Цели коммуникантов: информировать, воздействовать, убеждать; скрытые, явные; общие, синонимичные, разные, противоположные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели коммуникантов: информировать, воздействовать, убеждать; скрытые, явные; общие, синонимичные, разные, противоположные.



Выделяют три уровня общения: ритуальный, манипулятивный и дружеский.

1. Ритуальный уровень общения — это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект—объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей», или на уровне взаимодействия «масок». Маска — это совокупность знаков (словесных и несловесных), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе (Р. Якобсон). Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом. Смысл ритуального общения в том, что нам необходим хотя бы минимум информации о том, что нас «видят» и узнают, а не игнорируют. А еще лучше — нас одобряют своей доброжелательностью. В этом плане интересна и продуктивна теория «социальных поглаживаний» Эрика Берне, основывающаяся на том, что каждый человек в процессе общения нуждается в положительных стимулах. И элементарная вежливость может быть рассмотрена как обмен «поглаживаниями» — приветствие в ответ на приветствие и т. д. Ритуальный уровень общения служит для подтверждения того, что участники коммуникации — члены какой-то социальной группы. Это уровень формального фатического общения.

2. Манипулятивный уровень общения. (Манипуляция — от лат. manipulus — ручной прием, действие — ряд действий руками, совершаемый с определенной целью.) Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъект—объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху по отношению к достижению своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главное — достичь эффективности речи любой ценой. В этом проявляется еще один оттенок значения слова манипуляция: «махинация, обман». Очень часто при этом партнер ощущается как соперник в игре. Цель такого общения — выигрыш, если не материальный, то психологический. Общий принцип манипуляторского общения заключается в скрытом воздействии на собеседника, в игнорировании его воли. В речевой манипуляции всегда есть момент неравенства, неуважения к человеку, к его личности, поэтому основная часть конфликтных отношений относится к этому уровню общения. Конфликтная манипуляция — это речевое действие, цель которого состоит в чувстве превосходства над собеседником путем демонстрации ему его несовершенства, неполноценности. Или, иначе, к самоутверждению за счет партнера. Подобное речевое действие близко к феномену непрямой агрессии. Но манипуляция отличаетс тем, что она всегда сопровождается скрытым побуждением к какому-либо действию (К. Ф. Седов).На этом уровне общение переплетается с отношениями управления — исполнения. Поэтому основные проблемы с пониманием явных и скрытых речевых намерений коммуникантов связаны именно с этим уровнем. Уровень манипулятивного общения неоднороден.

3. Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фатического общения, поскольку главное в таком общении — понимание и принятие человека как личности. Дружеский уровень —- это уровень, при котором можно не заботиться о «технике речепроизводства», то есть идет глубинное понимание речи: не на уровне отдельных слов, а понимание на уровне всей личности. Именно о таком общении А. Сент-Экзюпери говорил как о «роскоши человеческого общения», поскольку в нем преобладает духовное, а следовательно, творческое общение. Именно духовный аспект речевого общения делает его необходимым компонентом культуры, поскольку общение по своей сущности — это способ существования культуры, а не только средство фиксации передаваемой информации, ее хранения и трансляции от поколения к поколению. При этом предполагается, что духовная направленность общения уже подразумевает этически безупречные цели коммуникантов. Для того чтобы общаться на этом уровне, нужно прежде всего быть внимательными к партнерам, развивать умение общаться. По сути, все уровни общения отражают представление о том, как строится общение — как воспринимается партнер: как субъект, то есть как личность, как равный, имеющий право на свою точку зрения, на речь, на участие в выработке совместного решения и т. д., или как объект, лишенный этих прав и вынужденный действовать только в соответствии с ролью, отведенной ему адресантом.

Цели речи в первую очередь определяются направленностью общения либо на объединение (на кооперацию, на сотрудничество) либо на отъединение (на конфликт, на конфронтацию). Эти две основные стратегии общения — следствие определенных установок коммуникантов, иногда — их жизненных принципов. В соответствии с этими стратегиями общение носит конструктивный, гармонизирующий характер или не обладает им. Кроме того, далеко не всегда у людей, вступающих в речевое взаимодействие, есть хорошо осознаваемая цель. В зависимости от наличия хотя бы у одного из партнеров стратегии, Джоунс и Джерард выделили четыре типа взаимодействия: 1. Псевдо-соответственный, который представляет собой псевдообщение, поскольку каждый партнер реализует свой внутренний план, не совпадающий с планами партнера. 2. Реактивно-соответственное. Этот тип взаимодействия характеризуется тем, что оба коммуниканта не имеют плана, реагируют на последние слова друг друга, как это происходит, например, при фатическом общении. 3. Асимметрично-соответственное взаимодействие отличается тем, что только один из участников имеет план действий, а другой лишь реагирует. Например, в интервью. 4. Взаимно-соответственное предполагаетналичие согласующихся целей и планов по их реализации у каждого из партнеров. Например, в научных дискуссиях.

Цели речи могут быть разными. Они определяются разнообразными потребностями коммуникантов в речевой и неречевой деятельности. Если речь представляет собой способ достижения цели предметной деятельности, попутное ее сопровождение, она не разворачивается как полное высказывание и часто не имеет специфической осознаваемой речевой задачи, поскольку представляет собой словесную реакцию на речевой или неречевой стимул. Цели речи могут определяться потребностями в общении и в этом плане оказывать более существенное влияние на организацию речи и выбор речевых средств. Именно эти цели называют коммуникативными целями, или речевыми намерениями (интенциями). Коммуникативные цели речи — это цели, которые определяют выбор и организацию языковых и речевых средств. До осознания цели и ее формулировки всегда возникает мотив — определенная потребность в достижении какого-то результата. В речевой деятельности далее формулируется цель речи как осознаваемое речевое намерение. Мотивами подобных положительно оценочных высказываний, по исследованиям профессора М. Ю. Федосюка, может быть стремление говорящего: 1) поддержать речевой контакт с партнером по общению; 2) предупредить негативную реакцию адресата на некоторое сообщение; 3) устранить отрицательное отношение адресата к говорящему; 4) поощрить поступки адресата; 5) вызвать расположение адресата к говорящему.

Коммуникативные цели характеризуют различные сферы речевого общения и различные стороны речи, поэтому они неоднородны и допускают разную степень конкретизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.006 с.)