Тема 2. Основные функции семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные функции семьи



 

Семья – сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных сложных функций. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива, выражающие социальную роль и сущность семьи. К функциям следует отнести: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, коммуникативную, психологическую или эмоциональную, сексуальную, функцию организации досуга и сохранения здоровья. Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Именно семья призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную функцию, защищающую его от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку состояться как счастливому семьянину.

Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке семьи.

 

Функция продолжения рода (репродуктивная)

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства.

Инстинкт иметь детей, заботиться о них, воспитывать заложен от природы. Рождение новой жизни – важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть родители, значит, при них должны быть дети. Проблема, которая волнует современное человечество, – это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и быстрый прирост населения в развивающихся странах. На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы: нравственный аспект; социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, обеспеченность жильем, работой; национальные традиции; образование и здоровье супругов и другие. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя»).

 

Дети в семье

Для чего нужны дети в семье?

Дети нужны для того, чтобы семья была прочной, радостной и полноценной, дети придают гармонию супружеской жизни.

Дети – это возможность самореализации личности родителей, это проявление и воплощение отцовских и материнских потенциалов, качеств воспитателя.

Имея детей, человек не опасается одиночества и неуютной жизни в старости.

Дети в семье обладают способностью снимать с родителей нервное перенапряжение, разряжать стрессовые ситуации, служить своеобразными «громоотводами» (есть данные, что у людей, живущих в семье, инфаркты и инсульты бывают в 5-6 раз реже, чем у одиноких людей). Именно дети есть тот благоприятный фактор, который уменьшает заболеваемость и смертность, конечно, если дети хорошие. А чтобы они были хорошими, их надо воспитывать, а правильное воспитание осуществить тем легче, чем больше детей в семье.

В пользу того, что в семье должен быть не один ребенок, говорят исследования психологов и педиатров, которые считают, что у единственного ребенка повышен риск появления неврозов, страхов, зацикленности на себе. Ребенок несет на себе двойную ношу: все бремя родительской любви обрушивается на него одного; не менее тяжела и ответственность, потому что он – средоточие чаяний, надежд и мечтаний родителей. Несколько детей в семье легче справляются с такой нагрузкой.

Для человека, вокруг которого с детства «все крутилось», велика вероятность вырасти эгоистом, ведь у него нет привычки что-либо с кем-то делить – это отразится на его умении общаться с людьми. Единственный ребенок будет чувствовать отсутствие опоры в лице близкого родного человека, когда родители уйдут из жизни, когда в других семьях братья и сестры остаются самыми близкими родственниками, к которым человек приходит в трудную минуту.

Самый банальный аргумент в современном обществе против детей: «На ребенка у нас нет средств». Наши предки говорили: «Даст Бог роток, даст и в роток», а чешская пословица гласит: «Даст Бог зайку, даст и лужайку».

Конечно, ребенок требует определенных финансовых затрат. Но второй и последующие дети требуют затрат все меньше и меньше, т.к. не приходится тратиться на «приданное», коляску, кроватку и т.д., а вещи, из которых ребенок вырастает, сохраняются и передаются следующему. Финансовые затраты на детей увеличиваются после 12-15 лет.

Из вышеприведенных аргументов можно сделать вывод, что наиболее благоприятен микроклимат в семье, где воспитываются несколько детей.

 

Отец и мать как воспитатели

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально. В основе такого распределения ролей лежат природные качества мужчины и женщины – чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца.

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами экспериментов над человекообразными обезьянами американского зоопсихолога Г.Ф. Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. К ним внесли «искусственных» матерей – проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Когда они выросли и дали потомство, то стало ясно, что замена была неполноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение. Они были так же равнодушны к своим детям, как их «искусственные мамы». На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Материнская, родительская любовь – первый вид любви, которую познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства.

Уже в период беременности устанавливается тесная связь матери и ребенка, и характер отношения матери к ребенку в данный период не безразличен для развития ребенка.

Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности. Более того, специалисты ряда стран считают, что возникновение и усугубление некоторых психических расстройств у ребенка в большей или меньшей степени обусловлены отрицательным или холодным отношением матери. Следующий пример доказывает правоту сказанного.

Катерина была единственной дочерью в семье. Казалось бы, она должна была стать любимицей своей матери, однако этого не случилось. Мать, не получив сама в детстве любви и ласки, с самого рождения отвергала малышку. При избытке грудного молока она не захотела кормить дочь грудью, «чтобы грудь не потеряла формы», не брала ее лишний раз на руки, «чтобы не избаловать дочь». Первое время она сильно плакала, стараясь хоть как-то привлечь внимание матери, но затем крики стихли, девочка, что называется, ушла в себя.

Катя росла замкнутой, не по годам серьезной. Она быстро стала самостоятельной. Когда дочь достигла подросткового возраста, родители развелись. Катя осталась с отцом, которого очень любила. Мать стала мстить за это дочери, буквально растаптывая ее как личность, обзывая самыми грязными словами и еще больше отвергая попытки девочки к сближению.

Катя была в отчаянии. Чтобы как-то унять непрекращающуюся боль, она посвятила всю себя карьере, достижению успеха, материального благополучия. Про себя девушка думала, что ее успехи, возможно, смягчат ожесточенную мать. Однако этого не произошло, материнское сердце не тронуло и это. Катерина стала искать любовь в окружающих ее людях. Ей хотелось получать ее все больше и больше. Для этого она создала имидж привлекательной и успешной женщины; ей нравилось ловить на себе восторженные взгляды мужчин, чувствовать их интерес к себе. Было только одно «но»: ей самой было страшно полюбить по-настоящему. Буквально по пятам за ней ходил страх отвержения, который пророс в душе, пустив, глубокие корни (Морозова Е. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты).  

 

Отец не может так интимно сжиться с ребенком, как мать, вынашивая его под своим сердцем, но он играет важную роль в его воспитании.

В свое время английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребенок – отец мужчины. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но на самом деле именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом, это касается и женщины, более того, собственно семья начинается с детей. Самоотверженная забота о ребенке, от которой напрямую зависит его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новыми общими интересами.

На разных возрастных этапах дети испытывают чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени, но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

Социологические исследования показали, что функция отца в последние годы изменилась значительно в лучшую сторону. Современные папы проводят с детьми больше времени, и это благотворно влияет на их развитие. Наблюдения показывают, что дети, отцы которых участвовали в повседневном уходе за ними на первом году жизни, меньше боятся незнакомых людей, более общительны.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский.

Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явное превосходство в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисцип­линирующее влияние. Многие считают, что в основе развития нравственности ребенка лежит страх отцовского наказания. Научные исследования выявили об­ратную связь между строгостью отца и нравственностью сына: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию, состраданию, бывают агрессивны. Запреты отца действуют только на фоне отцовской любви.

Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями; видя пример поведения родителей, их взаимоотношения, трудовое сотрудничество друг с другом, ребенок строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Однако в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине, воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентификацию.

Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.

Если в семье нет отца, то это сказывается на развитии мальчика и девочки, является препятствием к гармоничному половому развитию ребенка. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на формирование представлений о собственной семье и впоследствии негативным образом скажется на семейных отношениях. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. Отсюда имеет под собой реальную почву большая феминизация мужчин.

Итак, отец и мать – первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Хозяйственная функция

Быт – это канва семейной жизни, на которой мы вышиваем узоры счастья и любви или злобы и конфликтов.

М. Кравцова

 

Хозяйственная функция обеспечивает хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов, приготовление пищи, уход за детьми, уборка и ремонт жилья и др.

Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены.

В большинстве современных семей складываются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, а решения принимаются коллегиально. Тем не менее, необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления – глава семьи. Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, что вызывает несогласие и непонимание друг друга.

Авторитарная форма руководства – это такая форма организации семьи, когда власть сосредоточена в руках одного супруга, а остальные члены семьи должны беспрекословно подчиняться. Здесь нет места советованию.

При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициативу в той или иной области быта, к которой больше склонен.

Специалисты выделяют также три основных типа супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционный брак предполагает для жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собствен­ных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости от него и терпимость к ограничению своей сферы деятельности. Муж в таком браке при гармонии семейных отношений верен жене, на нем экономическое обеспечение семьи, принятие основных решений и конт­роль над их исполнением, благодарность жене за все, что делает она.

В товарищеском, дружеском браке от жены ожида­ется сохранение внешней привлекательности, мораль­ная поддержка мужа, живое и интересное духовное общение с мужем и гостями, поддержание полезных для него социальных контактов, обеспечение разнообразия жизни. Муж проявляет рыцарское отношение к жене, ответную романтическую любовь и нежность, обеспе­чивает удовлетворение ее запросов (материальных, культурных и пр.), социальных контактов и, конечно же, проводит с ней досуг.

Партнерское супружество (оно же брак по расчету) требует и от жены, и от мужа справедливого экономи­ческого вклада в бюджет семьи в соответствии с зара­ботком, общей и равной ответственности за детей, за поддержание статуса семьи, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. Муж и жена имеют равный статус в принятии любых решений, а также равную ответственность за все их последствия. Брак по расчету бывает удачным, когда расчет сделан правильно. В реальной жизни перечисленные типы брака в чистом виде редки. Обычно брак бывает смешанного характера.

Быт – важный фактор семейной жизни, определяющий атмосферу супружеских отношений. Неустроенный быт является общепризнанным недругом любви и причиной большинства конфликтов. Чаще всего недовольство женщины направлено на мужчину: почему он мало помогает в домашних делах, почему он ничего не умеет делать и т.д.

Избежать бытовых конфликтов можно, если заранее:

а) распределить обязанности;

б) договориться по следующим вопросам:

1) У кого будем жить и на каких условиях?

2) Как обставим квартиру?

3) Кто делает покупки? Какие?

4) Кто готовит, должен ли другой помогать и в чем?

5) Кто убирает, моет посуду, стирает, гладит?

6) Насколько важен порядок в доме?

 

Семейная экономика и бюджет

 

Первый закон семейной экономики гласит: доходы и расходы должны быть сбалансированными и по возможности содержать элементы прибыли, экономии. Если баланс нарушается, не просто расстраивается семейная экономика – рушится семейная жизнь.

Второй закон – планирование, учет, контроль – взаимосвязанные составляющие семейного бюджета. Планирование должно включать в себя расходы по четырем основным направлениям: питание, одежда, хозяйственные товары, средства на досуг и отдых. Иногда предусматривают карманные расходы. Общая сумма планируемых расходов не должна превышать 80%.

Учет – самая неприятная, но необходимая процедура. Она означает фиксирование расходов. Учет дает возможность определить реальные расходы на питание, одежду и т.д.

Третий закон: бюджет создается всеми членами семьи, всеми же планируется и реализуется. Нельзя делить функции так – ты зарабатываешь, а я трачу. Муж и жена в равной мере должны расходовать деньги, но делать это надо по договоренности и в соответствии с планированием.

По вопросам планирования семейного бюджета дает консультацию экономист Г. Ахмерова. Она предлагает предварительно обсудить некоторые условия.

«Во-первых, чтобы составить план, нужно располагать данными, на что и сколько рублей семья расходует.

Затем нужно составить для себя и семьи очередность покупок: в чем семья нуждается в первую очередь, в чем во вторую, а с чем можно и подождать. Я бы посоветовала воспользоваться вот такой классификацией вещей: а) обязательные приобретения; б) желательные, но необязательные; в) совсем необязательные. Чтобы было понятнее, рассмотрим этот принцип на следующем примере. Скажем, в каждом доме нужны вилки и ложки. Так вот, столовые приборы из нержавейки – вещь обязательная, без них не обойтись. Мельхиоровый набор вилок и ложек, - вещь, конечно, красивая, и неплохо бы его иметь, но вполне можно обойтись и без нее. Подобной классификации по степени нужности поддаются все вещи: одежда, обувь, посуда, мебель, утварь и так далее.

Практическое занятие. Чтобы разговор был конкретным, спланируем экономическую жизнь семьи на полгода – с июля по декабрь. Определим для начала сумму. Которой располагаем: это доходы минус обязательные устоявшиеся траты – питание, квартплата, бытовые услуги, хозтовары и др. Не забудем про дни рождения, отложим сумму на подарки. Следующий этап: составляем несколько предполагаемых приобретений, не обращая пока внимания, уложимся или нет в сумму доходов. Ну, например, семье хочется приобрести: телевизор, чайный сервиз, книжные  полки, пылесос. Жена хотела бы во втором полугодии купить для себя: платье выходное, туфли осенние, сапоги, зимнее пальто или шубу, маникюрный набор. У мужа получился такой список: плащ, туфли, спортивный костюм, свитер, спиннинг. Сын–девятиклассник потребовал для себя: музыкальный центр, джинсы, кроссовки, куртку, шапку. Дочь–дошкольница попросила купить: куклу, платье, коньки. Теперь главное: оставить в этих списках то, без чего действительно нельзя обойтись. Принимать решение лучше сообща, на семейном совете. Когда все, и взрослые, и дети, участвуют в планировании семейного бюджета. Это сплачивает семью, приучает каждого его члена уважать интересы и мнения друг друга. Вырабатывается умение соизмерять свои потребности с материальными возможностями. Следует помнить, что легко распределить деньги на бумаге, но трудно реализовать самый красивый и продуманный план. Нужно ставить перед собой реальные цели соблюдать финансовую дисциплину, тогда меньше будет разочарований» (Разумихина Г. Будь, пожалуйста, счастлив!).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.06 с.)