Специфичность установки у человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфичность установки у человека



1. То обстоятельство, что реагирование на воздействие внешнего мира и у животного опосредствуется установкой как целостным динамическим состоянием всего индивида, вовсе не значит (и это надо подчеркнуть), что поведение животного и человека относится к одной и той же ступени развития, что их поведение обусловлено идентично. Напротив, Д. Н. Узнадзе в своей концепции уделил значительное место вопросу о специфических особенностях человеческого поведения, выдвинув учение о так называемой объективации.

Согласно этой концепции, специфичность поведения человека в первую очередь обусловливается тем, что он является существом социальным. В условиях социальной жизни у человека вырабатывается способность «объективации» [26], которая и является, согласно Д. Н. Узнадзе, наиболее характерной особенностью человека. Именно благодаря способности к «объективация» установка, непосредственно обусловленная данной ситуацией, уже не играет ведущей роли в его жизни и деятельности. Такая установка существует уже «в снятом виде», а ведущая роль переходит к «активированному на основании объективации мышлению», к объективированной действительности, на основе которой возникает установка.

В чем заключается специфичность установки у человека? Человек не является «рабом данной ситуации», его поведение не обусловлено непосредственно данной ситуацией, он может реагировать на воздействие окружающего и после того, как осознает, обдумает, «объективирует» данную ситуацию. Он может действовать не импульсивно, как животное, а произвольно, согласно своему суждению. Такую специфически человеческую деятельность Д. Н. Узнадзе называет «вторым планом» работы психики, т. е. более высоким уровнем поведения и противопоставляет его импульсивным действиям как «первому плану».

«Второй план» поведения достигается специфическим актом, актом выделения для субъекта предметов внешнего мира, как самостоятельных предметов, как объектов наблюдения. Этот специфический акт Д. Н. Узнадзе называет актом объективации[26]; в этом акте человек, прежде чем реагировать на данный предмет, осознает его как объект, предмет этот становится объектом познания; тут возникает специфический процесс, в результате которого отношение субъекта к объекту становится познавательным. Такое поведение Д. Н. Узнадзе -называет «теоретическим поведением». Это наиболее характерное для человека «теоретическое поведение», или «деятельность во «втором плане», возникает обычно тогда, когда гладкое протекание привычных форм поведения в «первом плане», не требующих участия нашего сознания, затрудняется, задерживается, наталкивается на препятствие. Тогда возникают вопросы – что случилось? что такое? – или просто удивление, переключающее субъекта на «второй план» деятельности, возникает процесс объективации, субъект осознает, объективирует создавшуюся ситуацию, выясняет возникшую помеху, объективирует свою деятельность и уже тогда «мобилизуется» к действию. Установка возникает, так сказать, на объективированной основе – на объективированном содержании. На основе объективации возникает мышление. По выражению Д. Н. Узнадзе, мышление – это активность, возникающая на основе объективации. Но процесс мышления, который развертывается в это время, не может возникнуть и протекать вне соответствующей установ-

---------------------------------------------------------- 161 ----------------------------------------------------------

ки. Но эта установка возникает не на основе актуальной потребности и данной ситуации, а на основе вторичной потребности и воображаемой, мыслимой ситуации.

В результате процесса объективации «во втором плане», в частности, подмечается то, что «в первом плане» оставалось незамеченным, и потому у человека возникает установка и на то, что «в первом плане» не могло вызвать установку.

Объективация, по концепции Д. Н. Узнадзе, является обязательным психологическим основанием возникновения речи и мышления. Человек действует соответственно отраженной в речи действительности. Слово является важным фактором объективации – то, что обозначается словом, уже тем самым объективируется.

Для установки человека наиболее специфично, что она может возникнуть и на основе такой осознанной, объективированной ситуации, т. е. в поведении «второго плана». У человека установка возникает не только при воздействии наличной ситуации, но и соответственно лишь воображаемой, лишь в «вербальном плане» данной ситуации, иначе говоря, человек может действовать соответственно идейной, мыслимой, лишь представляемой ситуации, и в этом заключается основная специфичность установки человека.

Таким образом, согласно концепции Д. Н. Узнадзе, следует различать два уровня психической жизни: 1) уровень установки (установочный уровень), на котором поведение, всецело обусловлено установкой; установка непосредственно регулирует поведение, так что субъект не объективирует ни ситуацию, «и свои действия – поведение носит импульсивный характер; 2) уровень объективации – уровень объективированного поведения. На этом уровне субъект действует на основе объективации ситуации и своих собственных действий.

Поведение животного целиком протекает на первом уровне, а для поведения человека характерен второй уровень.

2. Экспериментальным исследованием специфической для человека формы проявления установки, лежащей в основе «второго плана» деятельности, Д. Н. Узнадзе считал экспериментальные исследования установки, создаваемой на основе представления, вне восприятия установочных объектов. Основные данные тех исследований (Р. Г. Натадзе[27]), на которые ссылается Д. Н. Узнадзе [26], сводятся «следующему: 1) экспериментально установлен факт выработки фиксированной установки путем лишь воображаемого охватывания руками различных по объему шаров, или путем визуального представления окружностей различной величины, или путем лишь воображаемого поднимания грузов разного веса; 2) экспериментально установлен факт выработки фиксированной установки на основе лишь представляемого сравнения объема или веса в процессе актуального восприятия сенсорных содержаний противоположных представляемым (например, представление охватывания шаров разной величины в процессе реального держания в руках равных шаров); 3) экспериментально выявлена высокая корреляция между способностью к сценическому перевоплощению и способностью легко вырабатывать в себе фиксированную установку на основе воображения; 4) экспериментально выявлена очень значительная упражняемость способности вырабатывать в себе установку на основе представления и ряд факторов, обусловливающих такую выработку установки [13], [14]; 5) экспериментально выявлен ряд особенно-

---------------------------------------------------------- 162 ----------------------------------------------------------

стей в проявлении фиксированной на основе представления установки, и таким образом составлена характеристика этой установки [12], [13].

По мнению Д. Н. Узнадзе, в этих экспериментах изучается установка, вызванная «идейной», или «речевой», ситуацией. Объективными факторами установки в этих опытах является не реально данная, не воспринимаемая ситуация, а «идейно» данная, т. е. «выраженная словом», воображаемая ситуация, которая мыслится или представляется. Таким образом, в этих экспериментах, по мнению Д. Н. Узнадзе, проявляется «способность действовать в плане вторично отраженной действительности», т. е. в ситуации, отраженной в речи и в мышлении,

Данные названных работ относительно прямой корреляции способности сценического перевоплощения со способностью легко вызывать в себе установку на основе представления Д. Н. Узнадзе, в отличие от автора этих работ, объясняет тем, что у актеров легко возникают совершенно конкретные, индивидуальные представления (подобные представлениям сновидений), близкие по конкретности к восприятиям, и потому представление установочной ситуации у них легко вызывает соответствующую установку – конкретность представлений обусловливает легкую возбудимость установки. У испытуемых же, не связанных с театром, по мнению Узнадзе, в этих опытах установка возникает не на основе таких конкретных представлений, а на основе идеи, мысли о соответствующей установочной ситуации, и потому возбудимость установки у них низка. Автор этих работ не усматривает в полученном экспериментальном материале этой закономерности и приходит к выводу, что решающим фактором образования установки в этих опытах является умение вызвать в себе специфическое активное отношение к представляемой установочной ситуации, умение выработать в себе специфическое активное отношение к представляемому, а не особенности самих представлений [14].

Проблема специфичности установки человека раскрывается главным образом в работе Д. Н. Узнадзе «Экспериментальные основы психологии установки» [26].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.005 с.)