Изучение психологического климата в подразделении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение психологического климата в подразделении



Благоприятная социально-психологическая атмосфера в подразделении - важнейшее условие для эффективной оперативно-служебной деятельности. В целях обеспечения стабильного психологического климата необходимо проводить работу по следующим направлениям.

1. Исследование организационно-психологических проблем. Цель: Повышение мотивации труда сотрудников, оптимизация процесса управления, повышение командной сплоченности подразделений.
Методы: а) беседы с сотрудниками; б) проведение структурированных интервью по организационнопсихологическим проблемам с личным составом (в том числе, со средним начальствующим составом); в) составление анкеты по социальнопсихологическим проблемам и проведение анкетного опроса сотрудников; г) анализ субъективного восприятия личным составом эмоционального климата внутри подразделения; д) разработка и реализация рекомендаций по улучшению работы с личным составом.

2. Психологическое сопровождение деятельности кадрового аппарата (отдела, отделения).
Цель: Выявление и участие в решении основных задач подбора, оценки, распределения, профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников.
Методы: а) анализ данных по комплектованию и текучести кадров для выявления субъективных факторов, влияющих на снижение удовлетворенности службой; б) анализ действий лиц, ответственных за процесс комплектования штата (методов поиска новых сотрудников, собеседований с вновь принимаемыми на службу и пр.); в) участие в собеседовании с кандидатами; г) беседы с сотрудниками на тему их профессионального будущего; д) разработка конкретных рекомендаций по улучшению кадровой работы.

3. Изучение эмоционального и делового климата в подразделениях.
Цель: Выявление проблемных подразделений и сотрудников, описание структуры формальных и неформальных отношений (в том числе, неформальных лидеров), разработка мероприятий по улучшению психологической атмосферы в подразделениях.
Методы: а) социометрические исследования, направленные на выявление предпочтений среди сотрудников подразделений по отношению друг к другу по различным аспектам межличностного взаимодействия с последующим:

v выявлением и работой с неформальными лидерами в подразделениях;

v выявлением социальных конфликтов и сотрудников, имеющих напряженные отношения с коллегами по службе;

v выявлением отношения к происходящему в подразделении;

v выявлением сотрудников со сниженной профессиональной успешностью;

б) социологическая анкета (в т. ч. анонимная), направленная на:получение информации о последствиях возможного уволь, нения различных сотрудников;получение информации по поводу отношения сотрудников к своим служебным обязанностям;анализ предложений по реорганизации службы в подразделении;анализ предложений по отношению к руководству об из  менении стиля работы и отношения к подчиненным.

4. Консультирование руководства подразделения.
Цель:
Повышение эффективности процесса управления.
Методы: а) индивидуальные беседы с руководителями; б) составление аналитических справок по психологическим: проблемам подразделения; в) консультирование.

5. Изучение социально-психологических, личностных, интеллектуальных качеств начальствующего состава.
Цель:
Повышение профессиональной (в том числе, организационной) эффективности начальствующего состава.
Методы: а) психодиагностическое тестирование, направленное на сбор информации об индивидуальных качествах руководителей среднего звена; б) индивидуальные беседы с начальствующим составом по результатам тестирования (обратная связь); в) психологические консультации по работе с коллегами.

6. Комплексный анализ социально-психологической ситуации в отдельных структурных звеньях подразделения (в отделе, отделении).
Цель: Оптимизация процесса управления.
Методы: а) анализ результатов обследований личного состава в контексте проблем подразделений; б) изучение динамики служебных и психологических показателей личного состава.

7. Проведение психологической работы в «проблемных» отделах (отделениях) и с конкретными сотрудниками.
Цель: Развитие профессионально важных качеств и повышение психологической грамотности сотрудников, повышение мотивации милицейского труда, улучшение психологического климата и эффективности служебной деятельности.
Методы: а) индивидуальные консультации сотрудников на основе данных проведенных обследований (тестирования, социометрии и др.); б) групповые тренинги по повышению коммуникативной компетентности, развитию командной сплоченности и пр. [3]

Из методик, для диагностики психологического климата в рабочем коллективе ОВД, можно использовать:

Ø Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин). Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности коллектива. В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–). (Бланк вопросов предоставлен в приложении А).

Ø Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (Социометрический тест Дж. Морено). Суть метода - субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам. Шкалы - критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т. е. по сферам жизнедеятельности. Процедура обработки:

ü обработка данных по каждому критерию в отдельности;

ü составление социоматрицы, определение индивидуального социометрического статуса индивида (лидер, отверженный, изолированный);

ü графическое отображение полученных данных - структуры межличностных отношений (социограмма);

ü подсчет дополнительных индексов: социального статуса, эмоциональной экспансивности как отдельных членов, так и группы в целом, групповой сплоченности.

Ø Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя свое актуальное «Я». Это образ собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. Результаты всех измерений переводятся в так называемую психограмму-круг, состоящий из 8 психологических тенденций (октант), которые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях: доминирование подчинение и дружелюбие агрессивность.

Ø Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. (Бланк вопросов в приложении Б)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.005 с.)