Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действующий закон РФ «О гражданстве рф» от 31 мая 2002г
Необходимость принятия нового закона «О гражданстве» объяснялось тем, что аналогичный правовой акт был принят в 1991году и рассматривался как закон переходного периода в становлении институтов российского государства, в том числе и института гражданства. Закон был принят еще до Конституции 1993 года, с которой у закона появилось много расхождений, например, гражданство республик. Россия за это время подписала Европейскую Конвенцию о гражданстве, положения которой также отличаются от норм нынешнего закона. Однако самое главное в том, что закон 1991 года не в полной мере учитывал «особенности развития» страны, произошедшие после 91-го и приведшие к возникновению новых независимых государств с гражданами бывшего Советского Союза Эксперт Института прав человека Лев Левинсон считает, что дискриминационный характер нового закона обнаруживается уже с первых его строк. Прежний закон (1991 г.) начинался с фразы: «Каждый человек имеет право на российское гражданство». Из этого вовсе не следовало, что гражданство дается любому желающему автоматически. Для получения желанного статуса требовалось выполнить ряд условий. Но, как подчеркнул Левинсон, человек имел право на гражданство. Теперь же фраза о праве вычеркнута. И это не случайно. Получается, что государство наделяет (или не наделяет) им претендентов. Исключительно по своей милости. Как известно 25 миллионов бывших советских граждан после распада СССР оказались иностранцами. Люди эти ехали в республики, ставшие ныне суверенными государствами, часто не по своей воле. На целину, например, или в качестве вербованных в республики Прибалтики. Так в Латвии вся промышленность поднималась руками приезжих россиян. Когда республики объявили о своем выходе из СССР, русские оказались в них людьми второго сорта. Новые законы значительно ограничили их в правах. Самые энергичные поспешили перебраться в Россию. За все годы нового времени в Российскую Федерацию перебралось 7 миллионов бывших советских граждан (из 25 миллионов). Судьба их оказалась плачевной. По мнению экспертов только один процент получил «вид на жительство». Статус это новый для России, законодательно не разработанный. Лишь сейчас принимается закон об иностранных гражданах, который как-то регламентирует данную процедуру. Пока же давать или не давать «вид на жительство» и кому - решали исключительно чиновники. По своим, естественно, меркам.
Как считает Лев Левинсон, теперь это больно отзовется на судьбе приезжих. Ведь согласно новому закону о гражданстве для получения желанного статуса полагается пятилетнее проживание в России. Но люди, которые приехали к нам, скажем, десять лет назад и так и не получившие «вида на жительство» (а таких абсолютное большинство), должны теперь свой стаж проживания начинать с нуля. Благодаря «поправке Алксниса» в новом законе оговорены некоторые льготы для бывших советских людей, проживающих в странах СНГ и Балтии. Для получения гражданства им не требуется пятилетнее проживание – достаточно одного года. Однако в законе есть оговорка, которая значительно сужает круг лиц, наделенных подобным правом. Для получения льготы человек должен не иметь никакого гражданства. Левинсон напомнил, как принудительно получали, скажем, казахстанское гражданство его русскоязычные жители - шел обмен паспортов, и получить паспорт можно было, только став гражданином Казахстана. Подобное же происходило во всех среднеазиатских республиках. Теперь эти люди должны отказаться от своего гражданства, чтобы заслужить льготу при получении гражданства российского. Но нигде подобная процедура не разработана. Не разработана она и в России. Точнее она как бы есть, а фактически ее нет. Человек может отказаться от гражданства, если он заручится гарантией от принимающей его страны, что там он гражданство получит. Кто ж такую гарантию даст? Новый закон вводит обязательным условием получения российского гражданства «наличие легальных источников доходов». Но ведь большинство приезжих по вине властей все это время были нелегалами. А значит, и зарабатывать могли только нелегально. Стоит, пожалуй, вспомнить еще беженцев и вынужденных переселенцев. Подобный статус удалось заслужить 1,6 миллиона из 7 миллионов приезжих. В новом законе о них ни строчки. И неясно будет ли им зачтено их проживание в России или им тоже предстоит все начинать с нуля.
Эксперты Думы, участвующие в разработке нового закона, любят ссылаться на различные межгосударственные соглашения, которые упрощают процедуру получения российского гражданства. Заключен такой договор с Казахстаном. Существует договор четырех государств - России, Белоруссии, Киргизии и Казахстана, который тоже оговаривает ряд льгот. Имеется договор с Арменией о правовом статусе армян в России и россиян в Армении… Разобраться во всех этих локальных особенностях обыкновенному человеку практически невозможно. Кроме того, вполне можно предположить, что чиновники, занимающиеся оформлением гражданства, станут руководствоваться исключительно законом, а не этими договорами, о которых закон умалчивает. Новый закон вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, политологов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно. Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются в соответствии со ст.2 Конституции РФ высшей ценностью. Институт гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это, несомненно, так. Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям. Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик. Весьма показательны в этом отношении те изменения, которые внесены новым законом в уже сложившееся понятие гражданства. Новый закон «О гражданстве РФ» сохранил устоявшиеся принципы, утвержденные законом 1991 года, но вместе с тем установил и закрепил новые нормы института гражданства. Новый Закон «О Гражданстве РФ» практически сохранил определение гражданства как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, а, следовательно, и следующие случаи сохранения гражданства: а) за лицами, проживающими за пределами РФ, – ни само по себе проживание, ни его длительность не прекращают гражданства РФ; б) заключение или расторжение брака гражданина РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства; в) изменение гражданства одного из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга; г) расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Новый Закон «О гражданстве РФ» отражает международные принципы института гражданства. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., гласит: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Ведь если человек имеет гражданство, тем самым его право реализовано. Если он не имеет гражданства (в данном случае российского), то может его получить по своему ходатайству. Наконец, если лицо не хочет оставаться в гражданстве, оно имеет право его прекратить. Соответственно этой логике в новом Законе о гражданстве имеется следующий принцип «гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его» (ст.4 ФЗ).
Однако есть немало поводов, чтобы отказать заявителю в предоставлении гражданства, они перечислены в ст. 16 Закона. Так, заявление о приеме в гражданство может быть отклонено, если лицо: - выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации; - в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации выдворялось за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; использовало подложные документы или сообщило ложные сведения; - состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; - имеет не снятую или не погашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом; - преследуется в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); - осуждено или отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока отбывания наказания); - не имеет законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации не установлен законом РФ 2002 г. «О гражданстве». Последнее положение явилось принципиально новым для Российского института гражданства. Несомненное достижение Закона – норма о соотношении национального законодательства и международных договоров России, что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Государство, действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.
Институт гражданства является одним из элементов суверенитета российского государства в целом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Существующая связь между государственным суверенитетом и гражданством в том, что суверенная государственная власть в силу принципа территориального верховенства распространяется на все население страны. Принятый Закон (ст. 3) определяет больше понятий, чем предшествующий. Это и «иностранный гражданин», и «лицо без гражданства», и «территория Российской Федерации», и «проживание». Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Однако вызывает сомнение трактовка двойного (множественного) гражданства: наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одного или нескольких иностранных государств. Речь идет об институте многогражданства, т. е. наличии у человека нескольких гражданств. Смысл двойного гражданства – в снятии с гражданина двойных обязанностей, что может быть установлено только договором между государствами. В законодательстве большинства государств этот принцип не признается. Что и понятно, поскольку гражданство – это связь не только правовая, но и политическая, и обладание им дает человеку возможность реализовать все закрепленные законом политические права. Двойное гражданство порождает ряд практических проблем, ставит под сомнение прочность и неоспоримость связи, существующей между человеком и государством, а также множество других проблем правового, морального и экономического характера. Вместе с тем в Законе поясняется, что российский гражданин, имеющий и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России. Кроме того, в ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ закреплена возможность двойного гражданства для гражданина России: гражданин Российской федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое урегулирование вопросов двойного гражданства, как и вопросов, собственно гражданства, — прерогатива государства, допускающего или отвергающего в отношении собственных граждан возможность приобретать гражданство другого государства или предоставлять свое гражданство другим лицам. Данное положение, закрепленное в качестве принципа в ряде авторитетных международных соглашений, например Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве 1930 г., Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., имеет прямое отношение и к проблеме признания двойного гражданства. Современная практика государств в вопросах применения института двойного гражданства может быть представлена тремя основными формами: а) безусловное признание права на двойное (множественное) гражданство и свободное разрешение его реализовать (допускается в Англии, Ирландии, Испании, Израиле, Франции, Канаде, Китае); б) допущение двойного гражданства на условиях, определенных национальным законодательством (предусмотрено в Бельгии, Италии, Нидерландах, США и ряде других стран); в) запрещение двойного гражданства (установлено в Германии, Швеции). Российская Федерация относится ко второй группе стран, допускающих на определенных условиях возможность реализовать своим гражданам или в своей стране право на двойное гражданство. Попытка разрешения проблемы двойного гражданства в одностороннем порядке в законодательстве отдельно взятого государства способна привести к коллизиям законодательств. Поэтому предпочтительнее делать это на двусторонней или многосторонней основе. Обращение к международной практике позволяет выделить три разновидности договоров, касающихся данной темы. Это договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства, на его ликвидацию, и, наконец, соглашения, которые устраняют не само двойное гражданство, а лишь его последствия. Закон в соответствии с Конституцией РФ исключил принцип гражданства Федерации и республик в ее составе. Оно провозглашается единым и равным независимо от оснований приобретения, что является основополагающим для статуса гражданина в нашем многонациональном государстве. Исключен принцип почетного гражданства, распространявшийся на лиц, не являвшихся гражданами Российской Федерации, имевших выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Теперь для указанной категории лиц предусмотрен прием в российское гражданство без соблюдения обычных условий. Исходя из того, что связь между гражданином и государством гражданства не прекращается на территории другого государства, в Законе закреплен принцип защиты граждан за пределами России. Принципами гражданства России также названы: нелишение гражданства и права изменить его; особая защита прав детей российским государством. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о сокращении безгражданства одним из важнейших принципов является обязанность каждого государства принимать меры для сокращения числа апатридов на его территории. Данное положение реализовано в Законе. Основополагающим является приобретение гражданства по рождению. Законом последовательно реализуется «принцип крови», согласно которому ребенок независимо от места рождения считается российским гражданином, если его родители являются гражданами России. В случае разного гражданства родителей вопрос решается так: если другой родитель – лицо без гражданства (признан безвестно отсутствующим), ребенок является российским гражданином независимо от места рождения; если другой родитель имеет иностранное гражданство, ребенок будет считаться российским гражданином при условии, что место рождения – Российская Федерация, или при ином решении этого вопроса он станет лицом без гражданства. Сократился перечень оснований приема в гражданство: исчерпало себя его признание, вместо приобретения гражданства в порядке регистрации закреплен прием в общем и упрощенном порядке. Лицо, претендующее на российское гражданство, должно законно находиться на территории государства, т. е. получить вид на жительство. Вид на жительство – это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы нашего государства не более чем на три месяца в течение одного года. Для того чтобы получить вид на жительство, необходимо получить разрешение на временное проживание на территории России, так как в течение срока действия указанного разрешения и при наличии законных оснований лицу по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан. В их число входят те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России; а также признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь – граждан России; состоящие в браке с гражданином России, имеющие место жительства в России; осуществляющие инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ. Для получения разрешения на временное проживание лицу следует обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, или в дипломатическое представительство (консульское учреждение) Российской Федерации. Решение соответствующим органом принимается в срок до 1 года. Отказ иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирование разрешения возможны в случае, если лицо: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя России, иными действиями создает угрозу безопасности российскому государству или его гражданам; своими действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; ранее подвергалось административному выдворению за пределы России либо депортации; представило поддельные или подложные документы либо сообщило о себе заведомо ложные сведения; осуждено либо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; привлекалось к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в России; не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в России в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства; по истечении трех лет со дня въезда не имеет в России жилого помещения на основаниях, предусмотренных российским законодательством; находится за пределами России более шести месяцев; заключило брак с российским гражданином, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным; является больным наркоманией либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющем опасность для окружающих. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину или лицу без гражданства по его заявлению может быть выдан вид на жительство, дающий право на постоянное проживание в Российской Федерации. До получения вида на жительство лицо обязано прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. Основания к отказу в выдаче либо аннулирования вида на жительство те же, что и в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание. Требование срока проживания может быть сокращено в отношении отдельных категорий лиц. К ним относятся те, кто состояли в прошлом в гражданстве СССР; находятся в браке с российским гражданином не менее трех лет; имеют несовершеннолетнего ребенка – российского гражданина; обладают высокими достижениями в области науки, техники и культуры, а также профессией или квалификацией, представляющей интерес для российского государства; признаны беженцами либо получили политическое убежище на территории Российской Федерации. В основе упрощенного порядка приобретения российского гражданства лежит социальная связь заинтересованного лица (либо его родственников) с Россией. Так, без соблюдения условий проживания и отказа от прежнего гражданства иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство, если они родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР либо имеют хотя бы одного из родителей, состоящего в российском гражданстве. Дети российских граждан также принимаются в российское гражданство без соблюдения вышеуказанных условий. Таким образом, Законом предоставляется максимальная возможность для сохранения юридической связи с родиной большинству соотечественников, и создаются для этого наиболее благоприятные условия. Последнее основание приобретения гражданства, закрепленное законом, - это выбор гражданства при изменении государственной принадлежности территории. При изменении Государственной границы Российской Федерации закон предусматривает оптацию. В этом случае лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, определяемые международным договором. Таким образом, оптация регулируется как внутренним законодательством России, так и международными договорами и соглашениями. Возможность выбора гражданства вытекает из международно-правовой договоренности государств. Сокращен перечень оснований прекращения гражданства. К нему относится оптация и выход из гражданства, в общем и упрощенном порядке. Упрощенный порядок предусмотрен для лица, проживающего на территории иностранного государства. В выходе из гражданства может быть отказано в одном из трех случаев: при наличии неисполненных обязательств перед государством; привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу либо вступлении в законную силу обвинительного приговора суда; отсутствии иного гражданства и гарантий его приобретения. Порядок отмены решений по вопросам гражданства, ранее являвшийся основанием прекращения гражданства, выделен в Законе в отдельную главу. Такие решения подлежат отмене, если в судебном порядке будет установлено, что они были приняты на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Отмена решения по вопросам гражданства осуществляется Президентом России или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение. Здесь действует общеюридическое правило признания соглашения ничтожным с момента его заключения. Глава пятая Закона касается гражданства недееспособных лиц и детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Положения этой главы направлены на защиту прав ребенка и недееспособного лица и недопущение увеличения числа лиц без гражданства. В Законе устанавливаются перечень и полномочия государственных органов, ведающих вопросами гражданства. К ним относятся Президент России, МВД РФ и МИД РФ. Президент традиционно решает вопросы: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства. Также Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве. Министерство внутренних дел России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: - определяют наличие гражданства у лиц, проживающих на территории России, и принимают от них заявления по вопросам гражданства; - проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений; - направляют Президенту заключения на данные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства; - оформляют гражданство. Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства (консульские учреждения) осуществляют аналогичные функции, но в отношении лиц, проживающих за пределами России. Отменена такая форма обращения, как ходатайство. Достаточно подробно Законом закреплен порядок обжалования решений по вопросам гражданства. В судебном порядке можно обжаловать отклонение заявления по вопросам гражданства. А отказ в рассмотрении заявления по вопросам российского гражданства и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве и порядок исполнения решения по вопросам гражданства действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) о гражданстве ребенка и недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка и недееспособного лица. Однако некоторые вопросы – условия приобретения гражданства (законный источник средств к существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по вопросам гражданства – требуют детальной регламентации. Поэтому Законом предусматривается принятие положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, которое будет утверждено Президентом Российской Федерации. В положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми органами и должностными лицами. Так же как регламентируется порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство. Тем самым будут защищены права российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.031 с.) |