Уместность речи. Ситуативная и текстовая уместность речи. Стилевая и стилистическая уместность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уместность речи. Ситуативная и текстовая уместность речи. Стилевая и стилистическая уместность.



Уместность — это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, потому что очень часто успех всего высказывания определяется его уместностью или неуместностью. Уместной называется речь, которая соответствует всем составляющим коммуникативной ситуации. Уместность — это такое коммуникативное качество, которое более других качеств речи ориентировано на ситуацию общения в целом и, соответственно, более других свидетельствует о коммуникативной компетентности адресанта. В этом плане уместность — это коммуникативное качество, которое является переходным от этических и коммуникативных норм к речевым, относительно которых различают уместность в широком и узком смысле.

Уместность в широком смысле отражает соответствие речи этическим и коммуникативным нормам, или уместность ситуативную (соответствие ситуации в целом). Уместность в узком смысле предполагает уместность речевую (текстовую), то есть оценку целесообразности использования того или иного речевого средства. Оба вида уместности речи определяются в первую очередь этическими и коммуникативными нормами, а проявляются в речи. Уместность ситуативная представляет собой безусловное требование культуры речи. Речь может быть эффективной только тогда, когда она уместна.

Ситуативная уместность обязательна для всех в любой сфере общения и в любой ситуации. Ситуативная уместность/неуместность речи определяется по всем составляющим коммуникативной ситуации целиком и по каждой в отдельности, поскольку все они тесно взаимосвязаны, но несоответствие речи всего одному параметру неизменно может сделать неуместной всю речь. В этом заключается самая главная особенность данного качества речи.Текстовая уместность (уместность в узком смысле) связана с выбором конкретных речевых средств в рамках коммуникативной ситуации.Соответственно, текстовая уместность, по сути, входит в ситуативную как составная часть.В то же время текстовая уместность имеет свои особенности, связанные с ее речевой природой и с тем, что в результате действия этих особенностей данный вид уместности не является безусловно обязательным для соблюдения в речи, он допускает большую или меньшую степень проявления в речи, а также осознанные и оправданные нарушения этого качества. Именно это позволяет вычленить уместность употребления того или иного речевого средства в рамках данного текста как особую разновидность проявления этого качества речи.

Уместность является базовым качеством для культуры речи, так как во многом определяет ее успешность. Отличие уместности от остальных коммуникативных качеств речи состоит в том, что, по сути, от оценки уместности или неуместности речи зависит, состоится ли сама речь, поскольку это качество речи закладывается на этапе прогнозирования самой речевой деятельности с точки зрения того, насколько та или иная ситуация благоприятна для достижения определенных целей общения. На этапе планирования речевой деятельности уместность оценивается на уровне стратегическом и тактическом. При этом стратегический уровень предполагает выбор с точки зрения уместности той или иной модели ситуации общения, того или иного «сценария», а также цели, жанра, стиля речи и т. п., а тактический уровень определяет в большей степени выбор конкретных речевых средств для реализации этой стратегии, наиболее уместных относительно всех слагаемых ситуации общения.В процессе самой речи участники также постоянно оценивают уместность сказанного и услышанного, написанного или прочитанного. Оценка результатов речи с точки зрения уместности также многопланова. Это и оценка уместности по каждому из уровней речи в процессе ее создания, это и отсроченная оценка уместности того или иного высказывания или его фрагмента. Таким образом, уместность — это инструмент оценки речи относительно ситуации общения и текста как с точки зрения этических и коммуникативных норм, так и с точки зрения оправданности использования в нем тех или иных речевых компонентов.

 

Билет №19. Доступность и проблемы понимания речи. Языковая и речевая доступность.

Понимание речи — процесс, который зависит не только от поведения говорящего, но и от способности слушателей воспринимать.Т. М. Дридзе установила, что аудитория делится на семь групп, различающихся по умению понимать смысл сообщения, которое им предъявлено. В основе классификации Т. М. Дридзе — следующие критерии: знание слов и выражений, употребленных в тексте сообщения; понимание текста в целом; умение определить основную мысль сообщения. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:1. Первая группа: слушатели хорошо поняли сообщение — 12%.Эти люди хорошо знают слова, используемые в речи, хорошо поняли текст и сумели выделить его главную мысль. 2. Вторая группа: слушатели удовлетворительно поняли сообщение — 17%. 3. Третья группа: сообщение понято плохо — 19%. Показатели этих людей на низком уровне. 4. Четвертая группа: люди хорошо знают слова, хорошо поняли текст, но не смогли выделить главную мысль — 32% (данные приводятся по кн.: И. А. Стернин «Практическая риторика»).

Таким образом, треть всех слушателей, способных по другим показателям к восприятию, не смогли понять сообщения в целом только потому, что не смогли выделить главную мысль. Аналогичные результаты ежегодно получают при тестировании абитуриентов на вступительных экзаменах в одном из московских вузов, правда, тестирование проводится на материале иностранного языка: понимая в целом текст и прилично владея лексикой, треть абитуриентов не в состоянии правильно выбрать формулировку главной мысли из предложенных четырех вариантов. И это при анализе письменного текста, когда есть возможность вернуться к прочитанному, осмыслить и т. д. Кроме того, в среднем интеллектуальный уровень подобной аудитории нельзя назвать низким: он явно выше среднего.

Следовательно, как справедливо отмечает И. А. Стернин, людей нужно учить выделять главную мысль в воспринимаемом на слух и читаемом тексте — это на треть позволит улучшить восприятие материала у аудитории в целом, а оратору следует посто-янно помнить об этой важной проблеме и формулировать главную мысль четко, логично и, что не менее важно, повторять ее несколько раз за время выступления. Тогда количество людей, понимающих его, станет гораздо больше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.007 с.)