Общение. Функции и цели общения. Общение и коммуникация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение. Функции и цели общения. Общение и коммуникация.



Общение — это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально, то есть так же, как и речь, и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих). При этом деятельностью является не только то общение, которое происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие. Общение как деятельность требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств для достижения поставленных целей, постоянного слежения за действиями партнеров и внесения каждым необходимых коррективов в собственное поведение и, конечно же, ответственности за результат этой деятельности. Процесс общения всегда имеет духовную составляющую содержания как сознание необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нем самом как партнере при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, то есть в готовность согласования своего личностного поведения с поведением партнера, в стремление к содружеству, сотрудничеству и т. д.

Основные функции общения: 1. Инструментальную, то есть общение как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности (например, ремонта машины или уборки). 2. Синдикативную (объединения), когда общение предполагает создание единства вступивших в него участников. 3. Функцию самовыражения, которая по своей сущности ориентирована на взаимопонимание, на контакт. 4. Трансляционную функцию — передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (например, обучение).

Основные цели общения: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов; 2) цель общения заключена в нем самом; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнера. Первая цель решается преимущественно в процессе совместных действий партнеров по общению. Вторая заключается, главным образом, в самопознании и самовыражении путем диалогической деятельности и во взаимопонимании участников общения. Третья и четвертая цели говорят сами за себя — это прежде всего ценностное взаимодействие партнеров, при котором один из них берет на себя роль инициатора. Все эти цели достигаются только в процессе диалога. При этом диалог понимается не только как форма речи, предполагающая смену речевых субъектов, а широко, то есть как столкновение, взаимодействие разных точек зрения, разных позиций, разных умов, разных пониманий, разных интерпретаций и т. д.

Общение и коммуникация. Общение — это процесс выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Таким образом, если коммуникация предназначена для передачи и приема информации, то есть для ее сохранения, то общение выполняет в культуре и другую функцию — функцию не только хранения, но и развития информации в процессе диалога. Кроме того, коммуникация ограничивается информационным обменом как продуктом предшествующей мыслительно-речевой деятельности, а общение предполагает процесс выработки совместной информации. Этот процесс взаимодействия характеризуется двусторонностью (многосторонностью) относительно участников этого общения. В то же время ему свойственна содержательная двуслойность, поскольку помимо логической информации, то есть предмета речи, в общении всегда присутствует эмоционально-оценочная информация об отношении к этому предмету речи и оботношении к партнерам по общению.

 

Виды и формы общения. Фатическое – информационное. Вербальное – невербальное. Устное – письменное. Монологическое - диалогическое. Контактное – дистантное. Опосредованное - непосредственное. Межличностное - публичное – массовое. Частное - официальное. Свободное - стереотипное.

Выделяет следующие виды общения:

По цели: фатическое (то есть неинформационное) — информационное (нефатическое). Фатическое общение — принадлежность любой культуры. Оно существует во множестве вариантов — от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства беседы и преследует цели создания общности в различных социально обусловленных ситуациях. Для информационного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.

По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, то есть обычно естественный национальный язык) — невербальное (несловесное — жесты, мимика и т. п.).Вербальное и невербальное общение также чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение — это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение — это общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи — сочетание позы, жестов, мимики, интонации и т. п., а в письменной — расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т. д.

По форме языка: устное — письменное. Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному, и аналогичным формам речи: устной и письменной. Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин: 1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения. 2. Особенностями, определяемыми формой речи.

По постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое — диалогическое. Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, — монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего.

По положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное — дистантное. Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени, то есть наличие непосредственного контакта между партнерами, или его отсутствие и существование между ними пространственной дистанции.

По наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное — непосредственное. Опосредованное и непосредственное разновидности общения тесно связаны с контактным и дистантным, поскольку, как правило, контактное общение, не требующее дополнительных средств для его осуществления, — это общение непосредственное. А общение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, требует «посредников», то есть является опосредованным.

По количеству участников: межличностное — публичное — массовое. Эти виды общения выделяются в зависимости от того, сколько партнеров принимают участие в общении. Если в общении принимают участие двое (формула «один +один»), то это общение межличностное. Если в общении принимают участие несколько человек (формула «один + немного»), то это публичное общение. Ответственность за речь и за ее последствия еще более повышается, когда реализуется массовое общение. Считается, что массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек (формула «один + много»).

По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное — официальное. Официальное (должностное) общение — это взаимодействие

в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение — это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями. Различение этих видов общения обусловлено наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению.

По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное — стереотипное. Стереотипный вид общения используется прежде всего тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, то есть о типовом поведении в типовых ситуациях. Это могут быть как официальные ситуации, так и неофициальные, бытовые. В остальных ситуациях общение более свободно и предполагает творчество как в выстраивании взаимоотношений, так и в словесном оформлении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.006 с.)