Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственные устои русской семьи в древнерусской литературе
Дом вести – не лапти плести. Русская пословица Семья – одна из основных тем древнерусских литературных памятников. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями. Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Одно из ранних семейных наставлений, сохранившихся в русской литературе, – «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах ратовал за укрепление семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчиков трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное – в выработке умения разумно управлять своим домом: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, избегать суеты, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на слугу или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего». Как вершина мудрости древнерусского семейного строительства возникла в XVI веке книга «Домострой». Она написана с глубоким пониманием национальных семейных традиций древней Руси, с верой в Божественное значение семейного устройства. «…Быти во всяком христианском законе и во всякой чистой совести и правде, с верой творящее волю Божию и хранящее заповеди Его». «Домострой» наставлял хранить свою веру, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и, главное, – учил, как нести эти чувства в семью, как строить свой внутренний мир и семейный дом.
«Домострой» – это регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома. «Домострой» описывает идеал семейной жизни, который был создан древним русским обществом. Муж-хозяин обязан был принимать решения по всем вопросам домашней жизни, а жена-хозяйка – обеспечивать их практическое исполнение. Женщина поставлена здесь на видное место, но для нее в жизни нет приличных невинных удовольствий: домострой требует, чтобы она не имела и минуты свободной, которая может породить в ней желание удовольствия, или еще хуже – желание развлекать себя «хмелем» (вином). «Да всякий день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж. А коли гости зайдут, или сама где будет, сесть за столом – лучшее платье надеть, да всегда беречься жене хмельного: пьяный муж дурно, а жена пьяна и в миру не пригожа… Жене же тайком от мужа ни есть, ни пить, захоронков еды и питья втайне от мужа не держать; у подруг, у родни тайком от мужа и подарков никаких не просить, и самой не давать». В «Домострое» женщина – хозяйка дома, в иерархии семейных отношений занимает свое особое место. Права и обязанности хозяина и хозяйки строго распределены. «… Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению. …Сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья – всегда б и сама за делом сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала». Мужчина без жены не является социально полноправным членом общества, он остается при «отцовском» доме. Последнее слово в доме всегда за хозяином, но делом занимается хозяйка, так что многим из женщин были присущи и крепкое мужество, и непреложный разум – качества, безусловно, мужские. Мужчина должен быть строг, справедлив и честен, от женщины требовалась чистота и послушание; здесь в полной мере действует правило Владимира Мономаха: «Любите жену свою, но не давайте ей над собой власти. Если подарит кому-то Бог хорошую жену – дороже это камня драгоценного. Добрая жена радует мужа своего, хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога. Она благословенна Богом, так как исполняет заповедь Бога и хвалима от людей. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в мире. За жену хорошую мужу хвала и честь».
«За всем порядком в доме жена бы следила, да наставляла слуг и добром и лихом: не понимает слова – поколотить. А увидит муж, что у жены и слуг непорядок, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом: если она понимает – уважить ее, если же наставлению не следует и всего не исполняет, должен муж жену свою наказывать, вразумлять страхом наедине, а, наказав, простить, но при том ни мужу, ни жене на мужа не обижаться – жить всегда в любви и согласии». Что касается воспитания детей с помощью довольно суровых мер, то в этом «Домострой» не оригинален: вся средневековая педагогика построена была на телесных наказаниях. Дети рассматривались как полностью подчиненные своим родителям, ни о каком равноправии со взрослыми и речи быть не могло. До конца XVII в. жизнь несовершеннолетнего не признавалась равнозначной жизни взрослого, своего ребенка можно было и убить, особенно если он посягнул на жизнь или достоинство родителей; внебрачные дети вообще были вне какой-либо социальной защиты. «Наказывай детей в юности, и успокоят тебя в старости. И не жалей, младенца бия: если палкой накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, наказав его тело, душу избавишь от смерти… Любя же сына своего, учащай ему раны, и потом не нахвалишься им. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневят отца или досадят матери». «Домострой» включает в себя также и свадебный чин – ритуальное действие. Жених и невеста именовались новобрачные (церковное), молодые, князь и княгиня, независимо от социальной среды. В описании свадьбы, несомненно, языческие обычаи преобладают над христианскими, даже священник в застолье оттеснен на задний план. Все участники праздника имели золотые или ярко-красные одежды – как символ плодородия и богатства, но черно-белый цвет самих молодых символизировал их посвящение в многотрудную жизнь. На страницах «Домостроя» представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». Более поздняя русская литература также славила семейную добродетель как первейшее достоинство на жизненном пути. Вся классическая литература XIX века в лучших своих образцах отстаивает добрые начала православной русской семьи, те традиции и нравственные устои, которые утверждались еще «Домостроем».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.006 с.) |