», 1993.

4. Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии (в 2-х т.). СПб.: 1993.

5. Гриндер Д., Бендлер Р. Формирование транса. Новоси­бирск: 1997.

6. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.

7. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

8. Dilts R. Changing Belief Systems With NLP; Meta Publications, Cupertino, California, 1990.

М. Е. Валиуллина,

И. М. Городецкая,

М. Ж. Гусманов и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.037 с.)