Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Девиантное поведение: определение понятия
Поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный ее индивидуальными особенностями и внутренней активностью, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. Основные признаки поведения:поведение социально по своей сути, т. е. оно формируется и реализуется в обществе, поведение имеет тесную связь с речевой регуляцией и целеполаганием. Частные признаки поведения:уровень активности, эмоциональная выразительность, динамичность, стабильность, произвольность, гибкость. В целом нормальным считается поведение, которое соответствует принятым в конкретном обществе правилам. Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и / или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться. Норма— это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его(К. К. Платонов). Выделяют следующие нормы: 1) правовые; 2) нравственные; 3)эстетические. Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. В литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом «девиантное» (лат. deviatio— отклонение) поведение. Существует две точки зрения при рассмотрении понятия «девиантное поведение». Первая — с позиции медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь».Вторая — отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».
Мы считаем, что более правильно учитывать обе точки зрения, поскольку понятие «отклоняющееся поведение» носит междисциплинарный характер и является предметом изучения психологии, медицины, педагогики, социологии. Таким образом, девиантное поведение человека можно определить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Диагностика девиантного поведения часто затруднена по причинам скорее субъективным, чем объективным. Это связано с тем, что попытки признания какого-либо поведения однозначно отклоняющимся и даже патологическим приводят к игнорированию основополагающего принципа диагностики девиантного поведения, нацеленного на учет реальности, окружающей человека действительности. Справедливо в связи с этим замечание Мак - Каги о том, что девиантное поведение — это не просто поведение, «отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов», но и «не удовлетворяющее социальным ожиданиям». В свою очередь, социальные ожидания обусловлены понятиями социального положения человека, этнической и культурной принадлежности, возрастного диапазона, пола, профессии и пр. Мы считаем, что условно можно выделить четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический, клинический и психологический. 1. Социально-правовой подход.В его рамках выделяют социо-логическое и правовое направления. Социологиярассматривает поведенческие девиации как социальные явления. Эти явления регулируются по нескольким основаниям: - в зависимости от масштаба — массовые и индивидуальные отклонения; - по значению последствий — негативные и позитивные; - по субъекту — отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);
- по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.; - по длительности — единовременные и длительные; - по типу нарушенной нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др. В правепод отклоняющимся поведением понимается все то, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Правонарушения подразделяются на: - преступления; - административные и гражданско-правовые нарушения; - дисциплинарные проступки. 2.Педагогический подход.Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляется с понятием «дезадаптация». Основные педагогические задачи — воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение школьника может носить вид как школьной, так и социальной дезадаптации. В структуру школьной дезадаптации включаются: - неуспеваемость; - нарушение взаимоотношений со сверстниками; - эмоциональные нарушения; - поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадаптацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др. Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится сталкиваться со следующими негативными поведенческими проявлениями, которые лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др. 3. Психологический подход.В основу психологического подхода положены социально-психологические различия между различными видами отклоняющегося поведения. При психологической классификации отклоняющегося поведения используются следующие критерии: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуально-стилевые характеристики поведения. По Ю.А. Клейбергу,все девиации поведения подразделяются на: - негативные (например, употребление наркотиков); - позитивные (например, социальное творчество); - социально-нейтральные (например, попрошайничество). Ц.П. Короленко, Т.А. Донскихвыделили две группы поведенческих девиаций: - нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества — деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо области знаний и пр.). Данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению; - деструктивное поведение, которое подразделяется на внешнедеструктивное (направлено на нарушение социальных норм — правовых, морально-этических, культурных) — аддиктивное и антисоциальное; внутридеструктивное — суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.
По Е.В. Змановской, выделяются три группы отклоняющегося поведения: - асоциальное (аморальное) поведение; - антисоциальное (делинквентное) поведение; - аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Указанная классификация является относительной, условной и оправдана в целях научного анализа. Реально формы девиантного поведения сочетаются и пересекаются. В каждом конкретном случае — оно неповторимо и индивидуально. 4. Медицинский подход.Некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины (пример: назначение наркотических веществ в медицинских целях приводит к злоупотреблению, т. е. психологической зависимости, перетекает в болезнь с признаками физической зависимости, т. е. наркоманию). Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на двух критериях — психопатологическом и возрастном. МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра) выделяет следующие поведенческие расстройства: 1) у взрослых: - F10—F19 — психические расстройства и расстройства поведения, связанные (вызванные) с употреблением психоактивных веществ:алкоголя, опиоидов, каннабиоидов, седативных или снотворных веществ, кокаина, других стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих растворителей, сочетанным употреблением наркотиков и других психоактивных веществ; - F50—F59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами:расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, сексуальные расстройства, необусловленные органическими нарушениями или болезнями, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом, злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости; - F60—F69 — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте:расстройства привычек и влечений (азартные игры, пиромания и др.), расстройства половой идентификации (транссексуализм и др.), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм и др.). 2) у детей: - F90—F99 — эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:гиперкинетические расстройства, расстройства поведения (ограниченные рамками семьи, несоциализированные, вызывающие оппозиционные расстройства и др.), смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессивное расстройство и др.), расстройства социального функционирования (мутизм, расстройство привязанности и др.), другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (энурез, энкопрез, заикание, поедание несъедобного, речь «взахлеб» и др.). Любое поведенческое расстройство диагностируется при наличии нескольких характерных диагностических критериев, которые повторяются неоднократно и сохраняются не менее 6 месяцев. Отклоняющееся поведение — междисциплинарное понятие, поэтому специалисты немедицинского профиля, занимающиеся проблемой девиаций, не должны выходить за рамки собственной компетенции. Однако они должны иметь представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.014 с.) |