Девиантное поведение: определение понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиантное поведение: определение понятия



Поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный ее индивидуальными особенностями и внутренней активностью, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Основные признаки поведения:поведение социально по своей сути, т. е. оно формируется и реализуется в обществе, поведение имеет тесную связь с речевой регуляцией и целеполаганием.

Частные признаки поведения:уровень активности, эмоцио­нальная выразительность, динамичность, стабильность, произ­вольность, гибкость.

В целом нормальным считается поведение, которое соответс­твует принятым в конкретном обществе правилам.

Предметом  изучения психологии  девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности,  приводящие к  дезадаптации человека в обществе и / или нарушению  самоактуализации  и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного  (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять, от каких именно норм  общества они могут отклоняться. Норма— это явление группового  сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений  членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих  оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его(К. К. Платонов).

Выделяют  следующие нормы:

1) правовые;

2) нравственные;

3)эстетические.

Правовые  нормы оформлены в виде  свода  законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные  и  эстетические нормы не регламентированы  столь строго, и  при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание.

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов.

В литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко за­меняется синонимом «девиантное» (лат. deviatio— отклонение) по­ведение.

Существует две точки зрения при рассмотрении понятия «де­виантное поведение». Первая — с позиции медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь».Вторая отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».

Мы считаем, что более правильно учитывать обе точки зрения, поскольку по­нятие «отклоняющееся поведение» носит междисциплинарный характер и является предметом изучения психологии, медицины, педагогики, социологии.

Таким образом, девиантное  поведение   человека можно определить как систему поступков или отдельные поступки,  противоречащие  принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов,  неадаптивности,  нарушении процесса  самоактуализации  и уклонении от нравственного и эстетического контроля над  собственным поведением.

Диагностика девиантного поведения часто затруднена по причинам скорее субъективным, чем объективным. Это  связано с тем, что попытки признания какого-либо поведения однозначно отклоняющимся и даже патологическим приводят к игнорированию основополагающего принципа диагностики девиантного поведения, нацеленного на учет реальности, окружающей человека действительности.  Справедливо  в связи с этим замечание Мак - Каги о том, что девиантное поведение —  это не просто поведение, «отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов», но и «не удовлетворяющее социальным ожиданиям». В  свою очередь, социальные ожидания обусловлены понятиями социального положения человека, этнической и культурной принадлежности, возрастного диапазона, пола, профессии  и пр.

Мы считаем, что условно можно выделить четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический, клинический и психологический.

1. Социально-правовой подход.В его рамках выделяют социо-логическое и правовое направления.

Социологиярассматривает поведенческие девиации как соци­альные явления. Эти явления регулируются по нескольким осно­ваниям:

- в зависимости от масштаба — массовые и индивидуальные отклонения;

- по значению последствий — негативные и позитивные;

- по субъекту — отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);

- по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;

- по длительности — единовременные и длительные;

- по типу нарушенной нормы — преступность, пьянство (ал­коголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиган­ство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др.

В правепод отклоняющимся поведением понимается все то, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Правонарушения подразделя­ются на:

- преступления;

- административные и гражданско-правовые нарушения;

- дисциплинарные проступки.

2.Педагогический подход.Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дис­циплин.

Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляет­ся с понятием «дезадаптация». Основные педагогические зада­чи — воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение школьника может носить вид как школьной, так и социальной де­задаптации.

В структуру школьной дезадаптации включаются:

- неуспеваемость;

- нарушение взаимоотношений со сверстниками;

- эмоциональные нарушения;

- поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадап­тацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, соверше­ние преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др.

Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведе­ния в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится стал­киваться со следующими негативными поведенческими прояв­лениями, которые лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др.

3. Психологический подход.В основу психологического под­хода положены социально-психологические различия между раз­личными видами отклоняющегося поведения.

При психологической классификации отклоняющегося пове­дения используются следующие критерии: вид нарушаемой нор­мы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуально-стилевые характеристики поведения.

По Ю.А. Клейбергу,все девиации поведения подразделяются на:

- негативные (например, употребление наркотиков);

- позитивные (например, социальное творчество);

- социально-нейтральные (например, попрошайничество).

Ц.П. Короленко, Т.А. Донскихвыделили две группы поведен­ческих девиаций:

- нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества — де­ятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, перво­открывателей в какой-либо области знаний и пр.). Данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению;

- деструктивное поведение, которое подразделяется на внеш­недеструктивное (направлено на нарушение социальных норм — правовых, морально-этических, культурных) — аддиктивное и антисоциальное; внутридеструктивное суицидальное, конфор­мистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.

По Е.В. Змановской, выделяются три группы отклоняющегося поведения:

- асоциальное (аморальное) поведение;

- антисоциальное (делинквентное) поведение;

- аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Указанная классификация является относительной, условной и оправдана в целях научного анализа. Реально формы девиант­ного поведения сочетаются и пересекаются. В каждом конкретном случае — оно неповторимо и индивидуально.

4. Медицинский подход.Некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины (пример: назначе­ние наркотических веществ в медицинских целях приводит к злоу­потреблению, т. е. психологической зависимости, перетекает в бо­лезнь с признаками физической зависимости, т. е. наркоманию).

Медицинская классификация поведенческих расстройств ос­нована на двух критериях — психопатологическом и возрастном.

МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пере­смотра) выделяет следующие поведенческие расстройства:

1) у взрослых:

- F10—F19 — психические расстройства и рас­стройства поведения, связанные (вызванные) с употреблением психоактивных веществ:алкоголя, опиоидов,  каннабиоидов, седа­тивных или снотворных веществ, кокаина, других стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих растворителей, сочетанным употреблением наркотиков и других психоактивных веществ;

- F50—F59 поведенческие синдромы, связанные с физиоло­гическими нарушениями и физическими факторами:расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, сексуаль­ные расстройства, необусловленные органическими нарушениями или болезнями, психические и поведенческие расстройства, связан­ные с послеродовым периодом, злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости;

- F60—F69 — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте:расстройства привычек и влечений (азартные игры, пиромания и др.), расстройства половой иденти­фикации (транссексуализм и др.), расстройство сексуального пред­почтения (фетишизм и др.).

2) у детей:

- F90—F99 — эмоциональные расстройства и рас­стройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подрост­ковом возрасте:гиперкинетические расстройства, расстройства поведения (ограниченные рамками семьи, несоциализированные, вызывающие оппозиционные расстройства и др.), смешанные рас­стройства поведения и эмоций (депрессивное расстройство и др.), расстройства социального функционирования (мутизм, расстрой­ство привязанности и др.), другие поведенческие и эмоциональ­ные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом воз­расте (энурез, энкопрез, заикание, поедание несъедобного, речь «взахлеб» и др.).

Любое поведенческое расстройство диагностируется при нали­чии нескольких характерных диагностических критериев, которые повторяются неоднократно и сохраняются не менее 6 месяцев.

Отклоняющееся поведение — междисциплинарное понятие, поэтому специалисты немедицинского профиля, занимающиеся проблемой девиаций, не должны выходить за рамки собственной компетенции. Однако они должны иметь представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.014 с.)