Распределение обязанностей в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение обязанностей в семье



Без труда, дельного и серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романтическая химера.

К.Д. Ушинский

 

На практике складываются разные виды распределения бытовых обязанностей между членами семьи.

Бытовое творчество: при духовном комфорте по взаимной инициативе все семейные дела выполняют совместно, причем каждый берется за ту часть работы, которая не сделана, так как другой занят. Готовность выполнять любую работу по дому с удовольствием возникает там, где супругам семейная жизнь в радость.

Сотрудничество: основные дела в семье выполняют вместе, но часть домашней работы строго дифференцирована: кто-то всегда покупает продукты, кто-то моет посуду и т.п. К примеру, муж в воскресенье готовит шашлык, цыплят табака или другое пикантное блюдо, а жена по субботам печет торт или пирог и т.д. Нелюбимые дела выполняют по очереди.

Хозяйственная деловитость: каждый выполняет свои домашние обязанности по строго заведенному распорядку. Если один из супругов берется помочь другому вне всякого регламента, это считается услугой, благодарностью, лаской, подарком.

Бытовая неустроенность: идет перекладывание друг на друга семейных бытовых дел, которое приводит к тому, что молодые супруги под разными предлогами избегают выполнять ту или иную необходимую работу по дому. В результате грязная посуда накапливается в раковине, бульон так и остается незаправленным, вечно забывают купить хлеб или молоко и т.п. Такой неустроенный быт вносит нервозность, вызывает недовольство друг другом.

Бытовая эксплуатация мужчины или женщины: один из супругов примиряется с ролью домашней хозяйки (чаще женщина), выполняет все работы по дому и даже не сетует на свою «женскую долю» или «подкаблучное существование». Сегодня это явление редкое. В многодетной семье оно вообще невозможно, поскольку одна женщина не в состоянии справиться со всеми делами. Не только муж, но и дети включаются в бытовой труд с самого раннего возраста.

Итак, в идеале должно быть бытовое сотрудничество мужчины и женщины, при котором дети принимают самое активное участие во всех семейных заботах. Определяя бытовые обязанности членов семьи, надо исходить из следующих правил и стараться строго придерживаться их:

1) не следует делить работу на мужскую и женскую, надо выполнять ее вместе, но каждому стараться делать то, что лучше получается именно у него;

2) критерием разделения домашних дел должна быть справедливость. Если муж на работе отдает больше сил, он дома сможет расходовать их меньше, и наоборот;

3) вместе со взрослыми и дети должны выполнять самостоятельно часть работ. При поощрении детского «Я сам» малыш уже с двухлетнего возраста приучается надевать одежду, убирать уголок с игрушками. Трехлетнему малышу можно давать в руки маленькую тряпочку, пусть «моет» пол. Не беда, что вначале он будет больше мешать, чем помогать, зато к пяти-шести годам девочка уже сможет неплохо прибирать комнату, помогать маме по хозяйству, а мальчик – чистить картофель, покупать в магазине хлеб и сахар, поливать комнатные цветы, протирать пыль на полках и т.д.

Если мужчина ценит в своей спутнице современные качества: образованность, деловитость, профессиональный рост, то в сохранении традиционных женских добродетелей в характере женщины должен принять активное участие он сам. Речь идет, прежде всего, о справедливом участии мужа и жены в бытовом труде. Когда мужчина научится не разделять обязанности на «мужские» и «женские», когда станет считать своим первостепенным долгом воспитывать детей, когда возьмется проявить себя в кулинарном искусстве наравне с женщиной, когда переложит на свои плечи большую ответственность за обеспечение семьи, оставаясь при этом всегда галантным, внимательным, нежным в отношениях с женой, тогда женщине не останется ничего другого, как быть достойной спутницей такого современного рыцаря.

Безусловно, мужчина, научившись наравне с женщиной участвовать в организации семейного быта, тем самым освободит ее от значительной части дел, даст ей возможность следить за собой, заняться самообразованием, отдохнуть, чтобы не быть усталой, нервной, раздражительной. Конечно, чтобы женщине хотелось следить за собой, нужно свободное время, но ничего не получится, если она не умеет себя организовать и наладить семейный быт.

 

 

 

 

 

Главенство в семье

Женщина создана Богом из ребра Адама, не из черепа, чтобы превзойти его, не из ног, чтобы быть растоптанной, а из бока, чтобы быть равной ему, под его рукой, чтобы быть под его защитой и вблизи его сердца, чтобы быть любимой им.

Маттей Хенри

 

Христианство часто упрекают в ущемлении прав женщины, в неуважительном отношении к ней, ссылаясь на послание к Ефесянам апостола Павла.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (5:22).

«Жена да боится своего мужа» (5:33).

«Муж есть глава жены» (5:23).

Постараемся разобраться, действительно ли в этих строках апостол Павел унижает женщину, какое место занимает она в семейной иерархии и возможно ли равноправие между мужчиной и женщиной?

Люди мужского и женского пола в обществе как граждане, обладают некоторыми различиями и особенностями, вытекающими из их половой принадлежности.

Рассмотрев выше психологические и физиологические особенности мужчины и женщины, можно сделать вывод, что природа мужского и женского пола различна. Антрополог и физиолог доктор Гальдберт выдвинул гипотезу, что между мужчиной и женщиной существует нейроэндокринная разница. Мужественность означает стремление к превосходству, и «желание господствовать, главенствовать вызвано в первую очередь своеобразием гормонального развития». Отсюда и их различное поведение.

Мир един, и един также человек. Однако в мире каждая вещь имеет свое место. И оба пола отчуждены, обособлены в силу телесных различий, и каждый из них имеет свои задачи, свое место в социальной иерархии.

 А возможно ли между мужчиной и женщиной равноправие? Возможно ли, чтобы женщина работала наравне с мужчиной, а мужчина выполнял всю домашнюю работу вместо женщины? Да, но только есть серьезная опасность вместо мужа иметь домохозяйку. Не приведет ли это, в конечном счете, к тому, что муж в этом случае перестанет быть объектом любви? О таком ролевом изменении говорит Густав Стопка в своем рассказе «Эмансипация»:

 

«Мне приходилось готовить не только ужины ежедневно, но и завтраки и обеды по выходным дням, потом начал гладить, стирать, сметать пыль и мыть полы. Жена была довольна. Я был сыт эмансипацией по горло, но подавлял свой гнев. Но вот однажды жена спросила меня: – Милый, что с тобой происходит? Ты совершенно за собой не следишь: бреешься нерегулярно, костюм неглаженый, каблуки на туфлях сбиты. У тебя, наверное, даже чистого носового платка нет? С тобой в гости или в театр пойти просто неудобно. – Вот они, плоды эмансипации: она со мной разговаривала так, будто она – муж, а я – жена!» (Разумихина Г. Будь, пожалуйста, счастлив!)

 

Итак, равноправие – это равенство возможностей мужчины и женщины, которое состоит в восполнении друг друга, во взаимодополняемости.

Но всегда ли общество стояло на позиции равенства?

Бог сотворил человека и из его ребра сотворил жену, как «восполняющую его». То есть, первым был сотворен человек – мужчина. Поэтому в большинстве мировых религий в качестве образца выступает патриархальная семья. Но история знает и матриархат, который был связан с развитием земледелия и культом матери-Земли. Женщины управляли общественными делами, мужчины же занимались домашней работой. Более известны позднейшие гинекократии у иберийцев, критян, халдеев, древних египтян. Женщина управляет племенами, она жрица у друидов, часто выступает в роли колдуньи и волшебницы. Личная собственность передавалась через женщин, ребенок принадлежал к клану матери и носил ее имя – традиция, которая поныне сохранилась у португальцев. Достоинство мужчины – ничтожно. Деторождение было священной функцией, и участие в нем отца игнорировалось; лавры предков нисходили в тело женщины. Она есть земное существо, приравненное к земле, живое выражение ее плодородия.

Подавленное мужское начало начинает бороться. В какой то момент истории мужчина осознает свое собственное значение. Если женщина рождает детей, то мужчина зарождает их и берет на себя полную ответственность за этот акт. И на смену матриархату пришел патриархат. Главенствующая роль в семье перешла к отцу. Отец защищал членов семьи от внешнего мира и учил, как выстраивать с ним успешные отношения. В его обязанности входило следить, чтобы дом был в безопасности. Он был оплотом и опорой семьи.

В законах Солона, в Книге Левит, в Коране женщина рассматривалась как существо низшее, бесправное. Одна пифагорейская максима почти с математической четкостью выражает это мнение: «Благое начало создает порядок, свет, мужчину; дурное начало создает хаос, тьму и женщину». Аристотель, когда говорит, что материя – женского рода, а начало движения – мужского, хочет сказать, что женщина принадлежит другому измерению, что она не составляющий элемент человеческой общины, поскольку эта община – мужская.

 Восточные же цивилизации (Китай, Индия) всегда высоко ценили женщину. В личной и общественной жизни мужчина не принимал решения, не посоветовавшись со своей матерью. Здесь женщина сохраняет всю свою женственность и неприметно совершает свое подлинное и весьма масштабное служение; эта традиция способствует установлению в этих обществах своеобразного человеческого равновесия. Если на Западе современная женщина нередко сначала является женщиной, а затем уже супругой, и материнство в этой ситуации имеет характер следствия, то в Индии – наоборот: в существе своем женщина – это мать; именно в этом качестве она есть священное существо и живое выражение чистоты и нежности. Мысль, что «достоинство народа определяется достоинством его женщин», очень подходит к восточным цивилизациям.

В Иудее еврейский антифеминизм питался идеей, что женщина была извлечена из мужчины, она его и губит. В своих молитвах евреи-мужчины говорили «Благословен Ты, Адонаи, который не создал меня женщиной, рабом или язычником».

Только в христианстве женщина стала равной мужчине, была возвеличена. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы. В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала. При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым Она становится причастной к делу спасения и возрождения человечества. Церковь высоко почитает евангельских жен-мироносиц, а также многочисленные лики христианок, прославленных подвигами мученичества, исповедничества и праведности.

А как же слова апостола Павла? Обратимся к комментарию этого отрывка.

По апостолу Павлу, «муж есть глава жены» – главенство мужа означает скорее заботу и ответственность, нежели контроль и управление. Стих 24: «Жены повинуются своим мужьям» – такое подчинение – это не бездумное выполнение всех указаний, а благодарное принятие оказываемой заботы.

Главенство включает в себя большую степень инициативы и руководства, но главенство также означает принесение себя в жертву: любят своих жен, как Христос – Церковь – agapaw (агапао–греч.).

Интересно, что подчиняться upotassw (ипотассо–греч.), а не повиноваться – это значит отдавать себя всего кому-то. А любить (agapaw–греч.) – значит отдавать себя ради кого-то. Таким образом, «подчиняться» и «любить» оказываются двумя сторонами одной и той же медали, а именно – искренней самоотдачи, которая лежит в основе счастливого брака.

«Жена да убоится своего мужа» – здесь не рабский страх, боязнь наказания, а боязнь, как бы не оскорбить любимого человека каким–либо словом или поступком. В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Ефесянам, 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Коринфянам, 11:11-12).

Греческий глагол jobeisqomai (фобисфомэ–греч.) – бояться, также может иметь значения «уважать», «заботиться». Так, Платон говорит, что мы должны jobeisqomai to svma (фобисфомэ то сома) – уважать, чтить тело.

Апостол Павел предъявляет мужу очень высокие требования. Муж – глава жены, если он любит жертвенной любовью, отдавая всего себя и ничего не требуя взамен, тогда и жена с любовью подчиняется – отдает себя мужу.

А что происходит, если нарушается Богом установленный порядок? К чему приводит власть женщины в семье? Рассмотрим ситуацию, описанную современным практикующим семейным психологом Т.А. Флоренской:

 

В консультацию обратилась молодая женщина Л. Они с мужем глубоко любят друг друга. Но однажды он сказал ей: «Знаешь, что-то происходит неладное: я начинаю бояться тебя, как ребенок матери, которая может поставить в угол, у меня постоянное чувство тревоги, как у провинившегося школяра, будто я что-то не сделал или сделал не то и не так. Но чувство нашкодившего ребенка – это уже не чувство к любимой женщине». И она поняла: ей приходится распоряжаться по дому: «Сделай то, не так сделал, почему не сделал …» Это становится фоном их отношений, и в это она вкладывает немало отрицательных эмоций. Роль «прораба» делает ее властной, что совершенно чуждо ее натуре и непривлекательно для нее и для мужа. Мелочи жизни, быта вытесняют что-то очень важное в их отношениях (Флоренская Т. Мир дома твоего).

 

Флоренская советует: «власть убивает любовь женщины, и с «волей к власти» надо бороться, чтобы сохранить гармонию супружеских отношений – совет да любовь. Вместо распорядительного тона – советование, общее решение во имя любви. Здесь надо потрудиться, быть внимательной к себе. Иначе легко превратиться в «сварливую бабу». Ведь муж любит ее и всегда готов прийти на помощь – ему нужно только подсказать, порадоваться, что сделал, спросить, не нужно ли ей самой что-то сделать. И тогда жизнь будет не тревожно-напряженной беготней, а радостной и спокойной работой вдвоем» (Флоренская Т. «Мир дома твоего»).

Властная женщина видит в своем «муже-ребенке» собственность. У властной матери дети обычно пассивны, безвольны, внушаемы. Им трудно преодолевать невзгоды семейной жизни, а еще труднее противостоять внушениям матери, ее разрушающей воле. Да и зачем? Семейная жизнь, особенно после рождения ребенка, совсем не сладкая: бессонные ночи, неухоженность, недовольство жены, ссоры. А дома у матери – покой, забота, сытая, ухоженная жизнь. Любой скандал для оскорбленного главы семейства становится поводом и оправданием для развода. И тогда ни слезы, ни раскаяние жены не могут растопить ожесточившееся сердце, которым теперь владеет воля матери.

Какие можно сделать выводы?

1. Мужчина и женщина никогда не могут заменить один другого, они только дополняют друг друга, создавая вместе социальную гармонию. Объединяющим элементом является агапэ –  любовь.

2. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» Церковь «усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству…» Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе.

Созвучна этому высказыванию мысль физиолога П.И. Пирогова: «Женщина и с мужским образованием и даже в мужском платье, всегда должна оставаться женщиной и не пренебрегать развитием лучших дарований, свойственных женской природе».

3. Зависимость женщины от мужчины такая же, как мужчины от женщины (ап. Павел: «Ни жена без мужа, ни муж без жены»). Каждый из супругов – самый важный: каждый в своем, каждый по-своему. Ведь «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Кор., 11:11 – 12).

Но если мнения супругов на семейном совете разделятся – что будем делать? Похоже, принципы демократии тут не помогут: ни у кого не будет большинства голосов. Бесплодные споры и противостояния разрушают любовь и понапрасну истощают силы обоих супругов. Остается лишь прислушаться к голосу нашего Создателя: назначение и призвание мужа – быть первым в жертвенной самоотдаче, быть защитником, принимать решения и, конечно, отвечать за их результат.

Это сознание первенства в ответственности начинается с детства. Уже тогда мальчика надо готовить к отцовству, к тому, что он будет отвечать за жену, за детей, что ему предстоит поддерживать их и обеспечивать всем необходимым.

 

Вопросы и задание к теме 2

1. Раскройте основные функции семьи.

2. Докажите, что функции семьи взаимосвязаны и взаимодополняемы.

3. Нередко в печати высказывается точка зрения, согласно которой, в настоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Выскажите аргументированное мнение по этому поводу.

4. Согласны ли вы с позицией автора в изложенной теме «Главенство в семье»?

5. Проверьте с помощью теста: хорошая ли вы хозяйка? (Задание для девушек).

Конечно, это шуточная анкета. И все-таки, почему бы не проверить свои способности в ведении домашнего хозяйства?

1. Допустим, что у вас нет холодильника, телевизора, стиральной машины и нового пальто, а приобрести вы можете только одну из названных вещей. Что бы вы купили?

а) холодильник – 30 очков

б) телевизор – 5 очков

в) стиральную машину – 20 очков

г) пальто – 10 очков

                                                                                                     Да      Нет

2. Часто ли вы заглядываете в шкаф, чтобы навести там порядок?       20      10

3. Делаете ли вы дома еженедельную уборку в один и тот же день?         20      5

4. Когда приходят гости, возитесь ли вы еще на кухне?                            8         20

5. Хватает ли у вас смелости подать гостям подгоревший пирог?           10      20

6. Доставляет ли вам удовольствие обед, приготовленный вами?            15      6

7. Собираясь в магазин, составляете ли вы заранее список

необходимых покупок?                                                                               20      3    

8. Есть ли у вас свое фирменное блюдо?                                          15      8

9. Собираете ли вы кулинарные рецепты из журналов?                            12      6

10. Имеет ли каждый предмет в кухне свое постоянное место?             25      5

11. Считаете ли вы, что холодильник – самая необходимая вещь в

хозяйстве?                                                                                            4         16

12.Помогаете ли вы родителям по хозяйству?                                12      6

Теперь подсчитайте количество набранных очков. Вы узнаете, как в шутку характеризуют вас психологи.

До 155 очков. К сожалению, вы неважная хозяйка, не умеете дорожить своим временем.

156 – 185 очков. Вы трудолюбивы и организованны. Каждая вещь в доме у вас имеет свое место.

От 186 очков и выше. Ваш дом идеален. Вы постоянно что-то стираете, чистите или полируете. Но, увы…Женщина, которая видит в домашней работе единственную цель своей жизни, не заслуживает звание хорошей хозяйки

(Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив!)

 

Литература к теме 2

1. Балашов Н., прот. Комментарии к социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001.

2. Джон Р.У. Стотт. Послание к Ефесянам. – СПб., 1999.

3. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. – Минск, 1999.

4. Книга для медленного чтения. – М., 1994.

5. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Минск, 1987.

  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  2. Лопухин А.П. Толковая Библия. – СПб., 1903-1913. – Т. 3.

8. Мейендорф И., прот. Брак в Православии. – М., 1995.

  1. Основы социальной концепции РПЦ // ИБ ОВСЦ Московского Патриархата – 2000. – № 8.
  2. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив! – М., 1999.

11. Троицкий С. Христианская философия брака. – М., 1995.

  1. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М., 1999.
  2. Чередниченко В. Игры в любовь. – М., 1991.

14. Шапошников Е.А. 1000 + 1 совет семейного психотерапевта. – М., 1999.

  1. Энциклопедия молодой женщины. – Ташкент, 1992.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.039 с.)