Глава 2. Виды архитектурной графики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Виды архитектурной графики



 

Творческий процесс создания архитектурного объекта можно условно разделить на две стадии. Первая стадия связана с «идеальным» моделиро- ванием, она включает выполнение эскизов, чертежей и макетов будущей постройки. Вторая стадия – «материальная» часть, когда архитектор на- блюдает и контролирует строительство архитектурного объекта.

Начиная с XV века архитектор по большей части занимается рабо- тами, связанными с первой стадией, которая в наше время называет- ся проектированием. Основной объем изобразительной информации, формирующейся в процессе проектирования, передается с помощью различных видов архитектурной графики.

Во второй половине XVIII века сформировались основные виды архитектурной графики, которые и в наше время отражают задачи про- ектного процесса и носят название архитектурного рисунка, эскиза и чертежа. Каждый вид имеет свою изобразительную специфику. Поиск архитектурной идеи осуществляется посредством эскизов и предвари- тельных рисунков, а оформление проектных материалов происходит в виде чертежей, графических моделей и схем.

 

2.1. Архитектурный рисунок как способ изображения средовых объектов

Архитектурный рисунок представляет собой любое рисованное произведение архитектора, назначение которого не обязательно пре- следует профессиональные цели. Сюжет архитектурного рисунка мо- жет иметь самостоятельное значение в качестве наброска с натуры или иллюстрации, но может быть составной частью архитектурного эскиза или чертежа.

Кроме того, навыки архитектурного рисунка необходимы для изоб- ражения окружающей предметной и природной среды, элементов сре- дового оборудования. С их помощью архитектурный объект приобре- тает реальные размеры и становится сомасштабным как человеку, так и элементам природной среды.

Творческий и стилевой диапазон применения архитектурного рисунка настолько широк, а его значение в современной проектной


деятельности так велико, что каждая из его разновидностей заслу- живает специального изложения. В данном случае мы будем рас- сматривать особенности архитектурных рисунков, оформляющих проектные материалы.

Такая особенность характерна исключительно для архитектурной графики, так как в инженерной графике повсеместно и неукоснитель- но, а в дизайнерских чертежах за редким исключением не рекомендует- ся изображать что-либо, кроме объекта проектной разработки. Специ- фика такова, что в различных проектных ситуациях требуется показать окружение объектов – природную или урбанизированную среду, в ко- торой они существуют.

Архитектурный рисунок, оформляющий проектные материалы, обобщенно называют антуражем и стаффажем, которые являются стилизованными изображениями естественного и искусственного ок- ружения проектируемых архитектурных объектов.

К середине XVIII века в архитектурной терминологии входит в употребление выражение «антураж», которое в буквальном переводе с французского звучит как «окружение» или «обстановка». Ранее оно употреблялось для обозначения части графической или живописной композиции, изображающей ландшафт. В современном архитектурном языке антуражем называют изображение различных деталей пейзажа, дополняющих чертежные материалы.

Несколько позднее входит в употребление немецкое слово «стаф- фаж», обозначающее второстепенные детали, не являющиеся основ- ной темой изображения. В наше время стаффажем называют рисунки, изображающие людей, животных, автомобили, детали оборудования, которые дополняют композицию проектных материалов.

Начертание элементов стаффажа и антуража, выполненных средс- твами линейной графики, резко отличается от их изображения техни- ческими приемами тональной и цветной графики. Выбор техники ис- полнения предопределяет стиль, характер, структурные особенности антуража и стаффажа. Знание специфики графического исполнения рисунка, деталей природной и предметной среды помогает более точно определять технические приемы оформления чертежа. Основным кри- терием для выбора стилистики деталей стаффажа и антуража является характер графики архитектурных чертежей.


Каждый проектировщик вырабатывает свою личную манеру графи- ки, свой стиль архитектурного рисунка, основа которых закладывается в длительной практике черчения и рисования. Детали антуража и стаф- фажа могут выполняться автором проекта от руки. В этом случае рисунок выглядит подчеркнуто живописно, что контрастирует с четкой и строгой линейной или тональной графикой, в которой выполнены чертежи.

Каковы бы ни были технические приемы исполнения антуража и стаффажа, выполняются они вручную или в технике летрасета, их ка- чество зависит от умения компоновать проектные материалы на пре- зентационной плоскости, способности органично сочетать чертежи и элементы антуража или стаффажа, учитывать индивидуальную спе- цифику композиции каждого изображения.

Следует композиционно закреплять зрительную связь деталей ан- туража и стаффажа с проекцией здания или сооружения, располагать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. Это позволяет выявить размер сооружения и создает впечатление реальной среды, окружающей архитектурный объект.

В композиции проектных материалов архитектурный объект дол- жен восприниматься ясно и легко. Интенсивность заполнения пре- зентационной плоскости деталями антуража и стаффажа должна быть ограниченной, поскольку их основная задача – помогать зрителю ос- воить замысел архитектурного проекта.

Вывод. Как вид архитектурной графики архитектурный рисунок имеет вспомогательное значение, но навыки рисования играют боль- шую роль в деятельности архитектора. С их помощью он совершенс- твует свое графическое мастерство и творческие способности, фикси- рует свои проектные замыслы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.008 с.)