Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция психологического сопровождения сотрудников ОВД
Данная концепция разработана на основе изучения деятельности некоторых направлений оперативно поисковых подразделений (Г.С. Човдырова). Ø Первый этап сопровождения. Отбор и стажировка сотрудников, диагностика ПВК для расстановки по различным направлениям деятельности в зависимости от выявленных психологических качеств. Этот этап в подразделениях МВД России длится значительно меньше, чем в странах Запада, и требуют отдельного сравнительного изучения для оптимизации. Ø Второй этап - приём на службу и включение в оперативно-служебную деятельность, расстановка оперативных сотрудников на конкретные направления деятельности (специальности). На этом этапе психолог должен быть ориентирован на оценку склонностей и интересов, интеллектуального потенциала будущего работника, на определение его личностных качеств, а также на выявление тех особенностей психики, которые отвечают требованиям направления профессиональной деятельности сотрудника. [8] Ø Третий этап - устойчивой адаптации к профессиональной деятельности. Это самый длительный этап, он может иметь несколько периодов в зависимости от характера адаптации каждого сотрудника, от её успешности и безуспешности. На этом этапе можно выявить у опытного сотрудника такие качества:
ü умение давать правовую оценку действиям в различных криминальных ситуациях; ü высокий уровень самостоятельности, персональной активности, проявление склонности к разумному риску, у меня оказывать психологическое воздействие на других лиц. На этом этапе психологу важно определить задачи построения ролевой модели поведения во время оперативно-служебных мероприятий и психологической реабилитации после участия в сложных спецоперациях. Ø Четвертый этап - завершение профессиональной деятельности В ОВД. Этот этап должен начаться за 6-8 месяцев до отставки. Если учесть конспиративный характер деятельности сотрудников оперативных подразделений, то данный этап может характеризоваться возникновением высокого уровня тревоги даже у самых стрессоустойчивых личностей. На данном этапе помощь психолога сотрудникам неоценима. Этот этап наиболее опасен для сотрудников, у которых к тому времени происходит значительное снижение или истощение психофизических ресурсов. При отсутствии поддержки со стороны психолога или близких, на данном этапе сотрудники могут прибегать к самоуничтожающей стратегии поведения.[8] 2.2. Психологическая коррекция процесса проф. адаптации Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин осуществляет кардинальное изменение собственной жизни. Новые функциональные обязанности, смена социального окружения, принятие новой социальной роли -все это неизбежно связано с комплексным развитием и реконструкцией психологических качеств, смысловой структуры, Я концепцин личности. [12] Психологическое сопровождение процесса «вхождения» в профессию сотрудника ОВД должно рассматриваться как поэтапная, комплексная работа. Эту работу целесообразно осуществлять по следующим основным направлениям. Необходимо получение объективной информации о личностных и социально-психологических качествах, мотивационной сфере и ценностных ориентациях. Важное значение имеют сведения об уровне, особенностях и динамике развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Методами сбора указанной информации могут служить психологические тесты (стандартизованные и проективные), данные социометрических исследований, наблюдения психолога, индивидуальные беседы (психологические консультации) и групповые тренинги. Описание некоторых из перечисленных методик приводится ниже.[17]
Следует уделять особое внимание выявлению возможных внутренних противоречий, использованию механизмов психологической защиты и характеру социальных конфликтов, возникающих у молодого сотрудника. Часто именно они тормозят психологический и профессиональный рост начинающего сотрудника. Изучение психологических особенностей сотрудников не является самоцелью. Оно проводится не только и не столько для оценки степени развития профессионально важных качеств - «текущего уровня профпригодности», сколько помощи при вхождении в новое профессиональное сообщество (установлении отношений с коллегами по службе, усвоении профессиональных знаний и умений, формировании планов. профессионального роста и т.д.), в формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности. В основе этих процессов должно быть положено: Ø профессиональное образование (правовая грамотность, владение мерами личной безопасности, освоение тактик поведения в служебных ситуациях и пр.); Ø знание сотрудником своих психологических особенностей и проблем; Ø умение психологически грамотно взаимодействовать с другими людьми; Ø наличие информации о психологических профессионально значимых качествах; Ø представление о наиболее распространенных вариантах индивидуальных стилей профессиональной деятельности; Ø понимание, что процесс трудового становления в сложных видах деятельности невозможен без активного создания индивидуальных форм и методов достижения профессионального результата; Ø умение самостоятельно выходить из неблагоприятных в психологическом смысле состояний (стресс, страх и пр.). [12] Таким образом, для успешной профессиональной адаптации сотруднику ОВД важен высокий уровень психологической культуры. И в этом ему должен помочь психолог. Понятие «уровень психологической культуры» связано с количеством субъективных психологических шкал, которые используются личностью для оценки себя и окружающих. Чем больше таких шкал, тем сложнее, глубже, разностороннее оценка.[17] Для эффективного взаимодействия с людьми сотрудник должен уметь находить индивидуальный подход к каждому. При поверхностном знании психологии это невозможно. В современной социальной практике наиболее эффективными методами усвоения психологических знаний считаются индивидуальная психологическая проработка (психологическая консультация, психотерапия) и групповой тренинг. Представляется целесообразным включить эти методы в практику деятельности ведомственных психологов. При этом, может вестись «обычная» для практических психологов проработка текущих психологических проблем, способствующая дальнейшему личностному (и, следовательно, профессиональному) росту.[9] В ходе этого процесса у сотрудников неизбежно увеличивается уровень когнитивной сложности в восприятии себя и окружающих. Появляется основа для дальнейшей работы над созданием своего индивидуального стиля деятельности (ИСД).[12] С практической точки зрения психологическая работа по формированию ИСД ничем не отличается от обычных проблем ноориентированной психотерапии. Основная задача – поиск, активизация и освоение внутреннего потенциала личности. Возможно широкое и творческое использование методов основных современных психотерапевтических направлений: Ø гуманистической психотерапии К. Роджерса; Ø нейролингвистического программирования (НЛП); Ø гештальттерапии; Ø психодрамы и пр.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.008 с.) |