Ключ к шкале личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключ к шкале личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан



Субшкала Пункты шкалы
Школьная тревожность 1 5 7 11 12 16 19 28 30 34
Самооценочная тревожность 3 6 8 13 17 20 25 29 33 39
Межличностная тревожность 2 9 15 18 22 24 26 32 36 38
Магическая тревожность 4 10 14 21 23 27 31 35 37 40

Сумма сырых баллов по видам тревожности дает бал по уровню общей тревожности.

Сырые баллы по видам тревожности и по общей тревожности переводятся в стены (1-10 баллов). А.М. Прихожан предлагает выделять пять уровней личностной тревожности:

1. «чрезмерного спокойствия» - 1-2 балла,

2. соответствующего норме – 3 -6 баллов,

3. несколько завышенного – 7-8 баллов,

4. очень высокого – 9 баллов,

5. явно завышенного -10 баллов.

 

Описание результатов индивидуального психологического консультировании

Опросник виды страха (И.П. Шкуратова)

На основании описанной выше методической базы проводилось исследование, по выявлению доминирующих видов страха у подростков. Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек

 

Виды страхов

Юноши Девушки
Баллы Баллы
1 Страх темноты 9 29
2 Страх перед вызовом отвечать на уроке 27 34
3 Страх утраты любви со стороны близких 16 41
4 Страх физического насилия 11 25
5 Страх оказаться заложником в руках бандитов 11 31
6 Страх высоты 18 18
7 Страх быть осмеянным классом 10 29
8 Страх предательства со стороны друзей 17 33
9 Страх не оправдать доверия со стороны близких людей 17 34
10 Страх перед потусторонними силами 16 24
11 Страх животных 12 10
12 Страх получить плохую оценку 19 29
13 Страх быть высмеянным друзьями или родней 12 25
14 Страх оказаться в толпе в момент паники 9 19
15 Страх сглаза или порчи 7 10
16 Страх закрытых помещений 9 25
17 Страх попасть в транспортную аварию 19 33
18 Страх перед вызовом к директору 8 20
19 Страх выглядеть смешным или жалким 11 26
20 Страх перед Богом 7 4
21 Страх полёта на самолётах 15 19
22 Страх быть не таким, как остальные ученики 7 14
23 Страх быть уличённым во лжи 20 19
24 Страх аттракционов 15 9
25 Страх быть ограбленным на улице 17 20
26 Страх болезни 23 28
27 Страх быть выгнанным из класса 11 11
28 Страх медицинских процедур 15 18
29 Страх критики со стороны близких 9 21
30 Страх смерти близких людей 36 47
31 Страх одиночества 17 38
32 Страх собственной смерти 22 36
33 Страх перед вызовом родителей в школу 10 19
34 Страх наказания родителями за неуспеваемость 12 16
35 Страх сексуального насилия 11 29
36 Страх террористического взрыва 19 35

Как видно из таблицы № 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (36 баллов у юношей и 47 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (22 балла у юношей и 36 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности идёт группа фобий: страх болезни (23 балла).

Страх заболеть у юношей на 1 бал больше, чем страх собственной смерти.

У девушек на втором месте стоит страх утраты любви со стороны близких (41 балл).

Затем у девушек идёт страх террористического взрыва (35 баллов).

Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными.

Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что оно опережает даже страх физического насилия.

В тоже время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограб­ленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 11 баллов), но для девушек он очень актуален (29 баллов). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были было рассчитано среднее арифметическое, позволяющее исследовать степень выраженности страхов у подростков. Суммарные значения по группам по методике «Виды страха» представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение выраженности видов страха у детей подросткового возраста

 

Группа Фобии Учебные страхи Социальные страхи Криминальные страхи Мистические страхи
Юноши 17,1 13 14,8 11,8 13
Девушки 23,6 21,5 29,6 26,5 18,5

Наибольшую выраженность у юношей имеют фобии, у девушек – социальные страхи.

Второе место у юношей социальные страхи, у девушек – криминальные, и замыкают ряд учебные и мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков.

Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах.

В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Процентное распределение степени выраженности разных страхов у подростков по методике «Виды страхов» показано в диаграмме 1.

 

 

Диаграмма 1

Распределение степени выраженности разных страхов у подростков

по методике «Виды страхов».

 

Таким образом, мы можем говорить, что в подростковом возрасте существует своеобразный порог страха. Больше всего у подростков развит страх фобии (29%). Затем социальные страхи (25%) и на третьем месте учебные страхи (20%).

Исходя из описанных выше результатов, можно сказать, что дети испытывают немалое давление, связанное со школьными успехами, что могло являться следствием переживания по поводу своей самооценки, ведь большинство людей считают, что успехи в учебе, говорят об успешности личности в целом. Такая точка зрения, транслируемая в том числе и школьными преподавателями, могла послужить поводом для полученных диагностических значений.

Проведём корреляционный анализ для установления направления (положительное или отрицательное) связи между варьирующими признаками.

Коэффициент корреляции Спирмена (ρ)равен 0.527. Теснота (сила) связи по шкале Чеддока – заметная. Число степеней свободы (f) составляет 34. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.33. ρнабл > ρкрит, зависимость признаков статистически значима (p<0,05)

Вывод: Связь между исследуемыми признаками – умеренная положительная.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.007 с.)