Изменения и дополнения к закону РФ «О гражданстве рф» от 31 мая 2002г 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения и дополнения к закону РФ «О гражданстве рф» от 31 мая 2002г



11 апреля 2003г. Государственная Дума ФС РФ приняла обращение к президенту РФ с просьбой привести практику оформления российского гражданства в соответствие с Конституцией и международными обязательствами России с тем, чтобы не строить препоны бывшим гражданам СССР в получении российских паспортов нового образца. Инициатором обращения выступила группа депутатов во главе с Виктором Алкснисом. Обращение поддержали как левые (КПРФ, аграрии), так и правые (СПС, «Яблоко») фракции. Против него голосовали «Единство» и ОВР, голоса депутатов ЛДПР разделись парадоксальным образом: Владимир Жириновский и Олег Финько – «за», остальные – «против».

Произвольная трактовка органами исполнительной власти закона «О гражданстве РФ», вступившего в силу 1 июля 2002 года, привела к тому, что 380 тысяч военнослужащих российской армии и членов их семей оказались фактически лишены российского гражданства, ранее безусловно признававшегося за ними. Аналогичным образом исполнительная власть ныне отказывается признавать своими согражданами тех, кто родился в России, но в какой-то момент утратил пресловутую прописку на территории РСФСР. Сейчас в России живёт около полутора миллионов таких, с точки зрения исполнительной власти, апатридов с советскими паспортами. Органы внутренних дел объявили их «иностранцами, незаконно находящимися в России», которых следует депортировать за пределы Родины-мачехи.

Владимир Путин внес проект изменений в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Этот документ был принят Госдумой 17 октября 2003 года и одобрен Советом Федерации 29 октября. Этот закон направлен на упрощение порядка приобретения российского гражданства отдельными категориями лиц.

Упрощенный порядок приобретения российского гражданства устанавливается, в частности, в отношении граждан бывшего СССР, родившихся на территории РСФСР; лиц, окончивших средние специальные или высшие учебные заведения в РФ и являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР. Максимально упростить процедуру приобретения гражданства предлагается для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для ветеранов трудового фронта.

Так, законом предусматривается, что граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, приобретают российское гражданство не в общем, а упрощенном порядке, то есть без соблюдения обязательного условия о сроке проживания на территории России. Одновременно для бывших граждан СССР, которые прибыли в Россию из бывших союзных республик и зарегистрированы по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 года, либо имеют разрешение на временное проживание в РФ предусматривается переходный период до 1 января 2006 года, если до этого времени они заявят о своем желании стать гражданами РФ, они также могут не соблюдать требований о сроке проживания, источнике средств к существованию и владении русским языком, обязательных для получения гражданства, сказал полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Котенков.

В упрощенном порядке также предоставляется гражданство лицам, живущим в России, которые не менее трех лет состоят в браке с гражданами РФ, либо являются нетрудоспособными лицами, а их совершеннолетние и дееспособные дети - гражданами РФ. Этот порядок предусматривается и для лиц, окончивших средние специальные образовательные учреждения или вузы в России и являющихся гражданами бывших союзных республик. Максимально упростить процедуру предоставления гражданства предлагается для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для ветеранов трудового фронта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институт гражданства выполняет двойную юридическую функцию, являясь средством и способом защиты интересов гражданства.

Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.

Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Не случайно в главе I Конституции РФ закреплены вопросы, посвященные основам конституционного строя. Этим законодатель подчеркивает идею единого и равного гражданства, независимо от основания его приобретения.

Новый Закон «О гражданстве Российской Федерации» является существенным вкладом в развитие российского законодательства о гражданстве. Его введение обусловлено тем, что закон 1991 года не в полной мере учитывал «особенности развития» страны, произошедшие после 91-го и приведшие к возникновению новых независимых государств с гражданами бывшего Советского Союза.

Основное внимание закон уделяет регламентации принципов гражданства. Исходная посылка здесь такова: принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия, этот подход представляется объективно оправданным и жизненно необходимым. Следует признать, что в законе сохранена преемственность многих выдержавших проверку временем принципов гражданства. Это принципы единого и равного гражданства; сохранения своего гражданства гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами нашего государства; невозможности лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его; невозможности выдачи гражданина России иностранному государству; предоставления государственной защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за рубежом. С учетом негативной практики советского периода в законе закреплено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации. Наше государство будет благожелательно относиться и даже поощрять приобретение российского гражданства проживающими на территории России лицами без гражданства. Вместе с тем, новый закон отказался от ряда важных положений, закрепленных в Законе РФ 1991 г. В частности, раньше признавалось, что если гражданин Российской Федерации постоянно проживает на территории республики в составе Российской Федерации, то он одновременно является и гражданином этой республики. Сейчас в законе вообще нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации. Если о суверенитете республик как одной из характеристик их государственности высказываются различные точки зрения, то о наличии у республик гражданства дискуссий нет - это общепризнанный и непременный атрибут любого государства. Независимо от того, какими политическими мотивами руководствовались депутаты нашего парламента, умалчивая о гражданстве республик в составе Российской Федерации, очевидно, что этот вопрос таким образом нельзя снять с повестки дня, и он еще ждет своего законодательного оформления.

Серьезным изменениям в новом законе подвергся институт двойного гражданства. Для лучшего уяснения уточненной позиции государства по этому вопросу обратимся к предыдущему закону 1991 г. Тогда государство основывалось на следующих посылках: а) за гражданином Российской Федерации не признавалась принадлежность к гражданству другого государства. Исключения из этого принципиального положения могли содержаться только в международном договоре, подписанном Российской Федерацией; б) по ходатайству гражданина Российской Федерации ему могло быть разрешено иметь одновременно гражданство другого государства, но не любого, а лишь того, с которым у России имелся соответствующий договор; в) гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, не мог на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из состояния в российском гражданстве. Таким образом, Российская Федерация обеспечивала довольно жесткий контроль за процессами, связанными с приобретением гражданами России двойного гражданства. Необходимость такого контроля во многом объясняется стремлением государства к гражданской устойчивости, более четкому, прежде всего с правовой точки зрения, отношению государства и граждан в сфере уплаты налогов, выполнения гражданами своих иных конституционных обязанностей. В 1963 г. Советом Европы была принята Конвенция об уменьшении случаев многогражданства и о воинской службе лиц, имеющих несколько гражданств. Применительно к воинской службе Конвенция предусматривала порядок несения такой службы лицами, обладающими двойным гражданством, только в одном из государств, предоставивших ему свое гражданство.

Несмотря на то, что двойное гражданство имеет сегодня явную тенденцию к расширению, оно порождает ряд серьезных проблем, как для государств, так и для лиц с двойным гражданством (бипатридов). Ведь если гражданин должен исполнять определенные обязанности сразу перед двумя государствами, то одно это обстоятельство содержит в себе большой конфликтообразующий потенциал. Конечно, государства пытаются между собой договориться посредством заключения двухсторонних соглашений, в частности по вопросам воинской службы бипатридов. Чаще всего устанавливается, что гражданин может служить в армии того государства, на территории которого он проживает постоянно к достижению призывного возраста или возраста, необходимого для несения воинской обязанности на контрактной основе. Таким образом, лицо освобождается от несения воинской службы в другом государстве, гражданином которого он является. Не менее важна и проблема защиты государством интересов своего гражданина, находящегося за рубежом. В соответствии с Гаагской конвенцией 1930 г. дипломатическая защита интересов бипатрида одним государством может осуществляться во всех иных государствах, кроме того, которое также предоставило этому лицу статус своего гражданина. Но и институт двойного гражданства не может решить все межгосударственные и межнациональные проблемы. Нередко из-за отсутствия необходимых условий в Российской Федерации для приема русских из других республик СНГ люди не ставят перед собой цель двоегражданства, а стремятся получить гражданство страны проживания, что подчас происходит в процедурах дискриминационного характера.

Таким образом, новый закон «О гражданстве РФ» имеет существенные недоработки, нуждается в исправлениях, дополнениях. Долго еще аналитики будут обсуждать, как лучше исправить те недоделки, которые выявила практика в этом Законе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.006 с.)