Аудиовизуальный метод обучения ИЯ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудиовизуальный метод обучения ИЯ.



 Аудиовизуальный метод - это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для разговорного стиля речи, при интенсивном использовании средства зрительной и слуховой наглядности.

Цель: обучение устной разговорной речи

Задача: подготовить учащихся к повседневному общению (разговорный язык)

Чтение, письмо – не может быть основой обучения. Они вторичны, общение – первично.

Основа обученияустная речь.

Воспроизведение нового материала – на основе целостных структур, отмечается на слух.

большое значение – звуковые образы.

визуальное образование – диафильмы, и т.д.

Языковой материал усваивается на основе подражания, заучивания наизусть.

Языковой материал: грамматические структуры, лексика; реальные аутентичные диалоги; частотные грамматические структуры

Основное внимание в лексическом составе – слова, выражающие отношение.

Отбор материала – на основе анализа живого языка (впервые!!!)

Отличие метода: широкое использование звуковой и зрительной наглядности.

Аудиторные занятия – 4 этапа:  

Презентация – указание, направление мысли учащихся, восприятие на слух. Ситуация с помощью фильма и фраз.

Объяснение – Учитель задает вопрос, выявляет правильность восприятия звуков и структур. Если есть непонимание – опять наглядность.

Повторение – повторение, таким образом, проверка воспроизведения по записи на магнитофоне – заучивание.

Закрепление – комментарий диафильма без звукового сопровождения (немое кино) > прослушивание магнитофонной записи - > учащиеся варьируют отдельные структуры - > усвоение структур в ходе лабораторного занятия.

Весь цикл заканчивается беседой по теме!

Основа: заучивание наизусть, использование наглядных средств.

Представители этого методического направления не выдви­нули новых оригинальных методических принципов, так как были повторены поло­жения аудиолингвального метода. Несмотря на это, данный метод внес свое достаточно ценное в методику. Прежде всего, надо отметить впервые проведенное опреде­ление языкового материала для изучения в результате анализа живого языка. Не менее важным является широчайшее использование современной техники. Особенно существенно сопро­вождение изучаемых диалогов ситуациями, отражающими реальную жизнь страны изу­чаемого языка, ее особенности, обычаи, культуру.

Сравнение.

Аудиолингвальный метод Аудиовизуальный метод
- это метод обучения ИЯ, предусматривающий в процессе занятий использование слухового канала, восприятие и многоразовое прослушивание и воспроизведение вслед за диктором строго отобранных структур (образцов предложений), что ведет к их автоматизации. - приоритет устной речи над письменной (отсюда устное опережение в работе и организация занятий в последовательности «Слушание-говорение-чтение, письмо»); -направленность занятий на формирование речевых навыков в результате выполнения упражнений (многоразовое повторение образцов); - преобладание речевой практики над объяснениями и комментариями; - широкое использование страноведческой информации. Конечная цель обучения заключается в овладении языком кА средством обучения во всех видах устной и письменной коммуникации, при этом главное внимание уделяется устной речи. Упражнения: подстановочные, трансформационные, имитационные, вопросно-ответные. Задания в форме диалога. Лексика недооценена. Недостатки: этап тренировки, не было тренировки, интуитивность; акцент на слуховое восприятие, в то время как многие лучше воспринимают визуально. - это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для разговорного стиля речи, при интенсивном использовании средства зрительной и слуховой наглядности. - в качестве единицы обучения рассматривается предложение, восприятие и воспроизведение которого носит целостный характер; - обучение организуется в такой последовательности: слушание-говорение-чтение, письмо; - полное исключение родного языка, либо использование его лишь в качестве средства контроля; - материал вводиться в форме диалогов с использованием типичных ситуаций повседневного общения; - подчиненность отбора языкового материала задачам общения. Модель обучения состоит из 4 этапов: 1)представление (глобальное восприятие материала, преимущественно интуитивное); 2) объяснение (поэтапная проработка зрительно-слухового ряда при установке на полное понимание); 3) усвоение его содержания и звуковой синтез; 4) закрепление (образование речевых автоматизмов). Основа обучения заучивания наизусть, использование наглядных средств.

4. Назвать цели коммуникативного метода ИЯ. Раскрыть его принципы и содержание.

 

Технология коммуникативного метода обучения - обучени е на осн ове общения. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных методов обучения иностранному языку.

Концептуальными положениями коммуникативного метода по Е.И. Пассову являются следующие:

1. Иностранный язык в отличие от других школьных предметов, является одновременно ицелью, и средством обучения.

2. Язык - средство общения, идентификация, социализация и приобщение индивиды к культурным ценностям страны изучаемого языка.

3. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

• способами овладения;

• плотностью информации в общении;

• включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

• совокупностью реализуемых функций;

• соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка.

Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве. Цель - коммуникативная компетенция, отсутствие страха при общении.

Основными принципами построения содержания обучения с использованием коммуникативного метода обучения являются следующие:

1. Речевая направленность, т.е. - обучение иностранному языку через общение. Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение.  

Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления).  

2. Ситуативность – это ролевая организация учебного процесса. Коммуникативное обучениеосуществляется на основе ситуаций, понимаемых как система взаимоотношения.

Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью.

Ситуация используется как основа для сотрудничества. Желание говорить появляется у учеников только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящего.

3. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока:

- новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.).

- новизна использования материала (его информативность).  

4. Личностная ориентация общения. Речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: (опытом (у каждого он свои), контекстом деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами. И именно личностной индивидуализация предполагает учет и использование всех этих параметров, присущих личности.  

5. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культурную страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Содержательность учебного аспекта обеспечивается моделированием содержательной стороны общения в различных видах речевой деятельности. В основе данного метода лежат упражнения. Все упражнения должны быть речевыми


  5. Раскрыть сущность метода проблемного обучения. Привести примеры методических приемов, используемых для создания проблемных ситуаций.  

       

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций под руководством учителя и активная деятельность учащихся по их разрешению.

В современной теории проблемного метода обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Методические приемы, которыми пользуется учитель для создания проблемных ситуаций, включают следующие: 1) учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; 2) сталкивает противоречия практической деятельности; 3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; 4) предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций (например, юриста, финансиста, педагога, психолога и т.д.); 5) побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты; 6) ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д.); 7) определяет проблемные теоретические и практические задания; 8) ставит проблемные. Существует 4 уровня проблемности в обучении:

1. Учитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учащихся.

2. Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают ее. Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышления.

3. Ученик ставит проблему, учитель помогает в ее решении.

4.  Ученик ставит проблему, предлагает возможные решения, проверяет эти возможные решения, исходя из данных, делает выводы, применяет выводы к новым данным и делает собственные обобщения, т.е. ученик сам решает проблему.

Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебному труду; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. 

К недостаткам проблемного метода следует отнести: слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей; недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах; нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы; непривычность подобной формы работы; трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение; риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.013 с.)