Арт-терапевтический тренинг преодоления страхов и тревожности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арт-терапевтический тренинг преодоления страхов и тревожности



Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.

Необходимые материалы: цветные карандаши/ фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис, макаронные изделия (разные по форме, размеру, бусинки, ракушки, карточки с незаконченными предложениями.

 

1. Игра «Снежный ком»

Цель: активизировать группу.

Все участники по кругу называют как их зовут и их любимый фрукт/овощ. Последующий должен повторить высказывания предыдущих участников.

 

2. Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: данного упражнения осознание подростками проблемы эмоционального выгорания, упражнение должно помочь осознать проблемы подростка, вербализовать их, сплотить, понять, что проблемы у всех подростков похожи.

Каждому нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (подростки вытягивают карточки с предложениями и выполняют задание).

Карточки:

Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходит заведующий…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после учебы…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда мне делают замечания в школе…

Откровенно говоря, когда мне не дарят подарки…

Откровенно говоря, когда я опаздываю на занятия…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…

Откровенно говоря, когда я отвечаю на занятиях …

Откровенно говоря, когда мне делают замечания родители …

Откровенно говоря, когда я вижу утром недовольных родителей ….

Откровенно говоря, когда я долго не могу уснуть

Откровенно говоря, когда я на учебе нервничаю, то …

Откровенно говоря, когда мне грустно, то ….

Откровенно говоря, когда я вижу несправедливость, то

Откровенно говоря, когда меня хвалят одноклассники, то ….

Откровенно говоря, когда я вижу, что плачут дети, то ….

Откровенно говоря, когда мне тревожно, …

 

3. Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Вопросы:

1. Какой человек выглядит симпатичнее?

2. На кого ты сейчас похож?

3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?

4. На кого ты хотел бы быть похож?

5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

4. Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?

3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?

4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?

5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?

 

5. Упражнение «Защитный амулет»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис, макаронные изделия (разные по форме, размеру, бусинки, ракушки.

Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

Вопросы:

1. Представьте свой амулет другим.

2. Как действует ваш амулет?

3. Какими свойствами он обладает?

4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?

5. Почему были выбраны именно эти материалы?

 

6. Завершение

Вопросы для итогового обсуждения.

1. Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?

2. Как Вы теперь относитесь к своим страхам?

3. Что помогло преодолеть Ваш страх?

4. Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?

5. Какие выводы вы сделали для себя?

Благодарю Вас за Вашу работу и хочу подвести итог.

Существует китайская поговорка: Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».

Человек усваивает:

10% - того, что слышит,

20 % - того, что видит,

30 % - того, что сам переживает,

40 % - того, что сам делает.

Все люди разные, но в чем-то они похожи. Это здорово, что мы воспринимаем мир с разных точек зрения и умеем понимать друг друга. Все мы – частичка одной мозаики. Если мы поворачиваемся друг к другу своей хорошей стороной и своим хорошим настроением, то картина получится яркой и красивой.

До новых встреч!

 

Общие выводы по практике

Человек переживает страх в самых различных ситуациях. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап имеет свою специфику переживания и проявления страхов.

Раскрывая сущность страха в своей работе, мы пришли к выводу, что страх не только неизбежен, но и необходим. Страх – положительное качество, он мобилизует нас на какое-то действие или предостерегает. В свою очередь, большое число страхов понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, полноценное общение со сверстниками и достижение целей.

Проведя эмпирическое исследование, мы выявили самые распространенные социальные страхи, такие как: страх быть осмеянным и отверженным, страх наказания, страх ответственности, страх публичности.

Обработав и проанализировав полученный материал, мы предложили ряд мероприятий, которые могут помочь в борьбе с социальными страхами. Коррекция таких страхов эффективна только в том случае, если она ориентирована на целостную систему значимых отношений. В коррекционной работе необходимо участие семьи, учителей, сверстников.

Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что на количество социальных страхов влияют как гендерные, так и возрастные особенности. Данные полученные по всем методикам, подтверждают гипотезу исследования.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.

2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.

3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а.

4. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2006.

5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.

6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал. 1995, № 5.-С.

7. Басов А.В., Тихомирова Л.В. Тревожность у детей школьного возраста. -Ярославль, 1991.

9. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

10. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, 2002. - 144 с.

11. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.-255с.

13. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с.

14. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

15. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

16.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. -- №9.

17. Мэй Р. Смысл тревоги.- М.: Независимая фирма “Класс”,: 2001.- 384с.

18. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М., 2007.

19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. 302 с.

20. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87.

21. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.

22. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998. - №2.

23. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.

24. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007.

25. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

26. Прихожан А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. / Тревога и тревожность. / Сост. В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001.

27. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004

28. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2002.

29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Семейная психотерапия. - СПб., 2000.

Приложение 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.024 с.)