Анализ факторов внутренней среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ факторов внутренней среды



 

Характеристика хозяйственной деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК»

 

Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат образован в 1968 году, вводом в эксплуатацию первого цеха по производству гофрированного картона и ящиков из него. Таким образом, комбинат начал свою историю с производства гофрированного картона и ящиков из него с привозного сырья (картон и бумага). Основным видом деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК» является производство продукции из собственных и привозных полуфабрикатов. Комбинат производит и реализует:

2-х, 3-х и 5-ти-слойный гофрокартон и ящики из гофрокартона;

бумагу для гофрирования;

коробочный склеенный картон;

фильтровальный картон;

бумажные мешки, соты;

пиломатериалы и другие виды продукции.

Показатель финансово-экономической деятельности предприятия представлены в таблице 2.1, отчет о прибылях и убытках в приложении Б.

 

Таблица 2.1 - Финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК»

Наименование показателя 2011 год 2012 год

Изменение

      в млн. руб. в%
1 2 3 4 5
Выручка от реализации, млн. руб. 662828 1032898 370070 155,83
НДС исчисляемый из выручки, млн. руб. 77944 107996 30052 138,56
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. 505382 988431 483049 195,58
Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб. 79502 -63529 -143031 -79,91
Прочие доходы от текущей деятельности, млн. руб. 76817 74897 -1920 97,50
Прочие расходы по текущей деятельности, млн. руб. 84562 86345 1783 102,11
Прибыль (убыток) от текущей деятельности, млн. руб. 71757 -74977 -146734 -104,49
Прибыль (убыток) от иной деятельности, млн. руб. -56507 -62234 -5727 110,14
Налог на прибыль, млн. руб. 4676 - - -
Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли, млн. руб. 18 10 -8 55,56
Чистая прибыль (убыток), млн. руб. 10556 -142246 -152802 -1347,5
Стоимость приобретаемого импортного сырья, материалов и др., млн. руб. 162555 265664 103109 163,43

 

Таким образом, анализируя данные таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы, объем реализации увеличился в 2012 году на 55,83% в сравнении с 2011 годом, себестоимость реализованной продукции увеличилась по сравнению с 2011 годом на 95,58%. Прибыль от реализации в 2011 году составляла 79502 млн. руб., однако уже в 2012 году ОАО «Светлогорский ЦКК» имело убыток от реализации в размере 63529 млн. руб. Прибыль от текущей деятельности в 2011 году составлял 71757 млн. руб., в 2012 году ОАО «Светлогорский ЦКК» получил убыток в размере 74977 млн. руб. Убыток от иной деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК» увеличился в 2012 году на 10,14% и составил 62234 млн. руб. Чистая прибыль в 2011 году составляла 10556 млн. руб., в 2012 году данный показатель имел отрицательное значение, чистый убыток ОАО «Светлогорский ЦКК» в 2012 году составил 142246 млн. руб. Стоимость импортного сырья для ОАО «Светлогорский ЦКК» возросла на 63,43%.


Анализ маркетинговой деятельности предприятия

 

Отдел маркетинга и сбыта

Отдел тактического маркетинга является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Светлогорский ЦКК». Функции выполняемые отделом:

1. Поиск и систематизация информации о:

потребителях продукции ОАО «Светлогорский ЦКК»;

географическом распределении товара, его экспортных рынках.

. Выявление сильных и слабых сторон конкурентов по:

качеству выпускаемой продукции;

ценовой политике;

продвижению товара;

сбытовой политике;

формам осуществления расчетов.

. Определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции.

. Выявление сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов, выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия, а также другие функции.

 

Анализ товарной политики

Структура выпускаемой продукции разнообразна, к группе изделий из древесины относятся пиломатериалы хвойных пород, щепа технологическая.

К группе изделиям из бумаги относятся: бумага для гофрирования, гильзы бумажные, заполнитель сотовые бумажные, прокладки из заполнителя сотового, мешки бумажные.

К группе изделия из картона относятся: гофрокартон, гофротара, картон бесасбестовый, картон основа для пропитки, картон для плоских слоев, картон фильтрованный.

К группе другое относятся: лигносульфонат технический и стекло натривое жидкое.

Удельный вес ассортиментных групп в общем объеме производства продукции промышленности в действующих ценах составляет:

изделия из древесины - 0,886%;

изделия из бумаги - 22,619%;

изделия из картона - 76,117%;

другое - 0,378%.

Широта ассортимента - 4 ассортиментных группы, 15 подгрупп.

Глубина ассортиментной группы «изделия из древесины» - 10 позиций. Глубина ассортиментной группы «изделия из бумаги» - 21 позиций. Глубина ассортиментной группы «изделия из картона» - 44 позиций. Глубина ассортиментной группы «другое» - 2 позиций. Насыщенность = 10+21+44+2=77. Гармоничность равна 1, т. к. вся продукция предприятия близка между собой технологией производства и относится целлюлозно-картонному сектору промышленности. Степень обновления = 9/77 = 0,117.

Таким образом, наибольший удельный вес в структуре товарного ассортимента ОАО «Светлогорский ЦКК» занимают изделия из картона 76,117%, далее изделия из бумаги - 22,619%, изделия из древесины в сумме с лигносульфонатом техническим и стеклом натривоем жидким - 1,264%.

Таким образом, объемы производства ОАО «Светлогорский ЦКК» промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки в 2012 году возросли до 932930 млн. руб. более чем в 3,3 раза в сравнении с 2010 годом.

 

Таблица 2.2 - Объёмы выручки по ассортиментным группам за 2012 г., руб.

Ассортиментная группа Выручка
1. Изделия из древесины 8016,68
2. Изделия из бумаги 204739,54
3. Изделия из картона 689000,44
4. Другая продукция 3425,43

 

Таблица 2.3 - ABC - анализ выручки, руб.

Товарная группа Выручка по убыванию Удельный вес выручки, % Накопленный уд. вес, % Зона
Изделия из картона 689000,44 76,12 76,12 В
Изделия из бумаги 204739,54 22,62 98,74 В
Изделия из древесины 8016,68 0,89 99,62 С
Другая продукция 3425,43 0,38 100,00 С
Итого 905182,1 100,00    

 

Проведем ранговый анализ для определения связи между рентабельностью и объемом выпуска некоторых ассортиментных позиций из группы изделия из картона. В таблице 2.4 представим показатели производства и реализации продукции.

 

Таблица 2.4 - Показатели производства и реализации продукции

Наименование изделия Изделие А Изделие Б Изделие В Изделие Г
  Гофрокартон Гофротара Картон фильтровальный Картон бесасбестовый
Выпуск, ед. 26525,2942 122017,8795 326,8770 6,7360
Средняя цена, руб. 2 907 672 3 267 621 32 200 557 38 954 171
Себестоимость, руб. 2 289 650 2 689 264 26 658 254 33 842 652

 

1. Рассчитаем рентабельность для каждого изделия:

РА = (2 970 672 - 2 289 650)/ 2 289 650 = 0,297;

РБ = (3 276 621 - 2 689 264)/ 2 689 264 = 0,218;

РВ = (32 200 557 - 26 658 254)/ 26 658 254 = 0,208;

РГ = (38 954 171 - 33 842 652)/ 33 842 652 = 0,151.

. Рассчитаем удельный вес по выпуску для каждого изделия в ассортиментной группе изделия из картона, таблица 2.5.


Таблица 2.5 - Удельный вес изделий по выпуску

Наименование изделия Изделие А Изделие Б Изделие В Изделие Г
  Гофрокартон Гофротара Картон фильтровальный Картон бесасбестовый  
Выпуск, ед. 26525,2942 122017,8795 326,8770 6,7360 148876,79
Удельный вес, % 17,817 81,959 0,220 0,005 100,000

 

. Построим матрицу выпускаемой продукции в структуре данной ассортиментной группы, определим ранг выпуска (Рв) и ранг рентабельности продукции (Рр), таблица 2.6.

 

Таблица 2.6 - Ранг выпуска и ранг рентабельности продукции

Наименование изделия Выпуск, % Ранг выпуска Рентабельность Ранг рентабельности
Гофрокартон 17,817 2 0,297 1
Гофротара 81,959 1 0,218 2
Картон фильтровальный 0,220 3 0,208 3
Картон бесасбестовый 0,005 4 0,151 4

 

Количественно степень рациональности структуры ассортимента может быть оценена коэффициентом корреляции ранга выпуска и ранга рентабельности, который определяется по формуле

 

 (2.1)

 

4. Рассчитаем коэффициент корреляции ранга выпуска и ранга рентабельности (Кр) для исходной структуры ассортимента:

К = 1 - (6 * ((2-1)2+(1-2)2+(3-3)2+(4-4)2))/(4*(42-1)) = 0,8

Коэффициент корреляции рангов изменяется от -1 до +1. При рациональной структуре ассортимента имеет место сильная положительная связь между объемом выпуска изделий ассортимента и рентабельностью.

Коэффициент корреляции рангов равен 0,8, это говорит о сильной положительной связи между рентабельностью и объемом выпуска изделий ассортимента.

. Представим всю структуру ассортимента в виде матрицы 3×3, таблица 2.7 и разработаем желательную ассортиментную политику предприятия, с учетом факторов ассортиментной политики.

 

Таблица 2.7 - Факторы ассортиментной политики

Фактор Характеристика
Величина и динамика спроса 1. Спрос падает 2. Спрос высокий 3. Спрос низкий 4. Спрос растет, но неудовлетворен 5. Спрос средний 6. Спрос неустойчивый
Возможности снижения себестоимости 1. Существенные 2. Несущественные 3. Отсутствуют
Возможности технологии 1. Ограничения отсутствуют 2. Требуется переналадка технологической системы 3. Требуется модернизация отдельных участков технологической системы 4. Сильные ограничения

 

Таблица 2.8 - Характеристика факторов ассортиментной политики

Наименование изделия Гофрокартон Гофротара Картон фильтровальный Картон бесасбестовый
Величина и динамика спроса 4 2 3 3
Возможности снижения себестоимости 3 1 1 1
Возможности технологии 2 1 3 3

 


Вывод: при разработке желательной ассортиментной политики были предложены меры следующие меры:

продукт А: так как спрос на данное изделие растет, при неизменной рентабельности, то необходимо рассмотреть возможность повысить объем производства, а также произвести переналадку технологической системы;

продукт Б: для данной продукции отмечен высокий спрос, а также возможность снижения себестоимости, в результате чего можно увеличить рентабельность по данному наименованию продукции;

продукт В и Г: спрос на данное изделие невысок, в виду достаточно высокой средней цены изделия, однако имеется возможность снижения себестоимости в результате модернизации отдельных участков технологической системы.

Оценим конкурентоспособность продукции ОАО «Светлогорский ЦКК» на примере гофрокартона. Сравнение произведем с двумя основными конкурентами, таблица 2.9, - ПАО «Киевский КБК» г. Обухов, Украина (конкурент 2) и ЗАО «Пролетарий», г. Сураж (конкурент 1).

 

Таблица 2.9 - Показатель конкурентоспособности гофрокартона

Показатели ЗАО «Пролетарий» «Киевский КБК» ОАО «Светлогорский ЦКК» Ранг Значимость
Сопротивление продавливанию (абс.), балл 3 5 4 2 0,27
Удельное сопротивление разрыву с приложением разрушающего усилия вдоль гофров по линии рилевки после выполнения одного двойного перегиба на 180o, балл 3 5 3 4 0,13
Сопротивление торцевому сжатию вдоль гофров, балл 5 4 5 1 0,33
Сопротивление расслаиванию, балл 5 5 5 3 0,2
Влажность, балл 3 4 5 5 0,07
Цена, руб. 2 707 182 3 478 612 2 907 672    
Сумма       15 1

 

Чтобы определить значимость показателей, устанавливается места важности для потребителей. Затем, используется формула, определили значимость.

 

Hi= Pmax - Pi + 1, (2.2)

    ∑ Pi

 

где Hi - значимость i - го показателя;

Pmax - максимальный ранг (количество показателей);

Pi - ранг i - го показателя.

 

Таким образом, значимость показателя сопротивление продавливанию (абс.), составил - 0,27.

 

Таким образом, значимость показателя удельное сопротивление разрыву с приложением разрушающего усилия вдоль гофров по линии рилевки после выполнения одного двойного перегиба на 180, составил - 0,13.

 

Таким образом, значимость показателя сопротивление торцевому сжатию вдоль гофров, составил - 0,33.

 

Таким образом, значимость показателя сопротивление расслаиванию, составил - 0,2.

 

Таким образом, рассчитанная значимость показателя влажность, составила - 0,07.

Оценка конкурентоспособности (R) осуществляется по формуле:

 

 (2.3)

 

где - групповой регламентируемый показатель. Его значение можно взять равным 1;

-групповой качественный показатель;

- групповой экономический показатель.

Для получения группового качественного показателя используют следующую формулу.

 

 (2.4)

 

где  - коэффициент значимости i-го качественного сопоставимого показателя.

- единичный качественный i-й показатель КТ;

Сопоставление показателей оцениваемого и базового образца осуществляется по качественным показателям, исходя из общего условия: , если рост показателя р приводит к росту конкурентоспособности или , если рост показателя р приводит к ее уменьшению. Где  - значение i-го показателя оцениваемого товара,  - базовое значение i-го показателя. Групповой экономический показатель рассчитывается:

 

              (2.5)

 

где и - соответственно цена на оцениваемый и базовый товар.

Iк1=(3:4)*0,27+(3:3)*0,13+(5:5)*0,33+(5:5)*0,2+(3:5)*0,07=0,904

Iк2=(5:4)*0,27+(5:3)*0,13+(4:5)*0,33+(5:5)*0,2+(4:5)*0,07=1,074

Iэ1=2 707 182 / 2 907 672 =0,93

Iэ2=3 478 612 / 2 907 672 =1,19

К1=1*0,904/0,93=0,97

К2=1*1,074/1,19=0,90

Таким образом, гофрокартон ОАО «Светлогорский ЦКК» является наиболее конкурентоспособным по таким показателям как сопротивление торцевому сжатию вдоль гофров, сопротивление расслаиванию, цена, сопротивление продавливанию.

Что касается конкурентов, то наиболее конкурентоспособным ЗАО «Пролетарий», г. Сураж (конкурент 1).

Относительно упаковки, то ОАО «Светлогорский ЦКК» является самостоятельным производителем упаковочных материалов из бумаги и картона.

Анализируя элементы товарной политики, как упаковка, маркировка, то на ОАО «Светлогорский ЦКК» используются для упаковывания изделий мешки полиэтиленовые различных размеров, для упаковывания изделий в индивидуальную упаковку также применяются пакеты полиэтиленовые различных размеров с самоклеющимся клапаном.

Каждое изделие маркируется производственной маркировкой, которая выполняет все присущие ей функции, а также содержит всю необходимую информацию (наименование предприятия изготовителя, адрес, товарный знак, наименование изделия, состав, стандарт, которому соответствует изделие, дата изготовления, штрихкод).

Для повышения эффективности стратегии маркетинга на ОАО «Светлогорский ЦКК» предлагается осуществление следующих мероприятий:

) внедрение более современного и технологичного оборудования для производства продукции комбината;

) открытие представительства (торгового дома) в странах Евросоюза, данное мероприятие позволит повысить объемы продаж в странах Западной Европы;

) внедрение программно-аппаратных и технических средств обеспечивающих гибкость и простату принятия и контроля управленческих решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.066 с.)