Аргументативный текст. Структура аргументативного текста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументативный текст. Структура аргументативного текста.



Аргументирующая речь — один из самых распространенных типов речи. В риторике к нему относят как убеждающую, так и агитирующую речи, поскольку они имеют много общего. Коммуникативная цель говорящего в этом случае — убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также уговорить его на что-то, склонить к какому-либо действию (агитирующая речь). Аргументирующая речь связана с такими понятиями, как тезис, аргументы, демонстрация. Без осмысления этих понятий нельзя говорить о структуре и особенностях аргументирующей речи. Аргументирующая речь обладает следующими свойствами: — наличием четко поставленной коммуникативной цели — убедить собеседника (адресата); — адресат в аргументирующей речи, как правило, не остаетсялишь объектом воздействия.Он представляет собой субъекта с собственной позицией, активно ее отстаивает; — основной содержательный элемент речи — аргументы, доказательства, приводимые говорящим в защиту собственной позиции, и контраргументы — доказательства в защиту противоположной позиции, приводимые адресатом; — противоположность позиций в аргументирующей речи легко может видоизмениться и перерасти в конфликт; — реализации поставленной цели может помешать наличиеуже готового решения по данному вопросу у адресата.

Тезис — мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис должен быть истинным, иначе никакими доказательствами не удастся его обосновать. Кроме того, тезис необходимо ясно, понятно, точно сформулировать, следить, чтобы он не содержал логического противоречия. Некоторые выступающие настолько увлекаются процессом говорения, что теряют логику повествования и впадают в противоречие с самим собой. Часто это происходит случайно, в пылу полемики с реальным или воображаемым оппонентом, и факт обнаружения такого противоречия может обескуражить оратора, окончательно сбить его с мысли. Наконец, тезис не должен меняться на протяжении всей речи. Если тезис будет нечетко сформулирован, его будет трудно доказать, у слушателей непременно возникнут вопросы: «Ну и что это доказывает? Это совсем из другой оперы!» Нечеткость формулировок может привести к потере тезиса. Это очень частая ошибка: начав говорить, оратор может потерять нить выступления, сбиться на второстепенные или даже не имеющие отношения к теме проблемы, начать говорить «вокруг да около». При этом он продолжает приводить аргументы, и слушатели, да и он сам, не всегдасразу могут осознать эту подмену. Потеря тезиса нередко происходит из-за волнения оратора и не является умышленной. Другое дело, когда оратор, не в силах доказать какое-либо положение, сознательно идет на подмену тезиса. Этот известный прием можно расценивать как уловку: оратор сознательно переключает внимание аудитории на яркие, но второстепенные факты, имеющие к тезису косвенное отношение.

Первый этап речевого поведения будет связан с осознанием своих потребностей, цели, необходимости действия (в данном случае говорения). Вопрос с путевкой нужно решать быстро: количество их, как всегда говорят, ограничено, ее необходимо выкупить в профкоме, да и друзья торопят. Значит, откладывать разговор с родителями нельзя. Итак, ваша основная задача — так организовать беседу с родителями, чтобы: а) получить разрешение на поездку; б) получить деньги на путевку. Второй этап связан с прогнозированием своего поведения и поведения собеседника, в данном случае родителей: а) в плане создания или использования речевой ситуации: Когда и где говорить? Кто при этом должен присутствовать? Помните, что такое речевая ситуация: ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия. Ее составляющие описаны Д. Хаймсом: участники; предмет речи; обстоятельства (место, время, другие значимые условия); канал общения (способ осуществления коммуникации) — используется устная или письменная речь; код (язык, диалект, стиль); речевой жанр; событие; оценка эффективности речи. Подумайте, как будут выглядеть составляющие вашей речевой ситуации; б) в плане содержания: О чем просить родителей? Какие доводы (аргументы) привести в поддержку своей просьбы? Какие у них могут быть возражения (контраргументы)? Как их парировать? Часто мы задумываемся обо всем этом, имея печальный или, напротив, успешный опыт речевого поведения в аналогичных ситуациях. Предмет речи нам известен, он определен внешними обстоятельствами, цель сомнения не вызывает. Речевой жанр — просьба — реализуется в ситуации семейной беседы. Канал общения скорее всего тоже легко определить: маловероятно, что с такой просьбой мы обратимся в записке или с помощью электронного послания. Наверное, без вариантов и с языком, хотя над выбором стиля можно подумать. А вот для получения положительного результата (получение желаемого) важно: когда, где и в каком составе произойдет разговор. Здесь вы должны решить сами: обратиться с просьбой на кухне во время ужина или в гостиной, когда все расслабятся у телевизора; поговорить со всеми сразу или отдельно с каждым родителем. А может быть, сначала заручиться поддержкой старшего брата или сестры, бабушки? Этифакторы, организующие речевую ситуацию, могут оказаться в итоге важными, их нельзя недооценивать. В плане содержания самое главное — выстроить систему аргументов в защиту выбранного тезиса. В нашей ситуации тезис можно сформулировать так: «Мне очень важно получить разрешение на поездку и деньги на оплату путевки». Если бы наша ситуация была связана с научной дискуссией или дебатами, то основной упор можно было бы сделать на рациональные аргументы, но беседа с родителями требует наличия не только логических, но и психологических («к человеку»), воздействующих на эмоции и чувства аргументов.Третий этап речевой деятельности — исполнение. При говорении этот этап связан с внешним выражением. Вы уже выбралиместо и время разговора. Подумайте: разумно ли сразу, без подготовки огорошить родителей своими просьбами. Психологи считают, что начать лучше с простых, коротких, приятных и легких для собеседника вопросов, на которые он с удовольствием ответит «да!». Тем самым он будет расположен выслушать более благосклонно. Это тоже нельзя назвать манипуляцией, это учет психологических особенностей человека, поскольку еще древние заметили, что, когда человек говорит «нет», да еще несколько раз, он настраивается на борьбу, становится более агрессивным, а когда легко и с удовольствием произносит «да!» (тоже неоднократно), настроение у него существенно улучшается. Кроме того, очень важно не начинать с упреков, с того, что вас разделяет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.013 с.)