Концепция психологического сопровождения сотрудников ОВД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция психологического сопровождения сотрудников ОВД



Данная концепция разработана на основе изучения деятельности некоторых направлений оперативно поисковых подразделений (Г.С. Човдырова).

Ø Первый этап сопровождения. Отбор и стажировка сотрудников, диагностика ПВК для расстановки по различным направлениям деятельности в зависимости от выявленных психологических качеств. Этот этап в подразделениях МВД России длится значительно меньше, чем в странах Запада, и требуют отдельного сравнительного изучения для оптимизации.

Ø Второй этап - приём на службу и включение в оперативно-служебную деятельность, расстановка оперативных сотрудников на конкретные направления деятельности (специальности). На этом этапе психолог должен быть ориентирован на оценку склонностей и интересов, интеллектуального потенциала будущего работника, на определение его личностных качеств, а также на выявление тех особенностей психики, которые отвечают требованиям направления профессиональной деятельности сотрудника. [8]
Этот этап связан с углублённым изучением законов и других нормативных и правовых актов. Психокоррекция в этот период должна быть направлена как на развитие ПВК, обеспечение собственной безопасности, так и на применение психологических методов снятия тревоги и депрессии, связанных с адаптацией к деятельности, со стрессовыми ситуациями и особенностями конспиративного характера деятельности некоторых направлений службы оперативных сотрудников.На этом этапе адаптации к деятельности в различных оперативных подразделениях, при вхождении новичка в коллектив, вопросы развития навыков и накопления знаний о профессии выступают на первый план.
Для начала необходимо определить профиль личности, его стержневые личностные качества, так как на них в последующем наращивается профессиональный и жизненный опыт. Предвестники профессиональная психической дезорганизации часто проявляются в виде "психологического дискомфорта".[8]

Ø Третий этап - устойчивой адаптации к профессиональной деятельности. Это самый длительный этап, он может иметь несколько периодов в зависимости от характера адаптации каждого сотрудника, от её успешности и безуспешности. На этом этапе можно выявить у опытного сотрудника такие качества:

ü умение давать правовую оценку действиям в различных криминальных ситуациях;

ü высокий уровень самостоятельности, персональной активности, проявление склонности к разумному риску, у меня оказывать психологическое воздействие на других лиц.

На этом этапе психологу важно определить задачи построения ролевой модели поведения во время оперативно-служебных мероприятий и психологической реабилитации после участия в сложных спецоперациях.

Ø Четвертый этап - завершение профессиональной деятельности В ОВД. Этот этап должен начаться за 6-8 месяцев до отставки. Если учесть конспиративный характер деятельности сотрудников оперативных подразделений, то данный этап может характеризоваться возникновением высокого уровня тревоги даже у самых стрессоустойчивых личностей. На данном этапе помощь психолога сотрудникам неоценима. Этот этап наиболее опасен для сотрудников, у которых к тому времени происходит значительное снижение или истощение психофизических ресурсов. При отсутствии поддержки со стороны психолога или близких, на данном этапе сотрудники могут прибегать к самоуничтожающей стратегии поведения.[8]

2.2. Психологическая коррекция процесса проф. адаптации

Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин осуществляет кардинальное изменение собственной жизни. Новые функциональные обязанности, смена социального окружения, принятие новой социальной роли -все это неизбежно связано с комплексным развитием и реконструкцией психологических качеств, смысловой структуры, Я концепцин личности. [12]

Психологическое сопровождение процесса «вхождения» в профессию сотрудника ОВД должно рассматриваться как поэтапная, комплексная работа. Эту работу целесообразно осуществлять по следующим основным направлениям.

Необходимо получение объективной информации о личностных и социально-психологических качествах, мотивационной сфере и ценностных ориентациях. Важное значение имеют сведения об уровне, особенностях и динамике развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия).

Методами сбора указанной информации могут служить психологические тесты (стандартизованные и проективные), данные социометрических исследований, наблюдения психолога, индивидуальные беседы (психологические консультации) и групповые тренинги. Описание некоторых из перечисленных методик приводится ниже.[17]

Следует уделять особое внимание выявлению возможных внутренних противоречий, использованию механизмов психологической защиты и характеру социальных конфликтов, возникающих у молодого сотрудника. Часто именно они тормозят психологический и профессиональный рост начинающего сотрудника.

Изучение психологических особенностей сотрудников не является самоцелью. Оно проводится не только и не столько для оценки степени развития профессионально важных качеств - «текущего уровня профпригодности», сколько помощи при вхождении в новое профессиональное сообщество (установлении отношений с коллегами по службе, усвоении профессиональных знаний и умений, формировании планов. профессионального роста и т.д.), в формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности. В основе этих процессов должно быть положено:

Ø профессиональное образование (правовая грамотность, владение мерами личной безопасности, освоение тактик поведения в служебных ситуациях и пр.);

Ø  знание сотрудником своих психологических особенностей и проблем;

Ø умение психологически грамотно взаимодействовать с другими людьми;

Ø наличие информации о психологических профессионально значимых качествах;

Ø представление о наиболее распространенных вариантах индивидуальных стилей профессиональной деятельности;

Ø понимание, что процесс трудового становления в сложных видах деятельности невозможен без активного создания индивидуальных форм и методов достижения профессионального результата;

Ø умение самостоятельно выходить из неблагоприятных в психологическом смысле состояний (стресс, страх и пр.). [12]

Таким образом, для успешной профессиональной адаптации сотруднику ОВД важен высокий уровень психологической культуры. И в этом ему должен помочь психолог.

Понятие «уровень психологической культуры» связано с количеством субъективных психологических шкал, которые используются личностью для оценки себя и окружающих. Чем больше таких шкал, тем сложнее, глубже, разностороннее оценка.[17]

Для эффективного взаимодействия с людьми сотрудник должен уметь находить индивидуальный подход к каждому. При поверхностном знании психологии это невозможно. В современной социальной практике наиболее эффективными методами усвоения психологических знаний считаются индивидуальная психологическая проработка (психологическая консультация, психотерапия) и групповой тренинг.

Представляется целесообразным включить эти методы в практику деятельности ведомственных психологов. При этом, может вестись «обычная» для практических психологов проработка текущих психологических проблем, способствующая дальнейшему личностному (и, следовательно, профессиональному) росту.[9]

В ходе этого процесса у сотрудников неизбежно увеличивается уровень когнитивной сложности в восприятии себя и окружающих. Появляется основа для дальнейшей работы над созданием своего индивидуального стиля деятельности (ИСД).[12]

С практической точки зрения психологическая работа по формированию ИСД ничем не отличается от обычных проблем ноориентированной психотерапии. Основная задача – поиск, активизация и освоение внутреннего потенциала личности.

Возможно широкое и творческое использование методов основных современных психотерапевтических направлений:

Ø гуманистической психотерапии К. Роджерса;

Ø нейролингвистического программирования (НЛП);

Ø гештальттерапии;

Ø психодрамы и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.008 с.)