Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арт-терапевтический тренинг преодоления страхов и тревожности
Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения. Необходимые материалы: цветные карандаши/ фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис, макаронные изделия (разные по форме, размеру, бусинки, ракушки, карточки с незаконченными предложениями.
1. Игра «Снежный ком» Цель: активизировать группу. Все участники по кругу называют как их зовут и их любимый фрукт/овощ. Последующий должен повторить высказывания предыдущих участников.
2. Упражнение «Откровенно говоря» Цель: данного упражнения осознание подростками проблемы эмоционального выгорания, упражнение должно помочь осознать проблемы подростка, вербализовать их, сплотить, понять, что проблемы у всех подростков похожи. Каждому нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (подростки вытягивают карточки с предложениями и выполняют задание). Карточки: Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходит заведующий… Откровенно говоря, когда я прихожу домой после учебы… Откровенно говоря, когда я волнуюсь… Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями… Откровенно говоря, когда мне делают замечания в школе… Откровенно говоря, когда мне не дарят подарки… Откровенно говоря, когда я опаздываю на занятия… Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию… Откровенно говоря, когда я отвечаю на занятиях … Откровенно говоря, когда мне делают замечания родители … Откровенно говоря, когда я вижу утром недовольных родителей …. Откровенно говоря, когда я долго не могу уснуть Откровенно говоря, когда я на учебе нервничаю, то … Откровенно говоря, когда мне грустно, то …. Откровенно говоря, когда я вижу несправедливость, то Откровенно говоря, когда меня хвалят одноклассники, то …. Откровенно говоря, когда я вижу, что плачут дети, то …. Откровенно говоря, когда мне тревожно, …
3. Упражнение «Волшебные зеркала» Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности. Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4. Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы: 1. Какой человек выглядит симпатичнее? 2. На кого ты сейчас похож? 3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни? 4. На кого ты хотел бы быть похож? 5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков? 4. Упражнение «Нарисуй свой страх» Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4. Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать. Вопросы: 1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее. 2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования? 3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас? 4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»? 5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?
5. Упражнение «Защитный амулет» Цель: снижение психоэмоционального напряжения. Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис, макаронные изделия (разные по форме, размеру, бусинки, ракушки. Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов. Вопросы: 1. Представьте свой амулет другим. 2. Как действует ваш амулет? 3. Какими свойствами он обладает? 4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом? 5. Почему были выбраны именно эти материалы?
6. Завершение Вопросы для итогового обсуждения. 1. Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь? 2. Как Вы теперь относитесь к своим страхам? 3. Что помогло преодолеть Ваш страх?
4. Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха? 5. Какие выводы вы сделали для себя? Благодарю Вас за Вашу работу и хочу подвести итог. Существует китайская поговорка: Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь». Человек усваивает: 10% - того, что слышит, 20 % - того, что видит, 30 % - того, что сам переживает, 40 % - того, что сам делает. Все люди разные, но в чем-то они похожи. Это здорово, что мы воспринимаем мир с разных точек зрения и умеем понимать друг друга. Все мы – частичка одной мозаики. Если мы поворачиваемся друг к другу своей хорошей стороной и своим хорошим настроением, то картина получится яркой и красивой. До новых встреч!
Общие выводы по практике Человек переживает страх в самых различных ситуациях. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап имеет свою специфику переживания и проявления страхов. Раскрывая сущность страха в своей работе, мы пришли к выводу, что страх не только неизбежен, но и необходим. Страх – положительное качество, он мобилизует нас на какое-то действие или предостерегает. В свою очередь, большое число страхов понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, полноценное общение со сверстниками и достижение целей. Проведя эмпирическое исследование, мы выявили самые распространенные социальные страхи, такие как: страх быть осмеянным и отверженным, страх наказания, страх ответственности, страх публичности. Обработав и проанализировав полученный материал, мы предложили ряд мероприятий, которые могут помочь в борьбе с социальными страхами. Коррекция таких страхов эффективна только в том случае, если она ориентирована на целостную систему значимых отношений. В коррекционной работе необходимо участие семьи, учителей, сверстников. Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что на количество социальных страхов влияют как гендерные, так и возрастные особенности. Данные полученные по всем методикам, подтверждают гипотезу исследования. Список литературы 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008. 2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. 3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. 4. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2006. 5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001. 6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал. 1995, № 5.-С. 7. Басов А.В., Тихомирова Л.В. Тревожность у детей школьного возраста. -Ярославль, 1991. 9. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
10. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, 2002. - 144 с. 11. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с. 12. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.-255с. 13. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с. 14. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005. 15. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 16.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. -- №9. 17. Мэй Р. Смысл тревоги.- М.: Независимая фирма “Класс”,: 2001.- 384с. 18. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М., 2007. 19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. 302 с. 20. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87. 21. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с. 22. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998. - №2. 23. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990. 24. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007. 25. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000. 26. Прихожан А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. / Тревога и тревожность. / Сост. В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001. 27. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004 28. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. 29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Семейная психотерапия. - СПб., 2000. Приложение 1.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.024 с.) |