Сущностные характеристики Закона РФ «О гражданстве рф» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностные характеристики Закона РФ «О гражданстве рф»



Сущностные характеристики Закона РФ «О гражданстве РФ»

от 28 ноября 1991г. с изменениями и дополнениями к нему …………….26

2.2 Действующий закон РФ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г ……...47

Изменения и дополнения к закону РФ «О гражданстве РФ»

от 31 мая 2002г ………………………………………………..………………...61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..………………...……64

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….....…68


ВВЕДЕНИЕ

В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов – Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами.

В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.

 Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено.

Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности.

 Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства особенно актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы.

Можно сказать, что для жителей России, а также и для людей, проживающих в независимых соседних государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон «О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.

Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также зашита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство утверждается как одно из основных прав человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие признания целого ряда прав и свобод и в их числе – принцип равенства.

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

До действующего Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР «О гражданстве СССР», постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года «О порядке введения в действие Закона СССР «О гражданстве СССР», Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года и другие нормативные акты.

Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах. Все вышеизложенные документы регламентируют нормы гражданства.

Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.

Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Обладание гражданством того или иного государства имеет очень большое значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства правами, свободами и обязанностями, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств вместо союзных республик потребовал иного законодательства о гражданстве. Исследование правовых основ приобретения и изменения гражданства Российской Федерации является особенно актуальным сегодня, когда в России появилось большое число вынужденных переселенцев, бывших граждан СССР, которые хотели бы получить гражданство России. Вопрос этот важен и для граждан бывшего Советского Союза, оказавшихся за пределами Российской Федерации.

До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общий для всего населения России статус «граждане Российской Республики».

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа развития законодательства о гражданстве Российской Федерации сделать попытку выявить закономерности развития института гражданства.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- исследование понятия и сущности института гражданства;

- характеристика развития законодательства о гражданстве;

- анализ содержания действующего законодательства о гражданстве.

Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучные и специальные методы – исторический, метод сравнительного анализа, структурного анализа и другие.

Нормативную основу составили международно-правовые акты, посвященные проблеме гражданства в целом и отдельным его аспектам, а также законодательство РФ.


Произвольная трактовка органами исполнительной власти закона «О гражданстве РФ», вступившего в силу 1 июля 2002 года, привела к тому, что 380 тысяч военнослужащих российской армии и членов их семей оказались фактически лишены российского гражданства, ранее безусловно признававшегося за ними. Аналогичным образом исполнительная власть ныне отказывается признавать своими согражданами тех, кто родился в России, но в какой-то момент утратил пресловутую прописку на территории РСФСР. Сейчас в России живёт около полутора миллионов таких, с точки зрения исполнительной власти, апатридов с советскими паспортами. Органы внутренних дел объявили их «иностранцами, незаконно находящимися в России», которых следует депортировать за пределы Родины-мачехи.

Владимир Путин внес проект изменений в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Этот документ был принят Госдумой 17 октября 2003 года и одобрен Советом Федерации 29 октября. Этот закон направлен на упрощение порядка приобретения российского гражданства отдельными категориями лиц.

Упрощенный порядок приобретения российского гражданства устанавливается, в частности, в отношении граждан бывшего СССР, родившихся на территории РСФСР; лиц, окончивших средние специальные или высшие учебные заведения в РФ и являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР. Максимально упростить процедуру приобретения гражданства предлагается для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для ветеранов трудового фронта.

Так, законом предусматривается, что граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, приобретают российское гражданство не в общем, а упрощенном порядке, то есть без соблюдения обязательного условия о сроке проживания на территории России. Одновременно для бывших граждан СССР, которые прибыли в Россию из бывших союзных республик и зарегистрированы по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 года, либо имеют разрешение на временное проживание в РФ предусматривается переходный период до 1 января 2006 года, если до этого времени они заявят о своем желании стать гражданами РФ, они также могут не соблюдать требований о сроке проживания, источнике средств к существованию и владении русским языком, обязательных для получения гражданства, сказал полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Котенков.

В упрощенном порядке также предоставляется гражданство лицам, живущим в России, которые не менее трех лет состоят в браке с гражданами РФ, либо являются нетрудоспособными лицами, а их совершеннолетние и дееспособные дети - гражданами РФ. Этот порядок предусматривается и для лиц, окончивших средние специальные образовательные учреждения или вузы в России и являющихся гражданами бывших союзных республик. Максимально упростить процедуру предоставления гражданства предлагается для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для ветеранов трудового фронта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институт гражданства выполняет двойную юридическую функцию, являясь средством и способом защиты интересов гражданства.

Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.

Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Не случайно в главе I Конституции РФ закреплены вопросы, посвященные основам конституционного строя. Этим законодатель подчеркивает идею единого и равного гражданства, независимо от основания его приобретения.

Новый Закон «О гражданстве Российской Федерации» является существенным вкладом в развитие российского законодательства о гражданстве. Его введение обусловлено тем, что закон 1991 года не в полной мере учитывал «особенности развития» страны, произошедшие после 91-го и приведшие к возникновению новых независимых государств с гражданами бывшего Советского Союза.

Основное внимание закон уделяет регламентации принципов гражданства. Исходная посылка здесь такова: принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия, этот подход представляется объективно оправданным и жизненно необходимым. Следует признать, что в законе сохранена преемственность многих выдержавших проверку временем принципов гражданства. Это принципы единого и равного гражданства; сохранения своего гражданства гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами нашего государства; невозможности лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его; невозможности выдачи гражданина России иностранному государству; предоставления государственной защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за рубежом. С учетом негативной практики советского периода в законе закреплено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации. Наше государство будет благожелательно относиться и даже поощрять приобретение российского гражданства проживающими на территории России лицами без гражданства. Вместе с тем, новый закон отказался от ряда важных положений, закрепленных в Законе РФ 1991 г. В частности, раньше признавалось, что если гражданин Российской Федерации постоянно проживает на территории республики в составе Российской Федерации, то он одновременно является и гражданином этой республики. Сейчас в законе вообще нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации. Если о суверенитете республик как одной из характеристик их государственности высказываются различные точки зрения, то о наличии у республик гражданства дискуссий нет - это общепризнанный и непременный атрибут любого государства. Независимо от того, какими политическими мотивами руководствовались депутаты нашего парламента, умалчивая о гражданстве республик в составе Российской Федерации, очевидно, что этот вопрос таким образом нельзя снять с повестки дня, и он еще ждет своего законодательного оформления.

Серьезным изменениям в новом законе подвергся институт двойного гражданства. Для лучшего уяснения уточненной позиции государства по этому вопросу обратимся к предыдущему закону 1991 г. Тогда государство основывалось на следующих посылках: а) за гражданином Российской Федерации не признавалась принадлежность к гражданству другого государства. Исключения из этого принципиального положения могли содержаться только в международном договоре, подписанном Российской Федерацией; б) по ходатайству гражданина Российской Федерации ему могло быть разрешено иметь одновременно гражданство другого государства, но не любого, а лишь того, с которым у России имелся соответствующий договор; в) гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, не мог на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из состояния в российском гражданстве. Таким образом, Российская Федерация обеспечивала довольно жесткий контроль за процессами, связанными с приобретением гражданами России двойного гражданства. Необходимость такого контроля во многом объясняется стремлением государства к гражданской устойчивости, более четкому, прежде всего с правовой точки зрения, отношению государства и граждан в сфере уплаты налогов, выполнения гражданами своих иных конституционных обязанностей. В 1963 г. Советом Европы была принята Конвенция об уменьшении случаев многогражданства и о воинской службе лиц, имеющих несколько гражданств. Применительно к воинской службе Конвенция предусматривала порядок несения такой службы лицами, обладающими двойным гражданством, только в одном из государств, предоставивших ему свое гражданство.

Несмотря на то, что двойное гражданство имеет сегодня явную тенденцию к расширению, оно порождает ряд серьезных проблем, как для государств, так и для лиц с двойным гражданством (бипатридов). Ведь если гражданин должен исполнять определенные обязанности сразу перед двумя государствами, то одно это обстоятельство содержит в себе большой конфликтообразующий потенциал. Конечно, государства пытаются между собой договориться посредством заключения двухсторонних соглашений, в частности по вопросам воинской службы бипатридов. Чаще всего устанавливается, что гражданин может служить в армии того государства, на территории которого он проживает постоянно к достижению призывного возраста или возраста, необходимого для несения воинской обязанности на контрактной основе. Таким образом, лицо освобождается от несения воинской службы в другом государстве, гражданином которого он является. Не менее важна и проблема защиты государством интересов своего гражданина, находящегося за рубежом. В соответствии с Гаагской конвенцией 1930 г. дипломатическая защита интересов бипатрида одним государством может осуществляться во всех иных государствах, кроме того, которое также предоставило этому лицу статус своего гражданина. Но и институт двойного гражданства не может решить все межгосударственные и межнациональные проблемы. Нередко из-за отсутствия необходимых условий в Российской Федерации для приема русских из других республик СНГ люди не ставят перед собой цель двоегражданства, а стремятся получить гражданство страны проживания, что подчас происходит в процедурах дискриминационного характера.

Таким образом, новый закон «О гражданстве РФ» имеет существенные недоработки, нуждается в исправлениях, дополнениях. Долго еще аналитики будут обсуждать, как лучше исправить те недоделки, которые выявила практика в этом Законе.


Нормативные материалы

1.1 Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература 1993 год.

1.2 Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Издательство БЕК. 1994 г.

1.3 Комментарий к Конституции РФ. Общ. Ред. Ю.В. Кудрявцева. М. Фонд «Правовая культура». 1996.

1.4 Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". От 31.05. 2002

1.5 Закон РСФСР от 28.11.91 № 1948-1 О гражданстве РСФСР

1.6 Закон РФ ОТ 28.11.91 N 1948-1 О гражданстве Российской Федерации

1.7 Федеральный закон от 02.01.2000 N 18-ФЗ О ратификации соглашения между республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (принят ГД ФС РФ 01.12.1999)

1.8 Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 №6. Собрание законодательства РФ. 1995, №7.

1.9 Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. №2007 «О некоторых вопросах реализации Закона РФ «О гражданстве РФ». Собрание законодательства. 1994. №27.

1.10 Федеральный закон от 02.01.2000 N 18-ФЗ О ратификации соглашения между республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (принят ГД ФС РФ 01.12.1999)

 

Сущностные характеристики Закона РФ «О гражданстве РФ»

от 28 ноября 1991г. с изменениями и дополнениями к нему …………….26

2.2 Действующий закон РФ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г ……...47



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.026 с.)