Организация и методика проведения занятий с учащимися 7 класса по теме: « защита населения от природных пожаров » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика проведения занятий с учащимися 7 класса по теме: « защита населения от природных пожаров »



ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ»

Курсовая работа

по дисциплине «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»

 

 

  Исполнитель: Коровин Егор Владимирович курс: 3, группа: БЖ 18-01z  
   
  Руководитель: Югова Елена Анатольевна Должность: заведующая кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Звание, степень: доктор педагогических наук, доцент  

 

Екатеринбург

2021


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ»................................................ 6

1.1 Изучение законодательной базы............................................................. 6

1.2 Учет возрастных особенностей обучающихся 7 класса....................... 11

1.3 Выбор форм и методов проведения занятий........................................ 15

1.4 Подготовка учебно-материальной базы............................................... 24

1.5 Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения........ 24

1.5.1 Профилактика лесных и торфяных пожаров. Предупреждение лесных пожаров................................................................................................... 24

1.5.2 Правила поведения при пожаре в лесу........................................ 28

Выводы по Главе 1...................................................................................... 30

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ»....................................................................... 31

Технологическая карта урока..................................................................... 31

Выводы по Главе 2..................................................................................... 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 41

Список литературы........................................................................................... 42

Приложение 1.................................................................................................... 44

Приложение 2.................................................................................................... 45

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Природный пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.

Основными причинами возникновения лесного пожара являются нарушения гражданами правил пожарной безопасности в лесах и правил противопожарного режима, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в, так называемый, пожароопасный сезон.

Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населённые пункты.

Кроме того, лесной пожар представляет серьёзную опасность для людей и сельскохозяйственных животных. За 2020 год по данным МЧС от лесных пожаров погибло 8,2 тысячи человек, 355 из которых были дети.  Не смотря на то, что эти данные на 3,5% меньше, чем в 2019-м, число умерших от возгорания лесных массивов остаётся огромным.

Актуальность данной работы заключается в том, что новая

методика проведения занятий с обучающимися 7 класса по теме: «Защита населения от природных пожаров» позволит воспитать у молодого поколения правильное восприятие данного явления и ответственное отношение к окружающему миру. Благодаря этому в ближайшем будущем число пожаров по вине человека сократится в разы, что позволит уменьшить экономические потери и, конечно же, сохранить жизни многих людей и животных.

Объектом курсового исследования является педагогический процесс организации и методики проведения занятия.

Предметом исследования является методика проведения занятий по теме «Защита населения от природных пожаров.

Цель курсовой работы заключается в разработке и доказательстве эффективности новой методики проведения занятий для учащихся 7 класса по теме «Защита населения от природных пожаров».

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить требования законодательства РФ;

- изучить возрастные особенности обучающихся 7 класса;

- определить формы и методы проведения занятий по теме «Защита населения от природных пожаров»;

- определить учебно-материальную базу для проведения занятий;

- разработать методику проведения занятия по теме «Защита населения от природных пожаров».


 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ».

Формы обучения

Форма (от лат. forma оболочка) дословно переводится как внешнее очертание, способ существования и выражения содержания. Формы организации обучения это внешнее выражение учебного взаимодействия педагога и обучающихся. Они определяют, как в реальных условиях организовать обучение и характеризуются числом участников взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления. [3]

В истории мировой образовательной практики существовали разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых всегда было обусловлено потребностями и интересами государства. К организационным формам обучения на уроке относятся фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальном обучении педагог управляет познавательной деятельностью всего класса, работающего над общей задачей в едином для всех темпе. Педагогическая эффективность данной формы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всех обучающихся, обеспечить активную работу каждого. Но фронтальная работа рассчитана на абстрактную личность, не учитывает реальные возможности разных групп обучающихся, побуждает к единому темпу работы. [22]

Групповая форма обучения подразделяется на несколько видов. Звеньевая форма основана на том, что обучающиеся разбиваются на гетерогенные группы, внутри которых ученики с различными интеллектуальными возможностями работают над единым для всего класса заданием. [4]

Кооперированно-групповая форма отличается от звеньевой тем, что в данном случае группы выполняют части единого объемного задания. На принципах самодеятельности и коллективизма построен коллективный способ обучения (КСО), основным элементом которого является работа в парах сменного состава. При данном виде работы класс обучает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной деятельности.

Суть индивидуального обучения заключается в самостоятельном выполнении общих для всех заданий. Однако если учитель предлагает обучающимся задания, дифференцированные в соответствии с их учебными возможностями и интересами, то такая форма обучения называется индивидуализированной. В этом случае делается максимальный упор на развитие активности и самостоятельности обучающихся, формируется творческое отношение к делу. [2]

Урок как основная организационная форма обучения явление динамическое, постоянно развивающееся. Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения - образовательно - воспитательно - развивающей, а, следовательно, и в его направленности на творческое развитие природных задатков обучающихся.

Все чаще в практике современного образования педагоги используют нетрадиционные уроки, основной целью которых является формирование у обучающихся положительной мотивации к учению, развитие их творческих способностей.

Нестандартный урок - это урок, который имеет нечто новое, оригинальное. Изменения возможны в целях, методах, средствах обучения и даже в самой форме организации занятия.

В современной педагогике выделяются разнообразные виды нестандартных уроков, названия которых дают некоторые представления о методике проведения таких занятий. Наиболее распространены следующие группы нетрадиционных уроков:

-уроки-соревнования: конкурс, эстафета, викторина, деловая игра;

-уроки, основанные на формах и методах, известных в общественной практике: исследование, репортаж, рецензия, интервью;

-уроки, напоминающие публичные формы общения: прессконференция, аукцион, бенефис, телепередача, устный журнал;

-уроки, опирающиеся на фантазию: сказка, сюрприз, посиделки;

-уроки, основанные на имитации проведения общественно- культурных мероприятий: заочная экскурсия, путешествие, литературная гостиная;

-уроки с трансформацией традиционных способов организации: лекция-парадокс, экспресс-опрос, защита оценки, защита читательского формуляра.

Кроме уроков существуют также дополнительные формы организации учебного процесса.

Практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков. Они проводятся в лабораториях и мастерских, на опытных участках. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкциям педагога.

Учебные экскурсии - это специфическое учебное занятие, проводимое в соответствии с определенной образовательной целью вне учебного заведения: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д. Значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогают установлению связи теории с практикой, способствуют решению задач эстетического воспитания.

Экскурсии можно классифицировать в зависимости от объектов наблюдения (производственные, литературные, географические и т.п.), по образовательным целям (обзорные и тематические), по месту и структуре педагогического процесса (вводные, текущие и итоговые). По времени экскурсия может занимать от 40 мин до 2,5 час. Заключительным этапом является подведение итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему. [9]

Дополнительные занятия - групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности обучающихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к изучаемому предмету. Опытные педагоги практикуют всевозможные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление сильных учеников к слабым, повторное объяснение темы. Для удовлетворения познавательного интереса с отдельными учениками проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются проблемы, которые выходят за рамки обязательной программы.

Домашняя работа направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов познавательной деятельности. Кроме этого, она имеет большое воспитательное значение, способствует формированию чувства ответственности, усидчивости, аккуратности, развитию воображения, креативности (при выполнении заданий творческого характера - написании сочинений, выполнении рисунков, изготовлении поделок, наглядных пособий и т.п.). Домашняя работа принципиально отличается от классной следующими моментами:

- происходит без непосредственного руководства педагога, хотя и по его указаниям;

-обучающийся сам определяет время выполнения задания, выбирает индивидуальный темп и ритм работы, имеет возможность использовать дополнительные источники информации, в том числе интернет;

- дома нет группы обучающихся, которая стимулирует здоровое соперничество.

Чтобы не перегружать обучающихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум - максимум»: задания минимум обязательны для всех; задания - максимум не обязательны и рассчитаны на тех, кто имеет склонность к данному предмету. [22]

Методы обучения.

В последнее время в учебно-образовательной практике появляются новые эффективные методы обучения, усовершенствуются ранее применявшиеся методы в зависимости от запросов федерального государственного образовательного стандарта. Успех образовательного процесса напрямую зависит от методов обучения. Понятию "метод обучения" дано много определений, разберем некоторые из них.

В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой "метод" определяется как "способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь". [11]

Ю.К. Бабанский, методом обучения считает "способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения". [1]

Метод в образовании формулируется как "форма движения, реализации содержания образования". И.Ф. Харламов определяет методы обучения как "способы обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". [22]

Выбор метода обучения зависит от целей образования, специфики учебного предмета, темы урока и возможностей использования средств обучения.

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и обучающихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. [22]

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский);

-словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

-наглядные (показ, демонстрация и пр.);

-практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина:

- объяснительно-иллюстративный метод;

- репродуктивный метод;

-метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод;

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый). [1]

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и обучающегося - система методов М.И. Махмутова включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Вопросы выбора наиболее подходящего в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

- соответствие целям и задачам обучения и развития;

- соответствие содержанию темы урока;

- соответствие реальным учебным возможностям обучающихся: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности, развитости, воспитанности, особенностям класса;

соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;

- соответствие возможностям самих педагогов. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленно стью, уровнем психолого-педагогической подготовки.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучающимися определенного содержания учебного материала.

К наиболее эффективным современным методам, применяемым на уроках ОБЖ можно отнести активные и интерактивные методы. Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие педагога и обучающихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока. [10]

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

 В 7 классе на уроках изучения темы «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения» нашли свое применение «Метод эксперимента» и «Практическая работа».

«Метод эксперимента» в предмете Основ безопасности жизнедеятельности, позволяет нести функцию процесса возникновения чрезвычайной ситуации. Эксперимент разрабатывается и проводится как составной элемент урока по изучению нового материала. Необходимым является сопровождение эксперимента соответствующими комментариями, позволяющими обучающимся мысленно изменить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы.

«Практическая работа» Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение обучающимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. В зависимости от уровня познавательной активности, практическая работа может быть организована тремя разными способами.

А) По образцу: При данном способе организации практической работы обучающиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа. Сверяясь с ним, ученики получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в практической работе задач.

Б) По алгоритму: В данном случае обучающимся необходимо дать детальное описание порядка выполнения практической работы. Желательно - пошаговое описание. Это можно организовать в форме фронтального инструктажа или выдать персонально каждому обучающемуся (группе обучающихся) карточку-инструкцию.

В) Самостоятельная: В данном типе работ порядок операций, выбор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к выполнению заданий. Все определяется самостоятельно обучающимися (группой обучающихся). Перед учителем стоит только две задачи - грамотно и доступно сформулировать проблему и осуществлять текущую консультацию и контроль в процессе выполнения работы. Такой подход к практическим работам возможен только при групповой форме образовательного процесса, либо при высоком уровне подготовленности и самостоятельности обучающихся. [10]

Подготовка учебно-материальной базы.

Средства обучения: Проектор, компьютер.

Литература: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, учебник по предмету ОБЖ 7 класс.

Рабочая программа по ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 класс.

Мультимедийные электронные издания: Короткометражный фильм по теме «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения» (videoyroki.net) https://videouroki.net/

1.5 Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. [12]

Выводы по Главе 1.

В ходе работы над первой главой мы:

- изучили нормативную документацию;

- изучили возрастные особенности учащихся 7 класса

-определили какие формы и методы обучения используются при проведении занятий по теме «Защита населения от природных пожаров», а также их сущность;

- определили учебно-материальную базу;

- определили количество часов отведённых на изучение темы «Защита населения от пр родных пожаров»;

-на основе учебно-материальной базы определили какие мероприятия предусматривает предупреждение лесных пожаров, установили каким образом происходит мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, рассмотрели порядок разработки и утверждения планов тушения лесных пожаров;

- определили основные правила безопасного поведения человека в лесу и порядок действий выхода из пожароопасной зоны.

Проанализировав рабочую программу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» мы убедились в том, что на сегодняшний день на изучение темы, связанной с безопасным поведением при возникновении лесного пожара отведено мало часов. Следовательно, требуется разработка методических рекомендаций по организации и проведению учебных занятий по формированию у обучающихся безопасного поведения при возникновении лесного пожара.


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ»

Технологическая карта урока

Урок № 1

Тема урока

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

Цель темы

Сформировать у обучающихся убеждение в том, что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Обсудить порядок действий если вы оказались в зоне лесного пожара.Изучение нового материала.

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала.

Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

Основное содержание темы, термины и понятия

Причины лесных пожаров;

Правила пожарной безопасности в лесу;

Правила разведения костра в лесу;

Система охраны леса;

Специализированная служба авиационной охраны лесов;

Наземная охрана лесов;

Заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров;

Правила поведения при пожаре в лесу.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Осознание своих трудностей, стремление к их преодолению, способность к самооценке на основе критерий успешной учебной деятельности, способность ставить цель, самостоятельность

Организация пространства:

Межпредметные связи

ОБЖ - ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: способы и формы существования материи; материальное единство мира и его познание.

ГЕОГРАФИЯ: этапы формирования земной коры.

ХИМИЯ: типы химических реакций

ФИЗИКА: понятие энергии и работы; 1 закон термодинамики.

ОБЖ - география – умение найти на карте район чрезвычайной ситуации.

ОБЖ - история – дополнительное знакомство с историческими фактам.

Ресурсы (средства обучения, оборудование)

Средства обучения: Проектор, видеоролик, раздаточный материал - текст.

Литература: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, учебник по предмету ОБЖ 7 класс.

Рабочая программа по ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 класс.

Характеристика этапов урока:

Этап Время (мин) Содержание учебного материала Формы работы, приемы, методы обучения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент 2 мин   Групповая, беседа   Приветствует учащихся, организует рабочее место. Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний. Повторение знаний. 5 мин Учитель: Кто назовет тему прошлого урока? Ученик: Тема прошлого урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика». Учитель: Да, действительно, на прошлом уроке мы начали изучать очень важную для нас тему пожары. Учитель: 1.Как вы считаете, почему эта тема для нас имеет большое значение? 2.Какие последствия пожаров вы знаете? 3.Каким образом, на ваш взгляд, можно избежать этих бедствий? 4. Чем опасны лесные пожары? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы). Фронтальная, беседа.   Приводит пример ЧС природного характера. Анализ и выход из ЧС. Переход к вопросам новых знаний.   Учащиеся анализируют предложенную информацию. Готовятся к изучению нового материала.  
Переход к новым знаниям. 10 мин Учитель: Сегодня мы с вами разберём ещё одну важную тему. Но назвать её я Вам не смогу, потому что наш любимый макет Гоша зашифровал её свои любимым шифром. Определите тему сегодняшнего урока воспользовавшись оставленным Гошей ключом. (Учащиеся определяют тему урока использовав шифр в приложении 1) Учитель: Итак, тема нашего урока: Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Сегодня мы с вами: -узнаем почему важна профилактика лесных и торфяных пожаров; -разберём правила пожарной безопасности в лесу; - и научимся правильно действовать в случае возникновения пожара. Фронтальная, соревнование   Даёт задание определить новую тему урока. (Приложение 1) Ставит цели и задачи урока. Используя ключ к шифру определяют тему урока. Включаются в работу используя тетради.
Введение нового материала 15 мин Учитель предлагает посмотреть видеозапись (короткометражный фильм) Фронтальная, наглядная, киноурок Предлагает просмотреть короткометражный фильм. Просматривают короткометражный фильм и оформляют конспект в тетради.
Закрепление изученного материала. 5 мин После просмотра видеозаписи учитель задаёт вопросы: 1. Каковы основные признаки возникновения лесных пожаров? 2. По каким признакам осуществляется классификация лесных пожаров? 3. Перечислите основные последствия лесных пожаров для населения и окружающей среды. 4. Почему пожары, на ваш взгляд, возникают чаще всего в зонах, прилегающих к населённым пунктам и транспортным путям? (Ученики отвечают на вопросы) Фронтальная, индивидуальная, беседа.   Предлагает ответить на ряд вопросов темы урока. Контролирует оформление знаний учениками в опорный конспект в тетради. Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивают эффективность работы на уроке и усвоение новых знаний.
Рефлексия (подведение итогов урока) 2 мин Учитель: Итак, сегодня мы изучили с Вами новую тему «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения». Вы узнали почему важна профилактика лесных и торфяных пожаров. Разобрали правила пожарной безопасности в лесу. И научились правильно действовать в случае возникновения пожара. Фронтальная, беседа.   Подводит итоги работы класса. Анализирует трудности при усвоении нового материала. Учащиеся анализируют свою работу и трудности в освоении материала. Дают рекомендации учителю по улучшению усвоения учениками нового материала.
Выдача домашнего задания. 1 мин Учитель выдаёт домашнее задание. Фронтальная, беседа.   Учитель выдает домашнее задание. Учащиеся записыва-ют задание в тетради или дневнике.


Выводы по Главе 2

В ходе проведения урока по теме «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения» учащиеся повторили знания по пройденным ранее темам. В ходе урока был просмотрен короткометражный фильм по теме «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения». После просмотра фильма учащиеся закрепили изученный материал, ответив на вопросы, которые были поставлены учителем.

По итогам занятия учащиеся узнали почему важна профилактика лесных и торфяных пожаров, изучили правила пожарной безопасности в лесу, и научились правильно действовать в случае возникновения пожара.

Таким образом, задачи, поставленные на уроке, выполнены, цель урока достигнута.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе нами была проанализирована рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Мы разобрали причины лесных пожаров, правила пожарной безопасности в лесу, систему охраны леса, правила поведения при пожаре в лесу  и сделаны выводы о том, что на сегодняшний день на изучение темы «защита населения от природных пожаров» отведено мало часов.

В ходе работы мы изучили требования законодательства РФ, возрастные особенности обучающихся 7 класса, определили формы и методы проведения занятий по теме «Защита населения от природных пожаров» и учебно-материальную базу для проведения занятий. И итогом работы стала методика проведения занятий для учащихся 7 класса по теме «Защита населения от природных пожаров».

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей, которые нарушают правила пожарной безопасности. Только правильные действия при лесном пожаре помогут быстрее справиться с этой чрезвычайной ситуацией и избежать потери и жертвы. Обучение по формированию безопасного поведения при возникновении лесного пожара будет наиболее эффективным, если учебные и практические занятия проводить в системе, комплексно, целенаправленно, последовательно во времени, с применением современных форм, методов, и технологий.

Таким образом, поставленные задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута.


 

Список литературы

1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

2. Акимова, Л. А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация [Электронный ресурс] / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина, А. М. Зуев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований - 2011. - № 7. - С. 43-44. - URL: http://applied- research.ru/ru/article/view?id=1451 (дата обращения: 28.05.2018). 

3. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. для студентов вузов / С. В. Белов [ и др.]; под ред. С. В. Белова. - М.: Высш. шк., 2009. - 616 с.

4. Буянов, Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. А. Буянов, В. В. Полишко. - Смоленск: [б. и.], 2013. - 214 с.

5. Главное Управление МЧС России по Свердловской области [Сайт]. - URL: http://66.mchs.gov.ru/operationalpage/operational (дата обращения: 08.05.2018).

6. Зайцев, А. П. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения [Текст]: сб. метод. разраб. для проведения занятий с населением по тематике ГО и ЧС / А. П. Зайцев. - М.: Воен. знания, 2000. - Вып. 1. - 80 с.

7. Картавых, М. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: учеб. курс для будущих педагогов / М. А. Картавых // Основы безопасности жизни. - 2009. - № 4. - С. 14-22.

8. Лужкин, И. П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / И. П. Лужкин. - СПб.: Питер, 2012. - 269 с.

9. Ляхович, А. В. К методике преподавания предмета ОБЖ в общеобразовательной школе [Текст] / А. В. Ляхович // Новые информационные образовательные технологии XXI века: науч.-практ. конф., 15-16 мая 2001 г., Москва / Всерос. науч.-исслед. ин-т по проблемам граждан. обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России. - М., 2001. - С. 66-67.

10. Михайлов, А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы [Текст] / А. А. Михайлов. - М.: Дрофа, 2009. - 80 с.

11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азъ, 2006. - 928 с.

12. Охрана лесов от пожаров: пособие для лесного пожарного / С.В. Залесов, Е.С. Залесова, А.С. Оплетаев. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2013 - 63 с.) (залесов)

13. Педагогическая психология: Учебное пособие / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. - СПб: Питер, 2011. - 416 с.

14. Российская Федерация. Закон. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ: [принят Гос. Думой 11 нояб. 1994 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/- document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 08.05.2018).

15. Российская Федерация. Закон. О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ: [принят Гос. Думой 18 нояб. 1994 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/- document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 08.05.2018).

16. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - Москва: ИНФРАМ, 2002. - 54 с.

17. Российская Федерация. Кодекс. Лесной кодекс Российской феде- рации [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 8 нояб. 2006 г.: одобрен Советом Федерации 24 нояб. 2006 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/ (дата обращения: 18.05.2018).

18. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации [Текст].: офиц. текст. - М.: Омега-Л, 2014. - 40 с.

19. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 17 дек..2010 г. № 1897. - URL: http://base.garant.ru/ - 55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 08.05.2018).

20. Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 63 с.

21. Термины МЧС.[Электронный ресурс]. - URL: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms (дата обращения: 08.05.2018).

22. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2005. - 516 с.


 

Приложение 1

 

Задание: Расшифруйте тему сегодняшнего урака используя ключ к шифру.

 

П

о

р

к

ц

у

я

ф

м

ц

ф

я

 

у

ъ

н

с

д

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

м

р

о

к

а

с

д

й

 

п

р

ш

я

о

р

э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к шифру

 

А

Я

 

К

Ф

 

Х

Й

Б

Ю

 

Л

У

 

Ц

И

В

Э

 

М

Т

 

Ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.187 с.)