В решении вопросов профилактики девиантного поведения становится вопрос поиска направлений воспитательной работы с подростками с девиантым поведением. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В решении вопросов профилактики девиантного поведения становится вопрос поиска направлений воспитательной работы с подростками с девиантым поведением.



Курсовая работа

по дисциплине «Теория обучения и воспитания»

 

Тема: «Девиантное поведение подростка: причины, направления воспитательной работы»

 

     
Обучающийся           группы №7100-440302Z   /Денисова О.С.
     
Научный руководитель к.п.н., доцент   /Воронова О.В.
     
Зав. кафедрой д.п.н., доцент   /Соловова Н.В.
       

 

                                         Работа защищена «____»___________202___

                                      Оценка__________________________

 

 

Самара 2021

Тема: Девиантное поведение подростка: причины, направления

 воспитательной работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения подростков с девиантным поведением.

1.1 Девиантное поведение: определение понятия………………………..5

1.2 Причины девиантного поведения подростков………………….…..11

Глава 2 Особенности воспитательной работы с подростками с девиантным поведением.

2.1  Классификация методов воспитания………………………..……..17

2.2 Система воспитательной работы с подростками с девиантным поведением (опыт работы А.С. Макаренко)………………………………….…28

Заключение…………………………………………………………..……32

 Список литературы………………………………………………………36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Интерес исследователей к девиантному поведению подростков является традиционным в истории науки и цивилизации, так как данная проблема тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития. Актуальность проблемы состоит в том, что современная социальная ситуация привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время очень многие люди, в том числе молодого возраста, не готовы к преодолению возрастающего психоэмоционального напряжения, что приводит к возникновению различных форм саморазрушающего поведения: употреблению наркотиков, алкоголя, суицидам, побегам из дома и бродяжничеству, вандализму, сексуальным отклонениям и др. Анализ результатов психологических и криминологических исследований, проведенных в последние годы, свидетельствует о резкой криминализации в среде детей и подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы, исследования Ю.М. Антоняна, Е. Бафия, Л.И. Беляевой, И.А. Голосенко, Я.И. Гилинского, С.И. Дмитриевой, Г.Г Заиграева, Т.И. Заславской, В.К. Звирбуль, Е.В. Змановской, В.Н. Иванова, С.М. Иншакова, В.П. Казимирчука, Ю.А. Клейберга, Ю.М. Климова, В.Т. Кондрашенко, Э.В. Коробкиной, В.Н. Кудрявцева, А.И. Кравченко, М.С. Крутера, Б.М. Левина, Силласте Г.Г., A.M. Яковлева и др.  позволяет утверждать, что проблема девиантного поведения подростков - одна из актуальных проблем не только современного общества, но и психолого – педагогических проблем, т.к. отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов — не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подрастающее поколение оказывается психологически беспомощным, его связь со старшим поколением ослаблена.

Поэтому в настоящее время необходимо исследовать проблему девиантного поведения подростков учитывая новые особенности его возникновения и, таким образом, предпринять адекватные современному периоду времени предупредительные меры.

В решении вопросов профилактики девиантного поведения становится вопрос поиска направлений воспитательной работы с подростками с девиантым поведением.

Объект исследования – девиантное поведение подростков.

Предмет исследования – направления воспитательной работы с подростками с девиантным поведением.

Цель исследования – проблема изучения направлений воспитательной работы с подростками с девиантным поведением.

Задачи исследования.

На основе теоретического анализа литературы по проблеме изучения подростков с девиантным поведением, конкретизировать сущность понятия «девиантное поведение».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы было  изучение направлений воспитательной работы подростков с девиантным поведением.

Девиантное поведение   человека можно определить как систему поступков или отдельные поступки,  противоречащие  принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов,  неадаптивности,  нарушении процесса  самоактуализации  и уклонении от нравственного и эстетического контроля над  собственным поведением.

Анализ научной и педагогической литературы, сделанный в 1 главе нашего исследования, поможет педагогам разобраться с причинами делинквентного поведения подростков.

Основными причинами девиантного поведения подростков является педагогическая запущенность, которая приобретает такие формы как:


1. «Кумир семьи;

2. Гиперопека;

3. Гипоопека;

4. Безнадзорность;  

 

 

5. «Золушка»;

6.  «Ежовые рукавицы»;

7. Шизоидный тип поведения. Нелогичность коммуникации.

 

 


Факторы, способствующие формированию отклоняюще­гося поведения: социальные, биологические, психологические.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, неверие в светлые жизненные перспективы. Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных подростков каждый второй заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 г. 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% — в черном.

Работы ученых помогли разобраться в том, что причинами девиантного поведения подростков являются не только психологические факторы, но и биологические, сюда же относится и наследственность. Самым важным фактором, на этапе взросления подростка, в воспитании большую роль играет семья, воспитание в семье. Семья прививает своему ребенку нравственное, трудовое воспитание, культурное наследие и отдает дань традициям. Немаловажную роль играет и физическое воспитание. Как заметил Зигмунд Фрейд, люди по существу антисоциальны, но еще, по мнению ученых, все же человек не рождается антисоциальным, а его тем или иным делает его окружение и общество, в котором он сначала растет, а затем живет.

Поэтому данная тема очень актуальна в современном мире и обществе.

Во второй главе мы представили особенности воспитательной работы с додростками с девиантным поведением, рассмотрели классификацию методов воспитания.

В результате изучения психолого – педагогической литература великих ученых – педагогов можно сделать вывод, что воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания.

Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних, непривычные для воспитуемых. Трудно перевоспитывать, если отрицательные черты имеют устойчивый характер. А.С. Макаренко учил: «Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать».

К процессу перевоспитания относится и самовоспитание и самообразование.

О результативности воспитания свидетельствуют ткаие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении;

иниициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

Далее нами была рассмотрена и изучена система воспитательной работы с подростками с девиантным поведением на опыте работы А.С. Макаренко.

Изучив систему воспитания выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко, можно отметить, что его вклад в работу с детьми девиантного поведения значителен для современного общества, поскольку его идеи, методы, взгляды, подходы, основные принципы, по нашему мнению, всегда будут применимы в образовательном процессе, в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Новая редакция с поправками и основными федеральными законами ISBN: 978-5-392-34219-8 Страниц: 320 (Газетная). Издательство: Проспект, 2021 г.

 2. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 01.03.2021 с таблицей изменений и с путеводителем по судебной практике. ISBN: 978-5-392-33537-4. Страниц: 352 (Газетная). Издательство: Проспект, 2021 г.

3.Кодекс РФ об административных правонарушениях с изменениями и дополнениями на 01.02.2020 года. Издательство: Эксмо-Пресс, 2021 г.. ISBN: 978-5-04-118514-5. Страниц: 976 (Газетная).

4. Семейный кодекс РФ по состоянию на 01.02.2021 с таблицей изменений и с путеводителем по судебной практикой. Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 1 февраля 2021 года.

5. Конвенция о правах ребенка.  Издательство: Омега-Л, 2020 г.

6. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Книги, печатная периодика

 7. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с. ISBN 978-985-6739-88-3.

8. Александров Ю, Олешкевич В. Подростковая психология и мотивы девиантного поведения // Правозащитник. 1997. - № 1. - С. 81-95.

9. Андреев Н.А., Тараканов Ю.В. Асоциальное поведение несовершеннолетних Самара: Юрид. ин-т; Под ред. Горожанина А.В. Самара, 2001. - 153 С.

10. Антонов А.И, Лебедь O. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социологические исследования. 2003. - № 4. - С. 91-95.

11. Барденштейн JI.M. Некоторые социальные факторы риска противоправного поведения подростков. Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1993. - С.104-109.

12. Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1999. - 178 С.

13. Беляева Л.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление: Несовершеннолетние правонарушители и учреждения для их исправления в

14. Бондаренко С. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения // Право знать: история, теория. Практика. № 11-12.

15. БрееваЕ.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. № 4. - 2004. - С.44-51.

16. Бурова Н.А. Девиантное поведение подростков: социальный аспект / Н.А. Бурова, А.Д. Доника // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №6–1. – С. 51.

17. Бурлаков В.Н., Волгарева И.В., Федорова Г.Г. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних: Учеб. пособие Рос. гос. пед. Ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1992. - 77 С.

18.  Вайндорф – Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2004. 254 с. – (технология правильного ответа).

 

 

19. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ.высш.учеб заведений/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 6-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 448 с.  ISBN 978-5-7695-3827-8

20. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? М., 1992. - 156 С.

21. Герасимова О.И. Особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях // Российский следователь. -№4.-2005.-С. 25-27.

22. Демин В.П. Роль семьи и школы в формировании правосознания подрастающего поколения в современном обществе // Семья, здоровье, демография: материалы областного, в рамках международного Конгресса. Кн. 2.-Пенза, 2004. С. 9-17.

23. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981. - 159 С.

24. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Издательство Питер., Год выпуска 2019.,  
   
ISBN 978-5-4461-0835-0  

2 6. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / И.Ф. Козлов; сост. и автор вступ. статьи В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

27. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 2006. - № 1. - С. 103-112.

28. Лихторович С.И., Быкова О.В. Некоторые вопросы мотивации делинквентного поведения несовершеннолетних // Новое российское законодательство и практика его применения. Барнаул, 1997. - С. 157-159.

29. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / Под ред. И.А. Каиров. – М.: Педагогика, 1977. – 395 с.

30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма/Антон Семенович Макаренко. – Москва: Издательство АСТ, 2020 – 736 с. – (эксклюзив: Русская классика). ISBN 978-5-17-110459-7

31. Менделевия В.Д.. М50 Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с. ISBN 5-9268-0387-Х

32. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.

33. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. ≪Образование и педагогика≫ / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр.и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. —463 с.: ил. — (Педагогика и воспитание).

34. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. Учеб. Заведений/В.А. Сластёнин, И.Ф. исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 9-изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.  ISBN 978-5-7695-5654-8

35. Шарафутдинова Н.В. Психология девиантного поведения: Учебно-мето­дич. пособие. — М.: АРКТИ, 2019. — 208 с.

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория обучения и воспитания»

 

Тема: «Девиантное поведение подростка: причины, направления воспитательной работы»

 

     
Обучающийся           группы №7100-440302Z   /Денисова О.С.
     
Научный руководитель к.п.н., доцент   /Воронова О.В.
     
Зав. кафедрой д.п.н., доцент   /Соловова Н.В.
       

 

                                         Работа защищена «____»___________202___

                                      Оценка__________________________

 

 

Самара 2021

Тема: Девиантное поведение подростка: причины, направления

 воспитательной работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения подростков с девиантным поведением.

1.1 Девиантное поведение: определение понятия………………………..5

1.2 Причины девиантного поведения подростков………………….…..11

Глава 2 Особенности воспитательной работы с подростками с девиантным поведением.

2.1  Классификация методов воспитания………………………..……..17

2.2 Система воспитательной работы с подростками с девиантным поведением (опыт работы А.С. Макаренко)………………………………….…28

Заключение…………………………………………………………..……32

 Список литературы………………………………………………………36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Интерес исследователей к девиантному поведению подростков является традиционным в истории науки и цивилизации, так как данная проблема тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития. Актуальность проблемы состоит в том, что современная социальная ситуация привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время очень многие люди, в том числе молодого возраста, не готовы к преодолению возрастающего психоэмоционального напряжения, что приводит к возникновению различных форм саморазрушающего поведения: употреблению наркотиков, алкоголя, суицидам, побегам из дома и бродяжничеству, вандализму, сексуальным отклонениям и др. Анализ результатов психологических и криминологических исследований, проведенных в последние годы, свидетельствует о резкой криминализации в среде детей и подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы, исследования Ю.М. Антоняна, Е. Бафия, Л.И. Беляевой, И.А. Голосенко, Я.И. Гилинского, С.И. Дмитриевой, Г.Г Заиграева, Т.И. Заславской, В.К. Звирбуль, Е.В. Змановской, В.Н. Иванова, С.М. Иншакова, В.П. Казимирчука, Ю.А. Клейберга, Ю.М. Климова, В.Т. Кондрашенко, Э.В. Коробкиной, В.Н. Кудрявцева, А.И. Кравченко, М.С. Крутера, Б.М. Левина, Силласте Г.Г., A.M. Яковлева и др.  позволяет утверждать, что проблема девиантного поведения подростков - одна из актуальных проблем не только современного общества, но и психолого – педагогических проблем, т.к. отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов — не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подрастающее поколение оказывается психологически беспомощным, его связь со старшим поколением ослаблена.

Поэтому в настоящее время необходимо исследовать проблему девиантного поведения подростков учитывая новые особенности его возникновения и, таким образом, предпринять адекватные современному периоду времени предупредительные меры.

В решении вопросов профилактики девиантного поведения становится вопрос поиска направлений воспитательной работы с подростками с девиантым поведением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.056 с.)