Система воспитательной работы с подростками с девиантным поведением (опыт работы А.С. Макаренко) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система воспитательной работы с подростками с девиантным поведением (опыт работы А.С. Макаренко)



В настоящее время в психолого-педагогической практике особое внимание уделяется работе с детьми девиантного поведения. Актуальность данной проблемы подтверждается фактами о том, что в России ежегодно наблюдается рост детской преступности, наркомании, отмечается увеличение численности детей, имеющих отклонения в поведении. По данным МВД РФ, каждый год подростками совершается 150 тысяч преступлений, поэтому вопрос о предупреждении асоциального поведения подрастающего поколения – один из главных в деятельности образовательных организаций. Обращение многих ученых к изучению и решению проблемы девиантного поведения детей и подростков представлено различных в отечественных теориях, в том числе: Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой, В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в развитие теории и методики воспитания детей с девиантным поведением внес выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко.

По мнению А.С. Макаренко, неблагоприятное поведение, преступление ребенка связано с воздействием на него окружающей среды. «Трудные» дети – это педагогически запущенные дети, отличающиеся низким уровнем образованности и воспитанности. В результате многочисленных исследований, проведенных в области педагогики, психологии, социологии, были установлены основные причины отклонений в поведении ребенка. Прежде всего, к ним относятся: наследственная предрасположенность к девиантному поведению – алкоголизм, наркомания родителей; биологические причины: неравномерное половое созревание; нарушение работы центральной нервной системы; социальные причины: сложность школьных программ, неблагополучие семей, напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей; воспитание детей в жестокой семье и др.

В результате перечисленных обстоятельств чаще всего формируются психологические причины: конфликт выбора роли; конфликт самооценки; конфликт со взрослыми; конфликт со сверстниками; неуспех ребенка в ведущей деятельности; личностный кризис.

 В связи с этим при работе с «трудными» детьми необходимо учитывать все обстоятельства и создавать необходимые условия для полноценного воспитания и развития личности в целом. Гуманным, является целесообразно учить, развивать, воспитывать ребенка таким, какой он есть, а не стремиться переделать его качества.

Поскольку воспитание есть процесс социальный, то основной задачей школы является то, что необходимо предоставить каждому подростку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень воспитания и образования, который поможет найти своё место в жизни, развить свои потенциальные возможности, а, главное, создаст условия, чтобы не потеряться в обществе.

Воспитание ответственных детей и воспитание детей с отклонением в поведении не может осуществляться разными методами. Основные принципы воспитания основываются на уважении, искренности, открытости, принципиальности, коллективе, семье. Кроме основных принципов работы с «трудными» детьми А.С. Макаренко говорил о необходимости стиля работы с коллективом, в котором дети связаны общими дружескими, деловыми целями и это взаимодействие служит благоприятной средой для развития личности. Коллектив помогает каждому ребёнку адаптироваться в обществе, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Тон коллектива должен быть мажорным, не иметь характера постоянной бурливости, а также истерической напряженности. В свою очередь, признаком нормального общего тона является идея защищенности, то есть каждый воспитанник должен быть уверен, что в случае нужды он найдет защиту у любого старшего воспитанника. Переплетение интересов и взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс. Антон Семёнович видел формирование коллектива через трудовое воспитание. Ребенок должен быть сознательно занят в течение всего рабочего дня и включен в трудовую деятельность. Исходя из воспитательных методик педагога, детей необходимо вовлекать в общественно-полезную деятельность, организованную с определенной целью, то есть когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с большим интересом. Безусловно, учение А.С. Макаренко о трудовых технологиях в воспитании подрастающего поколения имеют большое значение и в наше время. Основная задача трудового воспитания в школе – дать учащимся общую трудовую подготовку в виде определённого минимума практических знаний, трудовых умений и навыков в области обслуживающего и технического труда, а также развить их производственные способности, воспитать навыки обшей трудовой культуры, что не позволит развиваться у детей различного рода девиациям. Следует учитывать, что Антон Семёнович Макаренко при работе с детьми девиантного поведения сформулировал принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Он заключается в том, что педагог должен видеть в ребенке, всё самое лучшее. Это и является тем плодом, который постепенно прорастает и формирует у ребенка те положительные качества, которые позволяют взглянуть на своё поведение с другой стороны. Как известно, разработанная А.С. Макаренко авторская методика воспитания, давала свои положительные результаты в 20-е годы прошлого столетия. Так, беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде, конечно, нельзя, так как изменились и время, и дети. Однако идеи, о которых говорил А.С. Макаренко, такие, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, гуманность, любовь к труду, которые сейчас можно назвать современным «дефицитом», на наш взгляд, помогут добиться успеха в работе с «трудными» детьми. Таким образом, отдельного внимания в педагогической деятельности заслуживают дети с девиантным поведением. Их ни в коем случае нельзя изолировать от общества, а наоборот необходимо создавать благоприятный психологический климат и условия для комфортного общения и реализации как личности. Целесообразным является и включение «трудных» детей в работу музыкальных, танцевальных кружков, спортивных секций, в общественную жизнь школы, где они могут проявлять себя как творческие личности, быть инициативными и целеустремлёнными. Во многих образовательных организациях практикуются психологические консультации для родителей и детей, ведётся пропаганда здорового образа жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы было  изучение направлений воспитательной работы подростков с девиантным поведением.

Девиантное поведение   человека можно определить как систему поступков или отдельные поступки,  противоречащие  принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов,  неадаптивности,  нарушении процесса  самоактуализации  и уклонении от нравственного и эстетического контроля над  собственным поведением.

Анализ научной и педагогической литературы, сделанный в 1 главе нашего исследования, поможет педагогам разобраться с причинами делинквентного поведения подростков.

Основными причинами девиантного поведения подростков является педагогическая запущенность, которая приобретает такие формы как:


1. «Кумир семьи;

2. Гиперопека;

3. Гипоопека;

4. Безнадзорность;  

 

 

5. «Золушка»;

6.  «Ежовые рукавицы»;

7. Шизоидный тип поведения. Нелогичность коммуникации.

 

 


Факторы, способствующие формированию отклоняюще­гося поведения: социальные, биологические, психологические.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, неверие в светлые жизненные перспективы. Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных подростков каждый второй заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 г. 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% — в черном.

Работы ученых помогли разобраться в том, что причинами девиантного поведения подростков являются не только психологические факторы, но и биологические, сюда же относится и наследственность. Самым важным фактором, на этапе взросления подростка, в воспитании большую роль играет семья, воспитание в семье. Семья прививает своему ребенку нравственное, трудовое воспитание, культурное наследие и отдает дань традициям. Немаловажную роль играет и физическое воспитание. Как заметил Зигмунд Фрейд, люди по существу антисоциальны, но еще, по мнению ученых, все же человек не рождается антисоциальным, а его тем или иным делает его окружение и общество, в котором он сначала растет, а затем живет.

Поэтому данная тема очень актуальна в современном мире и обществе.

Во второй главе мы представили особенности воспитательной работы с додростками с девиантным поведением, рассмотрели классификацию методов воспитания.

В результате изучения психолого – педагогической литература великих ученых – педагогов можно сделать вывод, что воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания.

Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних, непривычные для воспитуемых. Трудно перевоспитывать, если отрицательные черты имеют устойчивый характер. А.С. Макаренко учил: «Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать».

К процессу перевоспитания относится и самовоспитание и самообразование.

О результативности воспитания свидетельствуют ткаие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении;

иниициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

Далее нами была рассмотрена и изучена система воспитательной работы с подростками с девиантным поведением на опыте работы А.С. Макаренко.

Изучив систему воспитания выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко, можно отметить, что его вклад в работу с детьми девиантного поведения значителен для современного общества, поскольку его идеи, методы, взгляды, подходы, основные принципы, по нашему мнению, всегда будут применимы в образовательном процессе, в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Новая редакция с поправками и основными федеральными законами ISBN: 978-5-392-34219-8 Страниц: 320 (Газетная). Издательство: Проспект, 2021 г.

 2. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 01.03.2021 с таблицей изменений и с путеводителем по судебной практике. ISBN: 978-5-392-33537-4. Страниц: 352 (Газетная). Издательство: Проспект, 2021 г.

3.Кодекс РФ об административных правонарушениях с изменениями и дополнениями на 01.02.2020 года. Издательство: Эксмо-Пресс, 2021 г.. ISBN: 978-5-04-118514-5. Страниц: 976 (Газетная).

4. Семейный кодекс РФ по состоянию на 01.02.2021 с таблицей изменений и с путеводителем по судебной практикой. Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 1 февраля 2021 года.

5. Конвенция о правах ребенка.  Издательство: Омега-Л, 2020 г.

6. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Книги, печатная периодика

 7. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с. ISBN 978-985-6739-88-3.

8. Александров Ю, Олешкевич В. Подростковая психология и мотивы девиантного поведения // Правозащитник. 1997. - № 1. - С. 81-95.

9. Андреев Н.А., Тараканов Ю.В. Асоциальное поведение несовершеннолетних Самара: Юрид. ин-т; Под ред. Горожанина А.В. Самара, 2001. - 153 С.

10. Антонов А.И, Лебедь O. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социологические исследования. 2003. - № 4. - С. 91-95.

11. Барденштейн JI.M. Некоторые социальные факторы риска противоправного поведения подростков. Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1993. - С.104-109.

12. Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1999. - 178 С.

13. Беляева Л.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление: Несовершеннолетние правонарушители и учреждения для их исправления в

14. Бондаренко С. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения // Право знать: история, теория. Практика. № 11-12.

15. БрееваЕ.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. № 4. - 2004. - С.44-51.

16. Бурова Н.А. Девиантное поведение подростков: социальный аспект / Н.А. Бурова, А.Д. Доника // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №6–1. – С. 51.

17. Бурлаков В.Н., Волгарева И.В., Федорова Г.Г. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних: Учеб. пособие Рос. гос. пед. Ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1992. - 77 С.

18.  Вайндорф – Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2004. 254 с. – (технология правильного ответа).

 

 

19. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ.высш.учеб заведений/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 6-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 448 с.  ISBN 978-5-7695-3827-8

20. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? М., 1992. - 156 С.

21. Герасимова О.И. Особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях // Российский следователь. -№4.-2005.-С. 25-27.

22. Демин В.П. Роль семьи и школы в формировании правосознания подрастающего поколения в современном обществе // Семья, здоровье, демография: материалы областного, в рамках международного Конгресса. Кн. 2.-Пенза, 2004. С. 9-17.

23. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981. - 159 С.

24. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Издательство Питер., Год выпуска 2019.,  
   
ISBN 978-5-4461-0835-0  

2 6. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / И.Ф. Козлов; сост. и автор вступ. статьи В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

27. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 2006. - № 1. - С. 103-112.

28. Лихторович С.И., Быкова О.В. Некоторые вопросы мотивации делинквентного поведения несовершеннолетних // Новое российское законодательство и практика его применения. Барнаул, 1997. - С. 157-159.

29. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / Под ред. И.А. Каиров. – М.: Педагогика, 1977. – 395 с.

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма/Антон Семенович Макаренко. – Москва: Издательство АСТ, 2020 – 736 с. – (эксклюзив: Русская классика). ISBN 978-5-17-110459-7

31. Менделевия В.Д.. М50 Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с. ISBN 5-9268-0387-Х

32. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.

33. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. ≪Образование и педагогика≫ / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр.и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. —463 с.: ил. — (Педагогика и воспитание).

34. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. Учеб. Заведений/В.А. Сластёнин, И.Ф. исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 9-изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.  ISBN 978-5-7695-5654-8

35. Шарафутдинова Н.В. Психология девиантного поведения: Учебно-мето­дич. пособие. — М.: АРКТИ, 2019. — 208 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.048 с.)