Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели изменения в транзактном анализе
Главная цель транзактного анализа — помочь клиентам обрести жизненную позицию «Я — хороший, Ты — хороший». В качестве иллюстрации своей концепции Э. Берн использует метафору о лягушках и принцах. Первая задача заключается в том, чтобы лягушки смогли почувствовать себя лучше, то есть превратились в более довольных лягушек. Вторую задачу Э. Берн описывал как выход из кожи лягушки и возобновление прерванного развития принца. Получение автономии и формирование интегрированного взрослого — вот два способа достижения второй цели транзактного анализа. Автономия подразумевает способность к несценарному поведению, то есть обратимому поведению без выработанной временной программы, и неподверженность влиянию родителей. Автономное поведение противоположно сценарному поведению. С этой точки зрения автономность — это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность здесь и теперь, а не на сценарные убеждения. Э. Берн сравнил достижение автономии с мирным расставанием с родителями, после которого можно наносить родителям визиты, при этом не подчиняясь им. Он не дал определения этому понятию, однако отметил, что автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности. Под осознанием понимается способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чисто чувственные впечатления, так, как это делает только что родившийся младенец. «Человек осознающий» не интерпретирует и не отфильтровывает свои ощущения с тем, чтобы они подходили под определения Родителя. Спонтанный человек реагирует на мир прямо и открыто, не затушевывая отдельных частей реальности и не искажая ее в угоду Родительским определениям. Спонтанность подразумевает то, что человек может свободно реагировать из любого «Я»-состояния. Это способность выбирать из всего возможного разнообразия чувств, мыслей и поведения. Интимность представляет собой открытое выражение своих подлинных чувств и желаний, существующих по отношению к другому человеку. Хотя автономия не означает постоянное нахождение во Взрослом, она тем не менее предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью «Я»-состояния Взрослого. Для отображения этой идеи Э. Берн предложил использовать термин интегрированный взрослый (Нельсон-Джо унс, 2000). У интегрированного Взрослого некоторые качества, напоминающие детские и родительские, интегрированы во Взрослое «Я»-состояние способом, отличным от контаминации. Интегрированный Взрослый может иметь как свойственные детям качества (например, обаяние и открытость), так и этические качества (например, храбрость, искренность, надежность). Таким образом, интегрированный Взрослый в идеале должен проявлять три вида качеств. Во-первых, это археопсихические качества, такие как личная привлекательность и чувствительность; во-вторых, неопсихические качества, например способность к объективной обработке данных; в-третьих, эк-стеропсихические качества, такие как личная ответственность (Нельсон-Джоунс, 2000).
Э. Берн неоднократно подчеркивал, что работа психолога, практикующего транзактный анализ, заключается в том, чтобы «вылечить пациента», а не просто добиться «прогресса» в лечении. Берн связывает излечение с полным отказом от старого жизненного сценария и выработкой нового пути развития. Чтобы вылечиться, необходимо сбросить шкуру лягушки и продолжить прерванное развитие принца. «Прогресс» же в лечении означает лишь то, что человек чувствует себя более комфортно в шкуре лягушки (Берн, 1992). Для изложения положений транзактного анализа используется понятный и доступный язык, хорошо известные всем слова типа «Родитель», «Дитя», «Взрослый», «игра», «сценарий», «поглаживание» и т. п. Некоторые специалисты полагают, что подобный язык свидетельствует о поверхностном и неглубоком мышлении, однако они ошибаются. Складываясь из отдельных наблюдений, транзактный анализ со временем превратился в тщательно разработанную и обоснованную теорию человеческих взаимодействий. Последователям Э. Берна удалось значительно отшлифовать исходные концепции и распространить применение транзактного анализа на различные социальные организации. Сегодня Международная организация транзактного анализа — профессиональная организация, которая предлагает детально разработанные программы подготовки специалистов, проводит сертификацию и издает «Журнал транзактного анализа».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ Задание 1. Изучите вашего Дитя в настоящее время. Осознайте то, как вы себя ведете: а) когда вы напряжены, больны, устали, расстроены и т. д.; б) когда кто-то выступает Родителем по отношению к вам; в) когда Дитя -другой личности раздражает или привлекает вашего Дитя; г) когда вы идете в гости; д) когда вы хотите что-то от кого-нибудь. Задание 2. Определите установки ваших родителей. Как бы реагировали ваши родители на следующие события: а) больной ребенок заплакал среди ночи; б) приближается день рождения ребенка; в) ребенок разбил ценную вазу или сделал что-нибудь запрещенное; г) юноша уходит в армию; д) знакомство с новым соседом иного вероисповедания или национальности, чем у них; е) родственник желает остаться жить в вашем доме; ж) нищий в грязной, изодранной одежде просит милостыню. Задание 3. Ответьте на вопросы Взрослого о вашей жизни. а) кем я себя чувствую (по ощущению моего Дитя)? б) кем я себя считаю (по мнению моего Дитя)? в) кем я себя считаю (по обработанным данным моего Взрослого)? г) кого и что я ценю в жизни? д) для кого и для чего я живу? е) что значит для меня моя жизнь сейчас? ж) что является действительно важным? Задание 4. Определите, с позиции какого «Я»-состояния произносились следующие высказывания. 1. На картину современного художника: а) «Бред какой-то! Что же это должно означать?» б) «Эта картина в соответствии с выставленной ценой стоит триста пятьдесят тысяч». в) «О, какой прелестный цвет!» 2. На требование начальника сделать отчет: а) «Наш начальник никак не отучится быть надсмотрщиком». б) «Я знаю, что отчет потребуется начальству к 17 часам». в) «Что бы я ни делал, я все равно не могу угодить своему начальнику». 3. На сцену насилия на улице: а) «Право, разве это не захватывающая сцена!» б) «Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно». в) «Мне лучше вызвать милицию». 4. На предложение куска шоколадного торта во время диеты: а) «Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста калорий». б) «Смелее, это поддержит мои силы». в) «Какой вкусный торт! Я могу съесть его целиком». 5. На звуки рок-музыки: а) «Какую ужасную гадость слушают наши дети!» б) «Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать». в) «Мне трудно думать или разговаривать, когда звучит 6. На опоздание молодой секретарши: а) «Бедняжка выглядит так, будто не смыкала глаз сегодня ночью». б) «Если она не может рассчитывать свое время, остальные сотрудники будут этим недовольны». в) «Хотел бы я уметь веселиться, не замечая времени». 7. На лекцию, в которой используется ненормативная лексика: а) «Хотел бы я иметь смелость говорить так же». б) «Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словар-j ном запасе». в) «Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не ясно, как они действуют на ау-| диторию». 8. На запах кислой капусты: а) «Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье членов нашей семьи». б) «В капусте содержится много витамина С». в) «Никто не заставит меня есть эту вонючую гадость».
9. На знакомство с мужчиной, заключившим вас в свои объятия: а) «Он смял меня». б) «Никогда не позволяй незнакомым людям прикасаться к тебе». в) «Я удивлена, почему он это сделал?» Правильные ответы: 1 — Родитель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д); 2 - Р, В, Д; 3 - Д, Р, В; 4 - В, Р, Д; 5 - Р, Д, В; 6 - Р, В, Д; 7 - Д, Р, В; 8 - Р, В, Д; 9 - Д, Р, В. Задание 5. Представьте, что ваша жизненная драма исполняется на сцене. а) В каком жанре исполняется эта драма? Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что-то другое? б) Содержит ли ваша пьеса сценарный план? Если да, то на что он направлен: на успех или неудачу, является ли он сценарием Победителя, Побежденного или Не-победителя? в) Побудьте зрителем вашей пьесы. Станете ли вы аплодировать, плакать, свистеть, смеяться, заснете, захотите получить обратно деньги за билет или поведете себя как-нибудь по-другому? Задание 6. Представьте, что вы имеете 100 единиц энергии, которые можете распределить между Критическим Родителем, Заботящимся Родителем, Взрослым, Свободным Дитя и Адаптированным Дитя. Принимая во внимание то, как вы обычно чувствуете и ведете себя, нарисуйте диаграмму, распределив 100 единиц энергии среди пяти «Я»-состояний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ {. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Лениздат, 1992. 2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992. 3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994. А.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденный выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями. М.: Прогресс, 1993. 5. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн.: Наука и техника, 1993. 6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. 7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998. 8. Стьюарт И., Джойнс В. Новое введение в транзакци-ональный анализ. СПб, 1997. Глава 6 НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — это относительно новое направление практической психологии, | получившее свое развитие в 1970-х годах. Среди его авто-| ров — доктор лингвистики Джон Гриндер, доктор психологии Ричард Бендлер, доктор антропологии Джудит Дезолье, а также] Роберт Дилтс, Лесли Кэмерон Бендлер и др. Большую роль в] развитии этого направления сыграл также Грегори Бейтсон — антрополог, занимавшийся описанием процессов коммуника-1 ции, теорией систем, ученый, которого интересовали многие темы: биология, кибернетика, психотерапия. Предпосылками возникновения НЛП послужили, с одной стороны, разработки кибернетиков, с другой — опыт работы таких признанных мастеров психотерапии, как Милтон Эриксон (недирективный гипноз, стратегическая терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия), Фриц Перлз (гештальт-психология).
На сегодняшний день НЛП, или, как его еще называют, терапия образа, — одно из модных направлений в практической психологии. Только в США подготовку в этой области прошло более ста тысяч человек. В нашей стране впервые заговорили об НЛП в конце 1980-х годов, когда стали появ-1 ляться первые подпольные переводы книг и проводиться короткие тематические семинары в рамках культурного обмена. За последние десять лет это направление стало популярно по всей России. Центры НЛП в нашей стране находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Смоленске, Иваново, Красноярске. Широкую известность нейро-лингвистическому программированию обеспечили не только множество сторонников, но и немало противников, в том числе и среди профессиональных психологов. Неоднозначное отношение к этому виду терапии обусловливается целым рядом моментов. Чтобы разобраться в причинах существования в психологической среде двух полярных мнений, необходимо сначала понять, что же представляет собой нейро-лингвистическое программирование. НЛП изучает индивидуальные программы — модели, созданные мозгом человека и проявляемые в его речи. Основатели этого подхода Дж. Гриндер и Р. Бендлер отмечали, что НЛП — это модель человеческого поведения, коммуникации. В отличие от представителей других школ, объектом изучения которых являются «проблемные» личности, терпящие неудачи в той или иной области и потому нуждающиеся в помощи психотерапевта, авторы НЛП изучали людей, добившихся успеха в различных сферах — бизнесе, политике, психотерапии, семейной жизни. Дж. Гриндера и Р. Бендлера интересовало, что объединяет всех этих людей, какие стратегии помогают им достигать своих целей. На основе выявленных характеристик они создали модели коммуникации, поведения и восприятия мира, позволяющие добиваться успеха, и начали обучать этим моделям других людей. «Мы считаем себя людьми, которые создают „модели", — описывают свой подход Дж. Гриндер и Р. Бендлер. — Мы придаем очень мало значения тому, что люди говорят, и очень большое значение тому, что люди делают. Затем мы строим модель того, что люди делают» (Гриндер, Бендлер, 1993, с. 5). К характеристикам преуспевающей личности авторы отнесли умение четко формулировать свои цели, гибкость поведения, эффективный доступ к внутренним ресурсам, а также хорошо развитую сенсорную восприимчивость, или умение замечать невербальную информацию во время коммуникации. По сути, приобретение этих качеств и представляет собой цель терапии, и все техники НЛП в той или иной степени обеспечивают клиенту возможность приблизиться к этой идеальной модели. НЛП нашло широкое применение не только в психотерапии, но и в других областях: бизнесе, рекламе, спорте, обучении, политике.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.02 с.) |