Выбор форм и методов проведения занятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор форм и методов проведения занятий.



В процессе изучения предмета ОБЖ у обучающихся идет формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, приобретению основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и негативные факторы окружающей среды. Также обучающиеся знакомятся с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, учатся проектировать поведение, оказывать первую доврачебную помощь себе и окружающим, прогнозировать возможные последствия ЧС, исходя из своих возможностей. [2]

Учебно-воспитательный процесс в рамках предмета ОБЖ охватывает урочное и внеурочное время, что создает оптимальные условия для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. При этом формой организации учебно-познавательной деятельности обучающихся остается урок. [7]

В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход. Все более актуальным становится необходимость использования новых форм организации образовательного процесса, внедрения новых технологий и методов обучения, повышения мотивации школьников. [2]

Сущность и назначение урока ОБЖ заключается в организации взаимодействия учителя и обучающихся, в ходе которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности, развитие их способностей, опыта деятельности, навыков общения.

Для того чтобы урок ОБЖ любого типа стал действительно обучающим, необходимо его тщательно спроектировать, детально продумать все этапы учебно-воспитательного процесса, основанного на личностно-ориентированном подходе. Педагог-организатор ОБЖ должен определить наиболее эффективные формы и методы работы, которые будут использоваться на уроке, средства обучения с учетом специфики содержания предмета ОБЖ, подготовки и возраста обучающихся, а главное поставленных к уроку целей и задач. [7]

Формы обучения

Форма (от лат. forma оболочка) дословно переводится как внешнее очертание, способ существования и выражения содержания. Формы организации обучения это внешнее выражение учебного взаимодействия педагога и обучающихся. Они определяют, как в реальных условиях организовать обучение и характеризуются числом участников взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления. [3]

В истории мировой образовательной практики существовали разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых всегда было обусловлено потребностями и интересами государства. К организационным формам обучения на уроке относятся фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальном обучении педагог управляет познавательной деятельностью всего класса, работающего над общей задачей в едином для всех темпе. Педагогическая эффективность данной формы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всех обучающихся, обеспечить активную работу каждого. Но фронтальная работа рассчитана на абстрактную личность, не учитывает реальные возможности разных групп обучающихся, побуждает к единому темпу работы. [22]

Групповая форма обучения подразделяется на несколько видов. Звеньевая форма основана на том, что обучающиеся разбиваются на гетерогенные группы, внутри которых ученики с различными интеллектуальными возможностями работают над единым для всего класса заданием. [4]

Кооперированно-групповая форма отличается от звеньевой тем, что в данном случае группы выполняют части единого объемного задания. На принципах самодеятельности и коллективизма построен коллективный способ обучения (КСО), основным элементом которого является работа в парах сменного состава. При данном виде работы класс обучает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной деятельности.

Суть индивидуального обучения заключается в самостоятельном выполнении общих для всех заданий. Однако если учитель предлагает обучающимся задания, дифференцированные в соответствии с их учебными возможностями и интересами, то такая форма обучения называется индивидуализированной. В этом случае делается максимальный упор на развитие активности и самостоятельности обучающихся, формируется творческое отношение к делу. [2]

Урок как основная организационная форма обучения явление динамическое, постоянно развивающееся. Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения - образовательно - воспитательно - развивающей, а, следовательно, и в его направленности на творческое развитие природных задатков обучающихся.

Все чаще в практике современного образования педагоги используют нетрадиционные уроки, основной целью которых является формирование у обучающихся положительной мотивации к учению, развитие их творческих способностей.

Нестандартный урок - это урок, который имеет нечто новое, оригинальное. Изменения возможны в целях, методах, средствах обучения и даже в самой форме организации занятия.

В современной педагогике выделяются разнообразные виды нестандартных уроков, названия которых дают некоторые представления о методике проведения таких занятий. Наиболее распространены следующие группы нетрадиционных уроков:

-уроки-соревнования: конкурс, эстафета, викторина, деловая игра;

-уроки, основанные на формах и методах, известных в общественной практике: исследование, репортаж, рецензия, интервью;

-уроки, напоминающие публичные формы общения: прессконференция, аукцион, бенефис, телепередача, устный журнал;

-уроки, опирающиеся на фантазию: сказка, сюрприз, посиделки;

-уроки, основанные на имитации проведения общественно- культурных мероприятий: заочная экскурсия, путешествие, литературная гостиная;

-уроки с трансформацией традиционных способов организации: лекция-парадокс, экспресс-опрос, защита оценки, защита читательского формуляра.

Кроме уроков существуют также дополнительные формы организации учебного процесса.

Практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков. Они проводятся в лабораториях и мастерских, на опытных участках. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкциям педагога.

Учебные экскурсии - это специфическое учебное занятие, проводимое в соответствии с определенной образовательной целью вне учебного заведения: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д. Значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогают установлению связи теории с практикой, способствуют решению задач эстетического воспитания.

Экскурсии можно классифицировать в зависимости от объектов наблюдения (производственные, литературные, географические и т.п.), по образовательным целям (обзорные и тематические), по месту и структуре педагогического процесса (вводные, текущие и итоговые). По времени экскурсия может занимать от 40 мин до 2,5 час. Заключительным этапом является подведение итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему. [9]

Дополнительные занятия - групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности обучающихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к изучаемому предмету. Опытные педагоги практикуют всевозможные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление сильных учеников к слабым, повторное объяснение темы. Для удовлетворения познавательного интереса с отдельными учениками проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются проблемы, которые выходят за рамки обязательной программы.

Домашняя работа направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов познавательной деятельности. Кроме этого, она имеет большое воспитательное значение, способствует формированию чувства ответственности, усидчивости, аккуратности, развитию воображения, креативности (при выполнении заданий творческого характера - написании сочинений, выполнении рисунков, изготовлении поделок, наглядных пособий и т.п.). Домашняя работа принципиально отличается от классной следующими моментами:

- происходит без непосредственного руководства педагога, хотя и по его указаниям;

-обучающийся сам определяет время выполнения задания, выбирает индивидуальный темп и ритм работы, имеет возможность использовать дополнительные источники информации, в том числе интернет;

- дома нет группы обучающихся, которая стимулирует здоровое соперничество.

Чтобы не перегружать обучающихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум - максимум»: задания минимум обязательны для всех; задания - максимум не обязательны и рассчитаны на тех, кто имеет склонность к данному предмету. [22]

Методы обучения.

В последнее время в учебно-образовательной практике появляются новые эффективные методы обучения, усовершенствуются ранее применявшиеся методы в зависимости от запросов федерального государственного образовательного стандарта. Успех образовательного процесса напрямую зависит от методов обучения. Понятию "метод обучения" дано много определений, разберем некоторые из них.

В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой "метод" определяется как "способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь". [11]

Ю.К. Бабанский, методом обучения считает "способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения". [1]

Метод в образовании формулируется как "форма движения, реализации содержания образования". И.Ф. Харламов определяет методы обучения как "способы обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". [22]

Выбор метода обучения зависит от целей образования, специфики учебного предмета, темы урока и возможностей использования средств обучения.

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и обучающихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. [22]

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский);

-словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

-наглядные (показ, демонстрация и пр.);

-практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина:

- объяснительно-иллюстративный метод;

- репродуктивный метод;

-метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод;

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый). [1]

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и обучающегося - система методов М.И. Махмутова включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Вопросы выбора наиболее подходящего в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

- соответствие целям и задачам обучения и развития;

- соответствие содержанию темы урока;

- соответствие реальным учебным возможностям обучающихся: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности, развитости, воспитанности, особенностям класса;

соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;

- соответствие возможностям самих педагогов. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленно стью, уровнем психолого-педагогической подготовки.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучающимися определенного содержания учебного материала.

К наиболее эффективным современным методам, применяемым на уроках ОБЖ можно отнести активные и интерактивные методы. Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие педагога и обучающихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока. [10]

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

 В 7 классе на уроках изучения темы «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения» нашли свое применение «Метод эксперимента» и «Практическая работа».

«Метод эксперимента» в предмете Основ безопасности жизнедеятельности, позволяет нести функцию процесса возникновения чрезвычайной ситуации. Эксперимент разрабатывается и проводится как составной элемент урока по изучению нового материала. Необходимым является сопровождение эксперимента соответствующими комментариями, позволяющими обучающимся мысленно изменить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы.

«Практическая работа» Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение обучающимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. В зависимости от уровня познавательной активности, практическая работа может быть организована тремя разными способами.

А) По образцу: При данном способе организации практической работы обучающиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа. Сверяясь с ним, ученики получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в практической работе задач.

Б) По алгоритму: В данном случае обучающимся необходимо дать детальное описание порядка выполнения практической работы. Желательно - пошаговое описание. Это можно организовать в форме фронтального инструктажа или выдать персонально каждому обучающемуся (группе обучающихся) карточку-инструкцию.

В) Самостоятельная: В данном типе работ порядок операций, выбор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к выполнению заданий. Все определяется самостоятельно обучающимися (группой обучающихся). Перед учителем стоит только две задачи - грамотно и доступно сформулировать проблему и осуществлять текущую консультацию и контроль в процессе выполнения работы. Такой подход к практическим работам возможен только при групповой форме образовательного процесса, либо при высоком уровне подготовленности и самостоятельности обучающихся. [10]

Подготовка учебно-материальной базы.

Средства обучения: Проектор, компьютер.

Литература: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, учебник по предмету ОБЖ 7 класс.

Рабочая программа по ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 класс.

Мультимедийные электронные издания: Короткометражный фильм по теме «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения» (videoyroki.net) https://videouroki.net/

1.5 Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. [12]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.023 с.)