Структура, задачи и направления деятельности подразделений психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, задачи и направления деятельности подразделений психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел



Введение

 

Решение задач, стоящих перед органами внутренних дел (ОВД) по охране общественного порядка и борьбе с преступностью требует всестороннего обеспечения деятельности сотрудников и подразделений – кадрового, материально-технического, информационного, финансового, правового и т.д. В ряду специальных мер обеспечения эффективного и качественного выполнения оперативно-служебных задач важное значение имеет психологическое обеспечение.

Психологическое обеспечение деятельности ОВД – это принятие психологически обоснованных правовых, организационных мер, управленческих и кадровых решений, направленных на совершенствование системы работы с личным составом, улучшение качественного состава и уровня подготовленности кадров, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности в обычных и экстремальных условиях на основе мобилизации психологического потенциала личности, коллектива, организационной структуры и системы управления ОВД.[7]

Сотрудники ОВД, принимающие участие в поддержании конституционного строя, подвергаются воздействию сильных психотравмирующих факторов. Выполнение служебно-боевых задач в условиях, сопряжённых с постоянным риском для жизни, даже без участия личного состава в активных боевых действиях, порождает стойкую тенденцию развития отрицательных психических состояний, приводит к резко выраженной социально-психологической дезадаптации, неблагоприятным изменениям личности. Существенно снижается нервно-психическая устойчивость, появляются немотивированные страхи, головные, сердечные боли, безразличие и депрессия, возникают необратимые психофизиологические изменения, растёт число чрезвычайных происшествий, увольняемых по отрицательным мотивам или по собственному желанию, самоубийств.

Психологическое сопровождение сотрудников – это комплекс психологических мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование динамики и коррекцию психического состояния сотрудников, социально-психологических процессов и боеспособности подразделений в различные периоды профессиональной деятельности. [7]

 

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников ОВД

Профилактика суицидов у сотрудников ОВД

Наиболее типичные конфликтные ситуации, побудившие сотрудников принять решение о самоубийстве можно условно разделить на 3 группы:

1. Конфликты в семье.  Возникают на основе индивидуально-психологических особенностей сотрудника и его ближайших родственников. Составляют 50% случав суицидального поведения. В том числе, 18% - из-за ревности или неудачной любви.

2. Конфликты в служебном коллективе. Причина - проблемы в отношениях с начальниками и сослуживцами из-за неуживчивости, импульсивности, болезненного самолюбия и пр. Составляют около 20%.

3. Правовые конфликты. Возникают из-за страха перед возможным наказанием за правонарушение, в связи с переживанием стыда или раскаяния. Составляют около 15%.

В остальных случаях (около 15%) причинами суицидального поведения явились переживания по поводу своего заболевания, материальных затруднений, коммунально-бытовых проблем. [14]

Среди мотивов, обусловленных наличием психопатологических расстройств, преобладают идеи виновности, мнимого тяжкого заболевания, изменения самоощущения, преследования и др.

Заключение

На сегодняшний день проведено немало исследований в области психологического сопровождения системы управления ОВД, в ходе которых рассмотрены проблемы психолого-управленческого потенциала личности, социальной группы и системы управления. [1] Учеными были разработаны методы психологической диагностики профессионально-важных управленческих качеств, пути повышения социально-психологической компетентности руководящего состава ОВД (Н.В. Андреев, В.В. Вахнина, И.В. Горлинский, Л.Е. Киселева, А.И. Китов, М.И. Марьин, Н.Ю. Портнягина, В.Н. Смирнов, А.М. Столяренко). Проведенные психологические исследования анализировали особенности сотрудников ОВД уже с определенным управленческим опытом и стажем руководящей работы. Очень важно больше внимания уделять сотрудникам, которые впервые назначены на руководящую должность, то есть начальникам структурных подразделений территориальных органов внутренних дел на начальном этапе развития карьеры. Именно в этот период формируются особенности управленческого стиля, который в дальнейшем может являться основой для развития управленческой компетентности. [6]

Подводя итог, можно сказать, что психолог, состоящий в ряде структур ОВД, выполняет колоссальный объем работы, выполняя свои функции в качестве эксперта и консультанта. Психолог должен иметь развитое аналитическое мышление, иметь такое качество как эрудированность, так как на сегодняшний день больше половины преступников имеют высшее образование. [1] Специалист должен быть грамотным в любых ситуациях, компетентным по отношению ко всем и иметь огромное желание помогать людям.

Список использованной литературы

1. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Метод. пособие / Под ред. В.М.Бурыкина. – М.: ГУК МВД России, 2004. – 240 с.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб, 2014.  - 520с.

3. Вахнина В.В. Психологические особенности мотивации личности руководителя органов внутренних дел: Дис...канд. псих. наук.- М., 1999. - 206с.

4. Дашко М. Н, Виноградов М. В. Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 101-102.

5. Ендржеевский А. А. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД: состояние и основные пути совершенствования. [Электронный ресурс] / А. А. Ендржеевский // Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах № 1 (56) / 2014.

6. Любаев, Д. В. Специфика деятельности психолога в структуре МВД / Д. В. Любаев, А. В. Любаев.  - Текст: непосредственный // Юный ученый.  - 2019.  - № 8 (28).  - С. 148-150.

7. Марьин М. И., Петров В. Е, Кузнецова О. В. Психологическая служба в системе управления органами внутренних дел: учеб. пособие. М., 2012. С. 54-55.

8. Марьин М. И. и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях.- М.: ГУК и КП МВД России, 2013.  - 308с.

9. Мягких Н.И. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /Под ред. Бовина Б.Г. - Москва: Науч.-исслед. центр проблем мед. обеспечения, 1997.  - 344с.

10. Пряхина М. В., Кобозев И. Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика. СПб., 2011. – 34с.

11. Селиверстов В.И Научно-методическое обеспечение деятельности психологической службы ОВД России/ Управление воспитательной работы ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России, 2004.  - 120с.

12. Сложеникин А. П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности: автореф. дис.... канд. психол. наук. СПб., 2009.

13. Ульянина О. А. Психологическая коррекция негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел // Гуманизация образования. 2018. № 1.

14. Хваженко, С.П. Анализ исследований в области мотивационных предпочтений сотрудников ОВД /С.П. Хваженко, А.И. Дубнякова.  - Питер: Вестник МВД России, 2007.  - 188с.

15. Шаповал В. А., Кобозев И. Ю, Золотенко В. А. Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел. Организация психологической службы в органах внутренних дел: учеб. пособие. СПб., 2016. С. 168-170.

16. Шхагапсоева, М.Х. Особенности психологического сопровождения сотрудников МВД России в целом /М.Х. Шхагапсоева.  - Нальчик: Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016.  - 13с.

17. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД: Методическое пособие.М.,2003. – 17с.

Приложение А

Положительные особенности +3 +2 +1 0 -3 -2 -1 Отрицательные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии               Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание               Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравиться бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время               Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива               Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга               В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «Один за всех, все за одного»               В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
переживаются всеми как свои собственные               Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии               Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту.               Коллектив подразделяется на «привелигированных» и «пренебрегаемых», здесь подозрительно относятся к слабым, высмеивают их
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

Приложение Б

Жизненные события Баллы
1. Смерть супруга (супруги). 100
2. Развод. 73
3. Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером. 65
4. Тюремное заключение. 63
5. Смерть близкого члена семьи» 63
6. Травма или болезнь. 53
7. Женитьба, свадьба. 50
8. Увольнение с работы. 47
9. Примирение супругов. 45
10. Уход на пенсию. 45
11. Изменение в состоянии здоровья членов семьи. 44
12. Беременность партнерши. 40
13. Сексуальные проблемы. 39
14. Появление нового члена семьи, рождение ребенка. 39
15. Реорганизация на работе. 39
16. Изменение финансового положения. 38
17. Смерть близкого друга. 37
18. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. 36
19. Усиление конфликтности отношений с супругом. 35
20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома). 31
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. 30
22. Изменение должности, повышение служебной ответственности. 29
23. Сын или дочь покидают дом. 29
24. Проблемы с родственниками мужа (жены). 29
25. Выдающееся личное достижение, успех. 28
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе). 26
27. Начало или окончание обучениям учебном заведении. 26
28. Изменение условий жизни. 25
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. 24
30. Проблемы с начальством, конфликты. 23
31. Изменение условий или часов работы. 20
32. Перемена места жительства. 20
33. Смена места обучения. 20
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. 19
36. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. 19
36. Изменение социальной активности. 18
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). 17
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна. 16
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. 15 '
40. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). 15
41. Отпуск. 13
42. Рождество, встреча Нового года, день рождения. 12
43. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения). 11

 

Введение

 

Решение задач, стоящих перед органами внутренних дел (ОВД) по охране общественного порядка и борьбе с преступностью требует всестороннего обеспечения деятельности сотрудников и подразделений – кадрового, материально-технического, информационного, финансового, правового и т.д. В ряду специальных мер обеспечения эффективного и качественного выполнения оперативно-служебных задач важное значение имеет психологическое обеспечение.

Психологическое обеспечение деятельности ОВД – это принятие психологически обоснованных правовых, организационных мер, управленческих и кадровых решений, направленных на совершенствование системы работы с личным составом, улучшение качественного состава и уровня подготовленности кадров, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности в обычных и экстремальных условиях на основе мобилизации психологического потенциала личности, коллектива, организационной структуры и системы управления ОВД.[7]

Сотрудники ОВД, принимающие участие в поддержании конституционного строя, подвергаются воздействию сильных психотравмирующих факторов. Выполнение служебно-боевых задач в условиях, сопряжённых с постоянным риском для жизни, даже без участия личного состава в активных боевых действиях, порождает стойкую тенденцию развития отрицательных психических состояний, приводит к резко выраженной социально-психологической дезадаптации, неблагоприятным изменениям личности. Существенно снижается нервно-психическая устойчивость, появляются немотивированные страхи, головные, сердечные боли, безразличие и депрессия, возникают необратимые психофизиологические изменения, растёт число чрезвычайных происшествий, увольняемых по отрицательным мотивам или по собственному желанию, самоубийств.

Психологическое сопровождение сотрудников – это комплекс психологических мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование динамики и коррекцию психического состояния сотрудников, социально-психологических процессов и боеспособности подразделений в различные периоды профессиональной деятельности. [7]

 

Структура, задачи и направления деятельности подразделений психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел

1.1. Основные понятия и определения психологической работы в ОВД

Деятельность подразделений психологической работы сосредоточена на комплексном решении задач, связанных с формированием у сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач в повседневных и экстремальных условиях.

Морально-психологическое обеспечение - деятельность по формированию, поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего успешное выполнение оперативно-служебных задач.

Термин «морально-психологическое обеспечение» применяется в сочетании с объектом его приложения - определенной деятельностью или субъектом профессионального труда. Это понятие охватывает важнейшие компоненты: цель и основные направления психопрактики. На повышение эффективности профессиональной деятельности через реализацию психопрактики непосредственно в ходе осуществления мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности акцентируется внимание в понятии «морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности». [5]

Распространенным в нормативно-правовой и профессиональной практике является понятие «психологическая работа». Она реализует на практике систему морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. Психологическая работа - вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач.

Значимыми категориально-понятийными единицами психологической работы в ОВД выступают следующие:

Ø морально-психологическое состояние - динамическое проявление нравственных качеств и психологических свойств личности сотрудников ОВД, выражающееся в их отношении к реальной действительности, степени служебной активности, уровне готовности и способности решать поставленные задачи;

Ø морально-психологическая готовность личного состава к оперативно-служебной деятельности - состояние сознания и психики сотрудников, отражающее их нацеленность, активность, настроенность и мобилизованность на преодоление возможных трудностей, обеспечивающее результативность и качество выполнения оперативно-служебных задач;

Ø морально-психологическая устойчивость личного состава к влиянию психотравмирующих факторов - система личностных качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, черт характера), определяющая способность сотрудников сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки;

Ø социально-психологический климат в служебном коллективе -качественная характеристика межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности нравственных и психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности сотрудника в группе. [5]

Сотрудники, нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании, представляют собой категорию лиц, у которых личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности и надежности профессиональной деятельности.

В рамках реализации основных форм и направлений психологической работы значимыми являются следующие понятия.

Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации, негативных психоэмоциональных состояний, постстрессовых реакций сотрудников, суицидально направленного поведения, «эмоционального выгорания», профессиональной деформации личности и девиации поведения сотрудников.

Психологическое просвещение - формирование у сотрудников потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах профессионального развития; создание условий для их полноценного личностного развития на каждом этапе прохождения службы.

Психологическое воздействие - воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений. Воздействие может осуществляться в двух системах отношений: субъект-объектной и субъект - субъектной.

Психологическое консультирование - особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная психологическая помощь в форме проведения специальной беседы для решения существующих у них профессионально-личностных проблем или затруднений психологического характера.

Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Психологическая саморегуляция - регуляция собственного психоэмоционального состояния и поведения с использованием специальных психотехнологий.

Социально-психологический тренинг - это комплекс методов активного социально-психологического обучения, в процессе которого происходит преобразующее воздействие на личность. Главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность сотрудника посредством специальных методов.

Психологическая диагностика - углубленное социально-психологическое изучение личности сотрудников на протяжении всего периода служебной деятельности в целях определения уровня сформированности необходимых профессиональных компетенций, а также своевременного выявления девиантного, деструктивного поведения и негативных психоэмоциональных состояний. [3]

Психологическая диагностика проводится в рамках психологического отбора, подбора и расстановки кадров, а также в ходе сопровождения служебной деятельности сотрудников.

Специальное психофизиологическое исследование (СПФИ), опрос с использованием (применением) полиграфа (ОИП, ОПП), инструментальная детекция лжи, тестирование (проверка, испытание) на полиграфе - измерение и документирование с помощью полиграфа физиологических показателей (параметров) организма обследуемого (опрашиваемого, тестируемого, проверяемого, испытуемого), анализ и оценка результатов измерения с целью принятия решения о достоверности сообщаемой информации.

Психологическая помощь рассматривается как вид практической деятельности, выражающийся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к условиям службы, благополучного завершения службы. [15]

Психологическая служба представляет собой сложный феномен, который может рассматриваться в различных аспектах. Так, недостаточная сформированность этого понятия и его институциональной сущности в определенной степени обусловливает сдерживание поступательного развития психопрактики. Если понятие «психологическая работа» - относительно устоявшаяся сущность, то проблема определения понятия «психологическая служба» не находит до настоящего времени единообразного разрешения.

Психологическая служба представляет собой специфическую систему, обеспечивающую в рамках предоставленных ей полномочий упорядоченность, согласованность и социальную полезность всей работы с личным составом (в определенных случаях - с гражданами - носителями правоотношений), в том числе отбора, подготовки, формирования, развития и коррекции личности, повышения эффективности профессиональной деятельности, оптимизации социального взаимодействия и т. п. В этом качестве она включает в себя различные функциональные подсистемы: социальную, личностную, поведенческую и др. [7]

Суть понятия «психологическая служба» требует уточнения ведомственным аспектом. Так, специфика профессиональной деятельности правоохранительных органов вносит в содержание и организацию указанной службы ряд особенностей.

Во-первых, существует объективная необходимость наличия ведомственной структуры - психологов и подразделений психологической работы.

Во-вторых, трансформируется характер взаимоотношений между психологом и объектом психологической работы: от желания, потребности и собственного запроса клиента на психологическую помощь к принудительному, обязательному обращению к специалисту-психологу, т. е. изменяется основополагающий принцип оказания психологической помощи - принцип добровольности. Психологическая работа реализуется не столько и не только по запросу клиента, сколько в связи с необходимостью повышения эффективности оперативно-служебной деятельности и в соответствии с нормативно-правовой регламентацией.

В-третьих, методики, разработанные в гражданской психопрактике, в основном требуют адаптации к условиям их применения в ОВД России в связи со спецификой стоящих перед полицией задач.

В-четвертых, ОВД представляют собой сложную систему оперативных, строевых, административно-управленческих и вспомогательных подразделений, в которых профессиональная деятельность сотрудников сочетается с исполнением ими служебных обязанностей.

В-пятых, психологическая практика во многом определяется объектом психологической работы. В силу ряда социально-демографических и экономических факторов из года в год на службу в ОВД поступает все более «проблемный» контингент. Недостаточное развитие личных и деловых качеств, сниженная мотивация к деятельности, «ускоренная» профессиональная деформация личности - вот современные реалии комплектования ОВД личным составом, которые обусловливают необходимость проведения дополнительных психопрактических мероприятий по компенсации проблем так называемого человеческого фактора. [5]

Подразделения психологической работы ОВД - это иерархически организованная система специализированных подразделений (аппаратов управления и практических работников), профессиональная деятельность которых направлена на психологическое обеспечение функционирования ОВД.

 

1.2. Задачи и направления деятельности психолога ОВД

В настоящее время психологическая работа в ОВД охватывает все этапы прохождения службы - с момента поступления кандидата на службу, вхождения в должность до увольнения по достижении предельного возраста.

Одним из первостепенных по значению и масштабам направлений психологической работы в ОВД является организация и проведение профессионального психологического отбора кандидатов на службу, стажеров по должности в период испытательного срока, сотрудников при перемещении, назначении на руководящие должности, включении в кадровый резерв. [1]

Социально-психологическое изучение личности в рамках профессионального психологического отбора включает последовательную реализацию таких форм работы, как тестирование (психологическая диагностика), психологическое обследование (индивидуальное собеседование), специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа в целях выявления личных и деловых качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей сотрудника ОВД, а также для выявления факторов риска девиантного поведения. Тщательное изучение личностных качеств помогает сделать прогноз, насколько успешной окажется последующая профессиональная деятельность сотрудников.

Психологи активно принимают участие в работе с сотрудниками, претендующими на руководящие должности, при формировании федерального кадрового резерва, кадровых резервов Министерства, его территориальных органов и подразделений. В данном случае используются современные инновационные психотехнологии, которые позволяют комплексно оценить управленческий потенциал. Полученные результаты помогают принять взвешенные кадровые решения, препятствуют назначению на руководящие должности сотрудников с недостаточной управленческой компетентностью, слабым уровнем психолого-педагогической культуры, низкой степенью авторитетности в служебном коллективе.

Необходимо осуществлять непрерывное морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (от приема на службу вплоть до увольнения на пенсию), создавая внутреннюю организационную среду, которая обеспечивает профессиональное развитие сотрудников и формирование у них ценностных координат в соответствии с задачами, возложенными на ОВД. [7]

Психологическая диагностика направлена на изучение эмоционально-волевой, мотивационной сфер, нервно-психической устойчивости, способов реагирования на стрессовые ситуации, уровня развития коммуникативных способностей и иных профессионально значимых особенностей личности сотрудников. Данный вид ориентирован на выработку психологических рекомендаций по работе с сотрудниками, на профилактику деструктивного и суицидально направленного поведения, нарушений дисциплины и законности. При своевременном выявлении проблем у личного состава удается в рабочем порядке принять меры, чтобы восстановить благоприятную рабочую обстановку.

Проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа также осуществляется не только в ходе профессионального психологического отбора, но и в рамках служебных проверок по фактам нарушения служебной дисциплины и законности в целях выявления негативной информации и фактов противоправного поведения. [15]

Следующим, не менее значимым направлением работы является оказание психологической помощи сотрудникам, впервые принятым на службу в ОВД, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности. Отдельным направлением деятельности психологов выступает формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств, которое реализовывается через такие формы работы, как:

Ø психологическое сопровождение мероприятий воспитательной работы с сотрудниками, работы по укреплению служебной дисциплины и законности;

Ø повышение психолого-педагогической компетентности руководителей, сотрудников подразделений по работе с личным составом;

Ø проведение занятий по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава;

Ø формирование необходимых социальных и профессиональных навыков у сотрудников посредством активных методов социально-психологического обучения (социально-психологические тренинги: тренинг развития когнитивных (познавательных) возможностей; тренинг по формированию коммуникативной компетентности и т. д.);

Ø специальная психологическая подготовка сотрудников к деятельности в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах;

Ø психологическое просвещение личного состава, повышение психологической культуры, пропаганда психологического знания;

Ø психологическое информирование соответствующих должностных лиц по вопросам совершенствования организации работы с личным составом.

Обозначенные формы работы нацелены на формирование у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями служебной деятельности, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Психологические проблемы сотрудников личного, семейного, бытового, профессионального плана разрешаются в рамках психологического консультирования. Помимо консультирования в практике деятельности специалиста-психолога используется такая форма работы, как психологическая коррекция, которая представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Деятельность сотрудников ОВД зачастую сопряжена с опасностью и риском и проходит в экстремальных условиях, поэтому необходимым является как сопровождение личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, так и осуществление психологической реабилитации сотрудников после выполнения задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия. [2]

Одним из направлений деятельности психолога является своевременное выявление потенциально проблемных сотрудников и включение их в группу повышенного психолого-педагогического внимания в целях осуществления дополнительных мероприятий, направленных на точечное решение конкретных психологических проблем, имеющихся у данной категории лиц. В настоящее время развитие психологической службы происходит в следующих направлениях:

v повышение статуса подразделений психологической работы в решении насущных вопросов ОВД;

v повышение уровня взаимодействия между различными подразделениями психологической работы;

v укрепление и подготовка кадрового потенциала психологической службы;

v совершенствование материально-технической базы, создание баз данных, АРМ-психолога и единой системы информационно-психологического обеспечения;

v развитие научно-методической базы по направлениям деятельности психологов, внедрение новых психологических технологий работы с личным составом;

v совершенствование психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности; осуществление комплекса мероприятий по психологическому сопровождению расследования и раскрытия преступлений;

v применение психологических знаний в решении задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.084 с.)