Тест уровня школьной тревожности Б. Филлипса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест уровня школьной тревожности Б. Филлипса



Ключевым психологическим фактором, оказывающим негативное влияние на ребёнка младшего и среднего школьного возраста, является тревожность. Для выявления этого беспокоящего состояния было проведено тестирование по  методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

В диагностическом тестировании принимали участие 25 учащихся

(12 мальчиков и 13 девочек).

Результаты ответов респондентов обрабатывались в программе Eхcel.

Для расшифровки результата тестирования использовался специальный ключ, который заложен в оценочной шкале, специально разработанной для применения SAQ.

При обработке теста подсчитывались следующие параметры:

· общее число несовпадений;

· число несовпадений по каждому типу тревожности в шкале. Интерпретация результатов:

· Повышенная общая тревожность — более 50% общих несовпадений.

· Высокий уровень — более 75%.

По результатам исследования составлены Протоколы исследования уровня школьной тревожности мальчиков (Рисунок 1), девочек (Рисунок 2)

Все вопросы объединили в 8 групп:

1. Переживание социального стресса.

2. Фрустрация потребности в достижении успеха.

3. Страх самовыражения.

4. Страх ситуации проверки знаний.

5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

7. Проблемы и страхи в отношении с учителями.

8. Общая тревожность в школе.


Рис. 1. Протокол исследования уровня школьной тревожности мальчиков

Таблица 3.

Протокол исследования уровня школьной тревожности мальчиков обобщённый.

№ п/п Шкалы теста Бал испытуемого % Ср.балл по классу, % Уровень школьной тревожности
1. Переживание социального стресса. 4 36 33 Оптимальный
2. Фрустрация потребности в достижении успеха. 5 38 33 Оптимальный
3. Страх самовыражения. 3 50 44 Оптимальный
4. Страх ситуации проверки знаний. 2 33 58 Повышенный
5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2 40 60 Повышенный
6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 0 0 15 Оптимальный
7. Проблемы и страхи в отношении с учителями. 4 50 36 Оптимальный
8. Общая тревожность в школе. 6 27 38 Оптимальный

Диаграмма 1.

Исследование уровня школьной тревожности мальчиков обобщённая.

Из результатов тестирования можно сделать вывод, что у мальчиков повышенный страх ситуации проверки знаний (58%) и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (60%). Все остальные уровни оптимальные.

Рис. 2. Протокол исследования уровня школьной тревожности девочек.

 

Таблица 4.

Протокол исследования уровня школьной тревожности девочек обобщённый.

№ п/п Шкалы теста Балл испытуемого % Ср.балл по классу, % Уровень школьной тревожности
9. Переживание социального стресса. 1 9 49 Оптимальный
10. Фрустрация потребности в достижении успеха. 3 23 34 Оптимальный
11. Страх самовыражения. 0 0 63 Повышенный
12. Страх ситуации проверки знаний. 0 0 54 Повышенный
13. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2 40 57 Повышенный
14. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 0 0 55 Повышенный
15. Проблемы и страхи в отношении с учителями. 3 38 58 Повышенный
16. Общая тревожность в школе. 2 9 45 Оптимальный

Диаграмма 2.

Исследование уровня школьной тревожности девочек обобщённая.

У девочек ситуация сложнее. 5 позиций теста показывают повышенный уровень тревожности:

1) Страх самовыражения (63%),

2) Проблемы и страхи в отношении с учителями (58%),

3) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (57%),

4) Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (55%)

5) Страх ситуации проверки знаний (54%).

Вывод: Детям среднего возраста, безусловно, свойственно испытывать чувство тревоги при взаимодействии с различными компонентами учебного процесса. Однако повышенная тревожность ни в коем случае не должна препятствовать социализации ребёнка и его успеваемости в школе.

Мальчики меньше подвержены школьной тревожностью, чем девочки.

На общую школьную тревожность девочек влияют:

- негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей;

- общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения подростка;

- ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок;

- особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды;

- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

В общем, на школьников влияют факторы:

 - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок;

- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Безусловно, ребёнку всегда передаётся эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей, родителей. Поэтому для психологического спокойствия в школе детям необходима располагающая к этому обстановка в кругу семьи. Домашняя обстановка может нагнетать тревожность ребёнка в школе.

Среди рекомендаций по снижению уровня тревожности ребёнка, на которые стоит обратить внимание родителей, можно выделить следующие:

· чаще хвалить ребёнка, не оставлять без внимания его школьные успехи и достижения;

· никогда не сравнивать своего ребёнка с его одноклассниками, чаще говорить ребёнку о его уникальности;

· быть всегда в курсе школьной жизни ребёнка, помогать ему подготовиться к важным событиям в школе (выступление перед классом, контрольная работа, участие в соревнованиях);

· не ругать детей за провинности в школе, всегда важно понять их точку зрения на происходящие с ними события;

· выработать привычку обсуждать с ребёнком в конце дня то, что его расстроило или взволновало в школе,

· важно давать возможность ребёнку «проговаривать» волнения и тревоги;

· моделировать различные жизненные ситуации, при этом демонстрируя ребёнку образец уверенного поведения;

· быть всегда объективными и не завышать планку требований к своему ребёнку;

· не унижать достоинство ребёнка, наказывая его, использовать наказание лишь в крайнем случае и обязательно «по делу»;

· не ставить под сомнение авторитет учителей и других знакомых ребёнку взрослых.

Страхи в домиках (А.И. Захарова, М.А. Панфилова)

Цель данного тестирования: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т.д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Испытуемым подросткам предложили пройти тестирование по методике А.И.Захаровой и М.А.Панфиловой «Страхи в домиках». Участие принимали 12 мальчиков и 13 девочек, обучающиеся 7-8 классов.

При обработке результатов подсчитаем страхи в черном доме и сравним их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединим в несколько групп по видам страхов:

- медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;

- страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт,

- неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

- страх смерти (своей);

- боязнь животных;

- страхи сказочных персонажей;

- страх темноты и кошмарных снов;

- социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

- пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

Наиболее выраженные страхи у мальчиков и у девочек представлены в таблице 5.

Таблица 5

Страхи у мальчиков и у девочек

Название страха

%

У мальчиков У девочек
1. Когда остаешься один 0 25
2. Нападения 41,6 75
3. Заболеть, заразиться 50 58,3
4. Умереть 41,6 83,3
5. Того, что умрут твои родители 91,6 100
6. Каких-то детей 0 16,6
7. Каких-то людей 58,3 42
8. Мамы или папы 0 8,3
9. Того, что они тебя накажут 16,6 25
10. Невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы (страшных сказочных несуществующих персонажей) 8,3 33,3
11. Перед тем как заснуть 8,3 17
12. Страшных снов 8,3 33,3
13. Темноты 0 25
14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (животных, насекомых) 75 41,6
15. Машин, поездов, самолетов (транспорт) 8,3 8,3
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (стихия) 58,3 67
17. Когда очень высоко 42,5 25
18. Когда очень глубоко 58,3 33,3
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (замкнутое пространство) 8,3 33,3
20. Воды 8,3 0
21. Огня 25 8,3
22. Пожара 42,5 67
23. Войны 67 83,3
24. Больших улиц, площадей 0 0
25. Врачей (кроме зубных) 0 8,3
26. Крови 16,6 17
27. Уколов 16,6 25
28. Боли 33,3 42,6
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом) 83,3 100
30. Сделать что-либо не так, неправильно 33,3 67
31. Опоздать в школу 25 67

 

Таблица 6.

Количество баллов по вопросам теста

Название страха У мальчиков У девочек
1. Когда остаешься один 0 3
2. Нападения 5 9
3. Заболеть, заразиться 6 7
4. Умереть 5 10
5. Того, что умрут твои родители 11 12
6. Каких-то детей 0 2
7. Каких-то людей 7 5
8. Мамы или папы 0 1
9. Того, что они тебя накажут 2 3
10. Невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы (страшных сказочных несуществующих персонажей) 1 4
11. Перед тем как заснуть 1 2
12. Страшных снов 1 4
13. Темноты 0 3
14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (животных, насекомых) 9 5
15. Машин, поездов, самолетов (транспорт) 1 1
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (стихия) 7 8
17. Когда очень высоко 5 3
18. Когда очень глубоко 7 4
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (замкнутое пространство) 1 4
20. Воды 1 0
21. Огня 3 1
22. Пожара 5 8
23. Войны 8 10
24. Больших улиц, площадей 0 0
25. Врачей (кроме зубных) 0 1
26. Крови 2 2
27. Уколов 2 3
28. Боли 4 5
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом) 10 12
30. Сделать что-либо не так, неправильно 4 8
31. Опоздать в школу 3 8

 

Таблица 7

Количество балов по ключу

Вид страха

Преобладание страхов

    Общее кол-во У мальчиков У девочек
1. «Медицинские» страхи 32 14 18
2. Страхи, связанные с причинением физического ущерба 73 36 37
3. Страхи животных и сказочных персонажей 8 2 6
4. Социально-опосредованные страхи 37 13 24
5. Страхи смерти 38 16 22
6. «Пространственные» страхи 25 14 11
7. Страхи кошмарных снов и сновидений 23 9 14

 

 

Диаграмма 3.

Диаграмма 4

Осмысливая и обобщая полученные результаты тестирования делаем вывод, что у подростков наивысший уровень страхов, связанных с причиненим физического ущерба (73 б.). Причины возникновения данного страха связаны с уменьшением безусловно рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу.

Страхи смерти у подростков занимает вторую позицию (38 б.). Причины возникновения данного страха связаны с характером опасений, напоминающих о ней, подчёркнутым и определённым образом сфокусированы инстинктом самосохранения.

На третьем месте стоят социально-опосредованные страхи (37 б.). Социально-опосредованные страхи связаны с боязнью ребёнка опоздать. Основа данного страха лежит в неопределённом и тревожном ожидании какого-либо несчастья.

Шкала тревожности Кондаша

Особенность шкал такого типа, как Шкала тревожности Кондаша

 состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Проанализируем состояние тревожности у наших респондентов

 

Таблица 8.

Суммарные значения по вопросам теста

Название страха У мальчиков У девочек
1. Отвечать у доски 18 28
2. Пойти в дом к незнакомым людям. 20 32
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, в олимпиадах 2 30
4. Разговаривать с директором школы 24 24
5. Думать о своем будущем. 26 14
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить. 25 26
7. Тебя критикуют, в чем- то обвиняют. 24 21
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи). 26 24
9. Пишешь контрольную работу. 26 24
10. После контрольной учитель называет отметки 22 27
11. На тебя не обращают внимания 16 9
12. У тебя что- то не получается. 15 21
13. Ждешь родителей с родительского собрания. 10 13
14. Тебе грозит неуспех, провал. 20 24
15. слышишь за своей спиной смех 16 14
16. Сдаешь экзамены в школе 28 39
17. На тебя сердятся (непонятно почему). 17 27
18. Выступать перед большой аудиторией. 19 35
19. Предстоит важное, решающее дело. 20 26
20. Не понимаешь объяснений учителя. 17 25
21. С тобой не согласны, противоречат тебе. 15 13
22. Сравниваешь себя с другими. 17 14
23. Проверяют твои способности. 15 23
24. На тебя смотрят как на маленького. 16 14
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос. 24 26
26. Замолчали, когда ты подошел. 18 22
27. Оценивается твоя работа. 25 25
28. Думаешь о своих делах. 17 12
29. Тебе надо принять для себя решение. 17 17
30. Не можешь справиться с домашним заданием 19 23

 

Таблица 9.

Уровни тревожности по среднему арифметическому

  Школьная Самооценочная Межличностная
У мальчиков 21,3 17,4 18,7
Уровень тревожности Несколько повышенный Нормальный Несколько повышенный
У девочек 25,5 20,6 21,1
Уровень тревожности Высокий Нормальный Несколько повышенный

Диаграмма 5.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность часто испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.033 с.)