Условия заключения брака (П. 1 ст. 12 СК рф) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия заключения брака (П. 1 ст. 12 СК рф)



 

 

 

Схема 3

Обстоятельства, препятствующие заключению брака (ст. 14 СК РФ)

 

 

Схема 4

Брачный возраст (ст. 13 СК РФ)

 



В декабре 1995 г. в России был введен в действие «Семейный кодекс РФ», основной принцип которого – приоритет семейного воспитания детей, защита их прав и интересов. Конституция Российской Федерации обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает правовые предпосылки для нормального развития и образования детей.

 

История брачного права

История объясняет нам, каким образом возникли гражданская и церковная формы брака. Как в Древнем Риме, так и в раннем христианстве выбор брачной формы был предоставлен самим будущим супругам. В Древнем Риме, как говорит Фюстель Куланж, всякая семья была «малой церковью и святым обществом».

В Риме всякое постоянное половое сожительство полноправных свободных мужчины и женщины рассматривалось как брак, а не конкубинат (сожительство). Для признания брака государством достаточно было сожительства в течение года, показания свидетелей о согласии сторон на брак или названии ими dominus (господин)  и domina (госпожа). На той же точке зрения стояло и византийское законодательство до конца IX века. Конституция императора Феодосия (V в.) говорит, что для действительности брака не нужны ни брачный дар, ни документ о приданом, ни какое-нибудь торжество, т.к. никакой закон не препятствует браку равноправных людей, который получает действительность путем их согласия и достоверности свидетелей.

В VI в. император Юстиниан требует, чтобы лица среднего сословия шли в церковь, но не для венчания, а только для составления документа о браке перед церковным адвокатом и 3-4 клириками, как свидетелями. В законодательном сборнике VIII века императоров Льва Исавра и Константина Копронима первый раз упоминается о церковном благословении как юридической форме заключения брака. Но здесь благословение не является официальной формой заключения брака, а лишь факультативной формой брака – когда, вследствие бедности супругов, составить документ нельзя, брак может быть заключен или через согласие родителей, или через церковное благословение, или свидетельство друзей. Так смотрела на форму брака и древняя христианская Церковь. Основной источник учения о браке – Библия – не говорит, что институт брака возник когда-то как установление государственное или церковное. Брак предшествует всем общественным и религиозным учреждениям. Он установлен самим Богом в раю. Бог приводит жену к Адаму, и Адам сам объявляет свой брак. Во всей Библии, как в Ветхом, так и Новом Завете, мы не найдем ни одного слова о какой-то обязательной форме брака, хотя и находим много предписаний обрядового характера. Отношение Церкви и государства к браку выражается не в его заключении, а лишь в его констатации. В его признании как уже существующего факта.

Некоторые христианские писатели – Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст – советовали звать на брак священников для молитв и благословения. Церковь рассматривала венчание как некоторую особенную привилегию, которую она давала только достойным как награду за нравственную чистоту до брака. Брачный венец был символом победы над страстью, и право на него имели только те лица, которые сохранили невинность до брака.

Церковь не только запрещала венчание второбрачным, но и сама предписывала им только гражданский брак. Церковная форма  брака получила обязательность в Византии не только без воли самой Церкви, но и вопреки этой воле. Византийские императоры, вступая во второй брак, требовали торжественного церковного венчания и заставляли венчать себя. Император Лев Мудрый был несчастен в семейной жизни. Он был влюблен в дочь одного чиновника, Стилиана, красавицу Зою Заутцу. Однако отец заставил его жениться на дочери уважаемого аристократа, Феофано, а Зою заставили выйти замуж за некоего Феодора. Брак не исцелил Льва от первой любви, он и после свадьбы поддерживал старые связи, за что строгий отец иногда поколачивал его. В 893 году умерла жена Льва и муж Зои, и разом исчезли все препятствия для их брака, кроме одного: Лев был вдовцом, Зоя – вдовой, а Церковь не дозволяла венчания второбрачных. И Лев, с целью устранить это препятствие, издал 89 новеллу, которая говорит, что брак может быть заключен исключительно посредством венчания. Несмотря на эту новеллу, патриарх Евфимий не разрешил царю венчаться, но царь сослал его, а в конце следующего года некий священник Синап повенчал царя. Таким образом, церковная форма брака получила обязательность в Византии с санкции императоров-второженцев. С течением времени Восточная церковь приняла принцип обязательного церковного венчания. Конечно, Церковь, которая рекомендовала своим чадам постоянную молитву, тем более должна была рекомендовать молитву и священный обряд для такого важнейшего момента в жизни, как брак. Западная церковь сохранила древнюю традицию, что брак заключают сами стороны, дозволяя факультативную форму брака, то есть как церковную, так и гражданскую. Отсюда в христианском мире существует удивительное разнообразие в решении вопроса о форме брака.

В России церковная форма брака не имеет никакого значения для государства, а признается только гражданский брак. Обязательный гражданский брак существует в большинстве стран: во Франции, Голландии, Бельгии, Германии, Швейцарии и т.д. В Болгарии только церковная форма брака имеет юридическое значение. Также обязателен церковный брак в Польше, Австрии, Дании, Финляндии, Норвегии, Перу. В Чехии гражданская и церковная формы брака имеют одинаковое значение для государства. Говоря юридическим языком, в Чехии существует факультативная форма брака.

На территории бывшей Югославии в разных областях существуют и разные законы о форме брака (на территории бывшего королевства Сербии – обязательна церковная форма брака, в Воеводине – гражданская форма, а в Далмации – для одних граждан (членов признанных государством исповеданий) обязательна церковная форма, а для других (мусульман и членов непризнанных исповеданий) – обязательна гражданская форма.

В некоторых странах к гражданской форме брака прибегают тогда, когда церковная недопустима по церковным законам (Австрия, Испания и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.005 с.)