Причины девиантного поведения подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины девиантного поведения подростков



Трудные подростки – это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. И как результат – реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя и наркотиков.

По мнению З. Фрейда, люди по существу антисоциальны. В силу своей биологии они наделены эгоцентрическим влечением к поиску удовольствия, к разрушению. Эти влечения вступают в конфликт с требованиями социальной среды. Чтобы обеспечить выживание в обществе, люди сами должны контролировать или перенаправлять в другое русло свои влечения.

В. Я. Гиндикиным и В. А. Гурьевой описаны несколько типов неправильного воспитания, способствующих патохарактерологическому развитию личности, что является причинами девиантного поведения:

1. «Кумир семьи».   Восхваление ребенка, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие  ответственности за проступки;

2. Гиперопека.  Чрезмерное  внимание и контроль со стороны  взрослых, навязывание  своего мнения по  любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование  осторожности.

3. Гипоопека.  Недостаточное внимание со стороны родителей,  игнорирование  целенаправленного воспитания.

4. Безнадзорность.  Высокая степень  гипоопеки.

5. «Золушка». Лишение  ребенка ласки и внимания со  стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение,  противопоставление  другим детям, лишение удовольствий.

6.  «Ежовые рукавицы».  Систематическое  избиение ребенка, диктаторское

отношение  к  нему, отсутствие тепла, сочувствия и  поощрения.

7. Шизоидный тип поведения. Нелогичность коммуникации.

Чтобы обучить молодых людей новым формам преодоления жизненных проблем, новым стереотипам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффек­тивно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профес­сионального взаимодействия с молодежью.

По мнению Н. Вайзмана существуют подростки, отклонения в поведении которых является результатом аномалии развития организма.

Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстройства и быть психически больными, а могут  быть душевно здоровыми.  

В  первом случае их поведенческая девиация имеет непосредственную связь с психической  патологией, «вытекает» из нее и требует в основном психофармакологического лечения. Во- втором — базируется на  

внутриличностном или межличностном конфликте, отражает какую-либо личностную «деформацию» и подразумевает необходимость коррекции с помощью методов психологического воздействия. Проблема изучения механизмов поведенческих отклонений становится значимой  после  того, как подобное поведение однозначно причислено к  девиантному,  определены его опознавательные клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особенности девианта.

Факторы, способствующие формированию отклоняюще­гося поведения: социальные, биологические, психологические.

Социальные факторы.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он считал, что основной причиной девиации является аномия(фр. anomie— отсутствие закона), т. е. «отсутствие регуляции», «безнормие». Аномия — это состояние дезор­ганизации общества (ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивы­ми). Это приводит к нарушению стабильности, неустойчивости, неоднородности социальных связей, порождает нарушения обще­ственного порядка, дезорганизует людей. Результат — появление различного рода девиаций.

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиаций он считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Он предложил типы поведения, которые, с его точки зрения, являются типами приспособления к обществу:

- конформность— соответствие и культурным целям, и средствам;

- инновация— предполагает согласие с целями, но отрицает социально одобряемые средства их достижения (результат — рэ­кет, спекуляция, шантаж и пр.);

- ритуализм— отрицание целей, но принятие одобряемых обществом средств их достижения (бюрократизм — полная абсо­лютизация формальных процедур);

- ретретизм— отрицание и целей, и средств (для лиц, ока­завшихся вне общества — бродяги, наркоманы, пьяницы и др.);

- бунт— предполагает отчуждение от господствующих це­лей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Социальный антрополог Р. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности:

- нормативная личность— личность, черты которой лучше выражают данную культуру (идеал данной культуры).

- модальная личность— статистически более распростра­ненный тип отклоняющихся от идеала вариаций.

Таким образом, краткий обзор социальных теорий свидетель­ствует о том, что девиантное поведение — результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и кон­кретной личностью. С одной стороны, в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения (социальная дезорганизация, социальное неравенство), а с другой стороны — индивидуальные особенности человека в процессе социализации его личности.

Биологические факторы.

Важным фактором, влияющим на поведение личности, явля­ются внутренние, биологические условия.

Биологические факторы включают:

- наследственно-генетические особенности;

- врожденные свойства индивида;

- импринтинг (запечатлевание на ранних этапах онтогенеза).

Биологические теории, объясняющие развитие девиантного поведения, появились одними из первых.

В конце ХIХ в. итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзосформулировал теорию, согласно которой существует прямая связь между преступным поведением и биологическими осо­бенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции.

Известный американский врач и психолог Уильям Х. Шелдон(1940) подчеркивал зависимость между типами темперамента (и поведения) и типами соматического строения человека.

Предпринимались попытки установления связи между деви­антным (делинквентным) поведением и наследственностью. Так, результаты генетических исследований, проведенные У. Пирсомв 60-е гг. ХХ в., позволили ему сделать вывод, что наличие лишней Υ-хромосомы у мужчин (кариотип — ХYY) определяет их пред­расположенность к криминальному поведению. Среди заклю­ченных такая аномалия встречается в 15 раз чаще, чем обычно. Дальнейшие исследования позволили предположить, что данная хромосомная аномалия вносит неспецифический вклад в разви­тие девиантого поведения через генетическую дезорганизацию и нарушения развития личности.

Другие биологические факторы — уровень гормонов (тесто­стерона, в частности), повреждения головного мозга, органиче­ские заболевания мозга, особенности нервной системы — так­же рассматриваются в качестве детерминант отклоняющегося поведения личности.

Психологические факторы.

Ограниченность теорий, приписывающих социальным и куль­турным процессам роль важнейших детерминант девиантного по­ведения, заключается в том, что на самом деле люди, живущие в одинаковых условиях, не развиваются единообразно. Поэтому просто невозможно не признать то обстоятельство, что индивиду­альные различия, появляющиеся на раннем этапе развития, опо­средуют влияние социального окружения.

А вот что пишут педагоги о проблемах молодежи в мире. Воспитание как педагогический процесс формирования личности. Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, неверие в светлые жизненные перспективы. Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных подростков каждый второй заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 г. 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% — в черном.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.01 с.)