Тема 4. Индивидуальные особенности саморегуляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Индивидуальные особенности саморегуляции



 

Представление о самом себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. Представляемое «Я» соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею, на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия.

Особенно наглядно это было проиллюстрировано в тех экспериментальных работах, в которых испытуемым приходилось соизмерять выполняемое задание c представляемыми собственными инструментальными возможностями действия, на основе чего одни демонстрировали завышение уровня притязаний, другие же – его занижение.

Я-концепция является результатом самосознания. По мнению Р. Бернса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями.

Я-концепция – это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести.

Согласно этому определению, Я-концепция – это реальный, идеальный образы «Я» и образ «Я» как результат отраженного самоотношения («Я» в представлениях других людей, или зеркальное «Я»). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями. Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ «Я»), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами.

Образ «Я» – это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными – атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т. д. Все эти образы называются аспектами целостного Я и в более общем виде представляют собой физическое «Я» – образ, или схему, тела, социальное «Я» – роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное «Я» – ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность – все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое «Я» – неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.

Самооценка – отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности. Согласно У. Джемсу, самооценка складывается из двух составляющих – уровня притязаний и уровня реальных достижений. Уровень притязаний – это уровень трудности достигаемых целей. Если уровень притязаний будет очень высоким, а уровень реальных достижений – низким, то самооценка тоже будет низкой. При сочетании уровня притязаний и уровня достижений самооценка становится высокой и адекватной. Повышения самооценки, соответственно, добиваются двумя способами – путем снижения уровня притязаний или посредством улучшения реальных достижений. Самооценка – один из тщательно изученных психических феноменов.

Самоутверждение – поведенческий аспект Я-концепции. Самоутверждение представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления «Я», придания ему или поддержания силы, значимости. Любому человеку в большей или меньшей мере свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем он является и насколько ценным себя чувствует. Люди прибегают к разным способам поддержания значимости себя для того, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Это могут быть идеализация и идентификация в одном случае, проекция и обесценивание – в другом, самореализация – в третьем. В целом самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение.

Образ «Я», самооценка и самоутверждение личности – взаимно обусловленные феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.

Мы выяснили, что Я-концепция представляет собой сложную систему, основными модальностями которой являются Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное, а компонентами – образ «Я», самооценка и самоутверждение.

Я-концепция выполняет определенные функции:

• обеспечивает внутреннюю согласованность (конгруэнтность, по Роджерсу) личности. Важным моментом согласованности является совпадение представлений о себе с той информацией, которая поступает извне. Я-концепция может 1) допускать опыт, соответствующий образу «Я»; 2) отрицать его, используя примитивные формы защиты; 3) искажать с помощью более зрелых защитных механизмов; 4) изменяться сама;

• осуществляет интерпретацию опыта по типу атрибутивной проекции, уподобляя социум своему внутреннему миру. Так, если молодой человек уступает место женщине, то она может расценить этот поступок как проявление доброты, или как намек на возраст, или как стремление завязать знакомство;

• предвосхищает будущие успехи или неудачи, определяя направление поиска и достижения. Ожидание успеха будет сопровождаться положительными эмоциями, позитивно сформулированной целью, разработкой инструментальных средств, направленных на достижение успеха, а ожидание неудачи – иными стратегиями и чувствами: негативными эмоциями, целью, в которой изначально будет заложено представление о неудаче, инструментальными средствами, направленными на избегание неуспеха.

Я-концепция изменяется под влиянием различных обстоятельств в процессе личностного развития человека. Известно, что с возрастом вес различных аспектов в целостном образе «Я» существенно меняется. Так, у пятилетних детей одним из базовых представлений о себе является образ тела – физическое «Я». Чем старше становится ребенок, тем меньше в его образе «Я» представлены физическое, половое, возрастное «Я» и др. и значительнее – психические свойства и моральные качества.

Социальные психологи обратились к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» во второй половине ХХ в. в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми.

Проблема изучения ценностей личности всегда являлась актуальной. Ведь, как известно, именно ценности лежат в основе мотивации личности, обусловливают её мысли и поступки.

Кроме того, в отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности традиционно выделяют её направленность. Направленность личности обычно связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих её целостную структуру. Эта система детерминирует поведение и деятельность человека, ориентирует его активность. Содержание направленности личности, её отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, выражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели деятельности.

Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда думают, принимают решения и действуют.

В психологической науке Д. А. Леонтьев предлагает различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании. Он выделяет три группы явлений:

1) ценность как знание об общественных идеалах, которые выработаны общественным сознанием и явлены в обобщенных представлениях о должном в различных сферах общественной жизни;

2) ценность как действие, к которому стремятся, то есть предметное воплощение общественных идеалов, которые требуют конкретных действий людей;

3) ценности как личные идеалы, которые присутствуют в мотивационных структурах личности и побуждают ее к предметному воплощению в своей жизни и деятельности.

Ценности включают в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания, в связи с которыми формируется тенденция выбора.

Л. Г. Почебут и И. А. Мейжис выделяют еще четвертую группу явлений, существующую наряду с тремя выделенными:

4) ценность как критерий моральной оценки и нравственной позиции индивида определяет его позицию по отношению к другим людям, влияет на выбор друзей и партнеров, как и на характер межличностных отношений.

Данные четыре формы существования ценностей взаимосвязаны и переходят одна в другую. Кроме этого, они связаны с возрастом, полом и культурой сообщества. Так, например, в молодости человек больше всего может ценить независимость и свободу, а к старости – благополучие и жизненный комфорт. Мужчины больше стремятся к профессиональным достижениям, а женщины больше ориентированы на ценности любви и семьи. Существуют общечеловеческие ценности: семья, благополучие, здоровье, свобода, равенство, справедливость.

Таким образом, ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивы и цели, а также соответствующие способы действий для их достижения.

Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это поиск смысла жизни, своего места в ней.

В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека. Вслед за Ф. Ницше он повторяет: «Тот, у кого есть, для чего жить, может выдержать почти любое ″как″». Именно В. Франкл впервые выделяет особую форму активности, характерную для становления и развития человека, – смыслообразующую активность. «В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее он должен осознавать, что это он сам – тот, кого спрашивают. Живущему в мире человеку вопросы задает жизнь, и он может ответить жизни, только отвечая за свою собственную жизнь. Он может дать ответ жизни, только принимая ответственность на себя».

Из обширного набора предлагаемых обществом ценностей человек выбирает – предпочитает, отказывается, борется «за» или «против», взвешивает – свои ценности. Как пишут А. А. Волочков и Е. Г. Ермоленко, только в ходе авторского, субъектного, выстраданного самой личностью выбора любая общественная ценность становится индивидуальной. За этим порой нелегким выбором – эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для «Я».

В отечественной психологии идею смыслообразующей активности развивает К. А. Абульханова-Славская. Она представляет этот вид активности как личностную интерпретацию человеком способа жизни, включающую представление о месте в обществе, о своей состоятельности, как жизненную «приземленность» или, наоборот, идеалистичность. Такая личностная интерпретация, по ее мнению, и есть основа сознания, а сущность ее выражается «семантическим интегралом» – уникальной системой притязаний, саморегуляции и удовлетворенности. Смыслообразующая активность, связанная с индивидуальным выбором, образованием и систематизацией ценностей, всегда индивидуальна, ситуативна.

По К. А. Абульхановой-Славской, «смысл жизни – это своеобразное чувство своей субъективности, возможности творчества жизни, это не только когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью» [2].

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.91.239 (0.016 с.)