Ошибки интервьюирования пациентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибки интервьюирования пациентов



«... в начале клинической деятельности любая, самая неправдоподобная диагностическая гипотеза должна быть тщательно и без спешки продумана и обоснована обстоятельным обследованием больного. В противном случае наблюдаются следующие типичные ошибки интервьюирования:

1) внушение больному симптомов предполагаемой нозологической формы;

2) неверное восприятие жалоб (симптомов) больного – желаемое принимается за действительное;

3) нераспознавание агравации и, тем более, симуляции симптомов;

Ложное в той или иной степени представление о заболевании, особенно на начальных этапах диагностического поиска, является правилом, а не исключением. И одна из главных ошибок интервьюирования заключается как раз не в том, что неверно сформулирована диагностическая гипотеза при явном дефиците надежной информации, а что, имея на вооружении неверную диагностическую гипотезу, врач может попытаться навязать свою точку зрения больному. Именно абсолютная уверенность в слабообоснованной гипотезе обычно провоцирует врача к ведению диалога в довлеющем, императивном стиле. В результате можно внушить больному отсутствующий симптом. Гипнотизирующий стиль ведения интервью может выглядеть, например, следующим образом:

В. Вас беспокоит головная боль?

Б. Нет.

В. Неужели у Вас никогда не болела голова?

Б. Ну, я не могу так категорически утверждать.

В. Так все-таки головные боли бывают или нет?

Б. Наверное, да.

В. А если точнее?

Б. Ну, в общем, бывают.

Однако «подгонка» жалоб больного под диагностическую концепцию все же редко протекает в такой достаточно прямолинейной манере, очевидной даже непрофессионалу. Обычно же ошибки интервьюирования обусловлены односторонним восприятием врачом симптомов болезни лишь с позиции главной или, того хуже, единственной гипотезы....

Следует заметить, что описанный тип ошибки интервьюирования не является особенностью клинического мышления, а отражает лишь одну из характерных особенностей языкового общения. В бытовом языке избегают чрезвычайно обстоятельного изложения мыслей, иначе беседа превратилась бы в невероятно обременительное занятие. Когда собеседники обмениваются информацией об интересующим их предмете, то каждый из них, ориентируясь на задаваемые вопросы, старается предложить лишь новые сведения, неизвестные противоположной стороне. Если мы хотим узнать время, то, не задумываясь спрашиваем кого-нибудь: «Который час?» – и получаем вполне удовлетворяющий нас лаконичный ответ, например: «Два десять». Вопрос и ответ удовлетворяют нас совсем не потому, что они сформулированы с предельной полнотой – скорее, наоборот: не указано, какое время имеется в виду – московское ли, дневное ли, и другие, казалось бы существенные для понимания детали. Однако вопрос и ответ ясны обоим потому, что каждый из собеседников остальную, соответствующую вопросу и ответу информацию считает, и вполне обоснованно, самоочевидной. Точно так же врач и больной ведут беседу только в сфере несамоочевидных представлений, чтобы сократить время непродуктивного общения. И именно на этой почве рождаются ошибки, связанные с неверным восприятием жалоб больного. В диалоге врач-больной представления о заболевании у каждого из собеседников существенно различаются, а потому, то, что очевидно для врача, может быть совсем не очевидно больному, и наоборот....

Рассмотрим далее приемы интервьюирования, которые позволяют избежать ошибок, обусловленных неверным восприятием жалоб. Прежде всего, в процессе интервью следует придерживаться трех, хотя и очевидных, но обычно не соблюдаемых начинающим клиницистом правил.

Первое – вопрос должен формулироваться с предельной ясностью для больного (!), т.е. так, чтобы исключить возможность неверного понимания и двусмысленного ответа. Второе, – удовлетворяться следует не любым ответом, а лишь совершенно ясным, однозначным и адекватным поставленному вопросу. Третье (тесно связанное с первыми двумя) – не дополнять симптомы теми качествами, которые не следуют явно непосредственно из ответа больного....

Эффективные приемы построения и формирования вопросов, предельно ясных любому больному, широко используются опытными клиницистами...

Наиболее частая ошибка интервьюирования связана с желанием клинициста в одном вопросе охватить очень широкий круг проявлений предполагаемой болезни». (А. Древаль)

Табл. Требования к конструированию вопроса (Лосева В.К., Луньков А.И.)

Вопрос должен Вопрос НЕ должен
1. Быть открытым («Чего бы Вам хотелось?») Предполагать развернутый ответ («Какие чувства Вы испытываете по утрам?») 1. Содержать возможность односложного ответа   «да» или «нет» («Ведь правда, что вы хотите...?» «Вы испытываете тревогу по утрам?»)
2. Быть безоценочным («Как Вы видите это в будущем?») 2. Быть оценочным («Вы, конечно, как каждый нормальный человек,   надеетесь на...?»)
3. Содержать возможность эмоционального при- соединения к врачу («Вы согласитесь со мной, что... не так ли?» 3. Исключить возможность манипуляции («Хотите, я помогу решить жилищный вопрос?»)
4. Служить осмысленной цели, а не быть средством эмоциональной разрядки врача. 4. Быть риторическим («Вам разве не ясно, что...?»)

 

 

Вопросы для обсуждения.

1. Укажите основные требования к разговору врача

2. Ошибки интервьирования пациентов

3.Определите проблемы общения врача с пациентом

 2.1.4.Материалы для проведения практического занятия по теме.

1.Шкала оценка сформированности базовых коммуникативных навыков студента-медика (опыт Англии)

Обсудите психологическую природу требований, предъявляемых студентам младших курсов в английской медицинской школе.

Отметьте «галочкой» клетку по каждому пункту, которая наиболее близко передает степень согласия с утверждением по каждому из пунктов по краям шкалы. Если не имеется достаточной информации для того, чтобы поставить оценку – поставьте в отдельной клетке знак Х

Недостаток информации

Степень согласия

Студент концентрируется на записях, компьютере или еще на чем-либо, помимо пациента и избегает его взглядом ? ????? Контакт взглядом студента и пациента большую часть времени
Студент расслаблен, терпелив в отношении особенностей поведения пациента ? ????? Студент напряжен / нетерпелив / возбужден / груб / неудобен / выходит из себя / имеет привычки, вызывающие раздражение
Студент холоден / отстранен / испуган / недружественен / резок / саркастичен ? ????? Студент улыбается / теп­лый / дружественный / вежливый / дотрагивается до больного, когда это уместно.
Студент «давит» / покровительственен / говорит «судеб­ным» тоном / морализирует / напыщен, снисходителен ? ????? Студент скромен / доступен / гибок / об­ходится с пациентом как с равным
Студент теряет время ? ????? Студент использует время эффективно
Студент отвечает на вопросы ? ????? Студент игнорирует вопросы и уходит от ответов  
Студент учитывает семейную историю и окружение пациента ? ????? Студент учитывает (вникает в...) семейную историю и окружение пациента
Студент неделикатен, невежлив, груб ? ????? Студент вежлив, деликатен, обходителен.
У больного нет возможности для обсуждения его проблем ? ????? Студент дает пациенту возможность обсудить свои проблемы
Студент ободряет, вдохновляет, решителен, внушает доверие ? ????? Студент не вдохновляет к доверию, нерешителен, слишком самоуверен
Студент хорошо (в понимании пациента) оканчивает консультацию ? ????? Окончание консультации делается грубо / затянуто / резко. Пациент не все понимает, что делать
Студент изучает мысли / сужде­ния / ожидания / пациента ? ????? Студент игнорирует мысли / суждения / ожидания пациента, не выясняет причины для консультации
Студент хорошо «чувствует» и «понимает» пациента ? ????? Студент невнимателен к переживаниям пациента / теряет / упрощает мысли и чувства пациента
Студент пользуется неподходящим языком / медицинским жаргоном / за­валивает пациента информацией ? ????? Пациент понимает студента
Студент слушает пациента / выглядит заинтересованным ? ????? Студент игнорирует пациента / говорит слишком много / бесцеремонен / надменен / не за­интересован / испытывает скуку
Студент дает время пациенту ? ????? Консультация поспешная, напряженная
Характер консультации позволяет пациенту быть расслабленным / чувствовать себя свободно, насколько это возможно ? ????? Пациенту причиняются ненужные неудобства / он был смущен / неудовлетворен в ходе консультации
Студент смущен / противоречив / неорганизован / неумел / дрожит ? ????? Консультация логична и хорошо организована
Студент перебивает пациента без необходимости ? ????? Студент НЕ перебивает пациента без необходимости

 

Cox, J. and Mallholland, H. (1993). An instrument for the assessment of videotapes of general practitioners performance. British Medical Jornal. 306, 1043-1046 (Цит. по «Врач-пациент», С. 44-45, модифицировано)

2. Принципы и методика врачебного расспроса (опыт США, по руководству «Диагностика и лечение тревожных расстройств»)

Раскройте психологический смысл приведенных ниже требований к врачебному расспросу в одном из американских руководств

УДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ

Найдите время, чтобы выслушать всю историю больного. Поставьте точный диагноз либо за время одного исчерпывающего осмотра, либо за несколько визитов, каждый из которых был посвящен разным аспектам имеющегося заболевания.

СТРУКТУРИРУЙТЕ БЕСЕДУ

Предоставьте пациенту достаточно времени для изложения истории болезни, а самому – для выработки полной программы действий; согласуйте приоритеты и сосредоточьтесь на них.

ПРИ КАЖДОМ ВИЗИТЕ ЗАТРАГИВАЙТЕ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ

Не пытайтесь ответить на все вопросы больного, развеять все его опасения или от­реагировать на все жалобы и предложения за одно посещение.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ БЕСЕДЫ

Используйте открытые вопросы, активно слушайте, подытоживайте и проверяйте (переспрашивайте).

ПОКАЗЫВАЙТЕ ВАШУ ГОТОВНОСТЬ ВЫСЛУШАТЬ: устанавливая контакт глазами, соблюдая необходимую дистанцию и позу, а также сочувствуя больному.

СОГЛАСОВЫВАЙТЕ ПРОГРАММУ КАЖДОГО ПОСЕЩЕНИЯ, но оставайтесь гибкими и открытыми для новых вопросов. Пусть ваше поэтапное обследование и лечебные мероприятия будут упорядоченными и плодотворными. Рассмотрите возможность письменного согласия больного на сложные программы обследования и лечения.

УДЕРЖИВАЙТЕСЬ ВО ВРЕМЕННЫХ РАМКАХ, пунктуально заканчивая каждый визит. Тщательно завершайте рассмотрение каждого важного вопроса, подытоживая главные пункты каждой беседы.

СОСРЕДОТАЧИВАЙТЕСЬ НА ВЕДУЩИХ СИМПТОМАХ И ВЕДИТЕ АККУРАТНЫЕ ЗАПИСИ

Отмечайте частоту возникновения и выраженность жалоб, а также связанную с ними степень потери трудоспособности. Хорошие записи облегчают успешную терапию.

ДЕТАЛЬНО РАССМАТРИВАЙТЕ НЕЛЕКАРСТВЕННЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫМ ПОДВЕРГАЕТСЯ БОЛЬНОЙ

Отмечайте как, когда и с каким эффектом больной следует данным ему указаниям. Интересуйтесь положительными и отрицательными эффектами. Согласовывайте компромиссы.

ПОСТОЯННО ПРОСВЕЩАЙТЕ ПАЦИЕНТА

Как можно чаще рассказывайте о важнейших аспектах терапии и снабжайте больного популярной медицинской литературой.

3. Психотехнический тренинг. (Цит. по «Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии….)

Игровая ситуация: Вы – врач поликлиники. Вам необходимо убедить больную Петрову

(52 года, вес 107 кг., ожирение II ст., гипертоническая болезнь IIА-IIБ ст., одновременно постоянно принимает 5-6 препаратов) заменить лекарственную терапию естественными методами оздоровления: закаливание, рациональное питание, движение.

Задания экспертам

I группа оценивает:

а) умение правильно определить ведущую сенсорную систему пациента;

б) умение построить беседу в зависимости от уровня интеллекта пациента и его осведомленности в медицинских вопросах;

в) технику аргументирования;

г) результативность диалога;

II группа оценивает невербальное поведение врача:

а) позу, мимику, жесты, взгляд, интонации при установлении психологического контакта с больным;

б) умение установить психологический контакт с больным.

Роли для больной:

а) уверенная в себе, читает журналы по проблемам здорового образа жизни, благодаря чему в курсе фармаколо­гических новинок, слепо верит в их силу и к советам врача относится скептически;

б) с пониженной самооценкой: «Жизнь прошла, незачем что-либо менять, и так до­живу».

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.017 с.)