МДК.02.01 Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста Федорова Е.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДК.02.01 Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста Федорова Е.А.



Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем в часах

1

2

3

Раздел 1. Проектирование и реализация процесса организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста

указывается количество часов на изучение раздела в целом включая темы МДК, практики и самостоятельную работу, курсовое проектирование по разделу

МДК.02.01 Психолого-педагогические основы организации общения детей раннего и дошкольного возраста Федорова Е.А.

указывается количество часов на изучение тем МДК

Тема 1. Психолого-педагогические основы общения детей раннего и дошкольного возраста

Содержание:

указывается количество часов на изучение темы

1.

Понятие общения. Виды общения и его основные свойства. Функции общения

2.

Общение и деятельность

3.

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

4.

Роль общения в развитии навыков коммуникативного поведения, познавательной сферы и личностных качеств ребенка

 

Тема 2. Общение как ведущая потребность ребенка раннего и дошкольного возраста

Содержание:

количество часов на данное занятие

1.

Потребность в общении. Виды потребности в общении

2.

Общение ребенка с взрослым

3.

Общение ребенка со сверстниками

4.

Особенности формирования потребности в общении со взрослыми и сверстниками в младенческом и раннем возрасте.

Тема 3. Развитие общения ребенка с взрослым и сверстниками в процессе разнообразной деятельности

Содержание:

1.

Формы общения дошкольников со сверстниками (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая).

2.

Мотивы общения дошкольников со сверстниками (деловой, личностный, познавательный)

3.

Особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте (разнообразие коммуникативных действий, эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий)

4.

Психолого-педагогические условия организации общения детей в дошкольном возрасте

5.

Игра – основное средство развития общения детей раннего и дошкольного возраста.

6.

Психолого-педагогическое сопровождение игры детей 3-4 лет (младшая группа) и 4-5 лет (средняя группа)

7.

Психолого-педагогическое сопровождение игры детей 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа)

8.

Этапы становления элементов общения в сюжетной игре ( стремление ребенка приблизиться к другому ребенку, играть рядом с ним, желание уступить часть места, занятого для своей игры; активный поиск повода для совместной деятельности, для установления отношений; обмен игрушками, помощь друг другу).

9.

Сущность и своеобразие общения в трудовой деятельности дошкольников

10

Сущность и своеобразие общения в познавательной деятельности дошкольников

11

Внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностные формы общения детей дошкольного возраста.

12

Познавательное общение со сверстниками. Детские вопросы как показатель познавательного развития.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

1

Анализ конспектов занятий по организации различных форм общения детей дошкольного возраста

2.

Моделирование ситуации организации общения детей дошкольного возраста в трудовой деятельности

3.

Моделирование ситуации организации общения детей дошкольного возраста в предметно-практической деятельности.

4.

Составление конспекта занятия по формированию культуры общения (этикета) в повседневной жизни.

5.

Разработка конспекта занятия по формированию культуры общения «Урок вежливости» с детьми старшего до школьного возраста

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1.

Характеристика игры как ведущей деятельности дошкольников

2.

Цели и задачи формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста

3.

Специфика игровой деятельности детей дошкольного возраста

4.

Классификация детских игр.

Тема Содержание и способы организации и проведения различных видов игр детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

количество часов на данное занятие

1.

Характеристика всех видов игр детей раннего и дошкольного возраста (режиссерских, сюжетно-ролевых, театрализованных, игр со строительным материалом, дидактических, подвижных игр)

2.

Сущность, содержание, предпосылки развития различных видов игр детей раннего и дошкольного возраста

Практическое занятие:

1.

Разработка конспекта организации и проведения различных видов игр для одной из возрастных группс использованием ИКТ и SMART оборудования

Тема  Содержание и способы организации самостоятельной игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Содержание

1.

Свобода и самостоятельность в игре

2.

Создание предметно-игровой среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3.

Методы, приемы и способы стимулирования на самостоятельную игровую деятельность детей

 

Практическое занятие:

1.

Анализ методов, приемов и способов стимулирования на самостоятельную игровую деятельность детей

Тема  Руководство различными видами игр в разных возрастных группах

Содержание

1.

Этапы и методика руководства играми в разных возрастных группах

2.

Прямые и косвенные приемы и средства руководства различными видами игр

3.

Содержание использования прямых и косвенных приемов и средств руководства различными видами игр

 

Практическое занятие:

1.

Анализ организации и руководства различных видов игр детей в разных возрастных группах на основе видеоматериалов. Определение содержания, возможности использования прямых и косвенных приемов и средств руководства игрой.

МДК.02.03 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковАфанасьева Т.П.

указывается количество часов на изучение тем МДК

Содержание

 

 1. Понятие «труд», «трудовая деятельность», «трудовые умения», «трудовые навыки», «трудовое воспитание».

указывается количество часов на изучение темы

2. Вклад педагогов прошлого и современности в разработку проблем трудового воспитания дошкольников

3. Сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников

4. Компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, трудовые действия, планирование, оценка, результат

Тема. Содержание программных

Задач по трудовому

Воспитанию дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Цель трудового воспитания дошкольников

2. Задачи трудового воспитания, их характеристика в контексте содержания различных

образовательных программ для дошкольных образовательных организаций

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

1. Характеристика задач трудового воспитания дошкольников в контексте содержания различных образовательных программ для дошкольных образовательных организаций

2. Анализ основных целей и задач трудового воспитания в конкретной образовательной программе в зависимости от разных возрастных групп

 

Тема. Содержание трудовой деятельности дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Вида труда дошкольников. Содержание и организация труда по самообслуживанию в разных возрастных группах

2. Содержание и организация хозяйственно-бытового труда в разных возрастных группах

3. Содержание и организация труда в природе в разных возрастных группах

4. Содержание и организация ручного труда в разных возрастных группах

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

Составление и анализ конспектов по организации различных видов трудовой деятельности дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Формы организации трудовой деятельности дошкольников (трудовые поручения, дежурства, коллективный труд)

2. Организация коллективной трудовой деятельности. Способы объединения детей в труде (труд рядом, общий труд, совместный труд)       

3. Методы и приемы руководства трудовой деятельностью дошкольников (распределение работы, совет, разъяснения по подготовке рабочего места и подбору необходимого оборудования, соблюдение последовательности трудовых операций, совместное выполнение дела, организация помощи со стороны товарищей)

4. Методика руководства трудовыми поручениями, дежурствами детей в разных возрастных группах                    

5. Методика руководства общим, совместным, коллективным трудом детей в разных возрастных группах

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

1. Анализ содержания дежурства (по столовой, по уголку природу, по подготовке к занятиям)

2. Составление и анализ конспектов по организации дежурства дошкольников в разных возрастных группах

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Особенности диагностики результатов трудовой деятельности дошкольников. Характеристика диагностических методик.  

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

1. Подбор диагностических методик для определения уровня сформированности трудовой деятельности дошкольников и составление конспектов проведения диагностики

2. Анализ полученных результатов, показателей сформированности трудовой деятельности дошкольников, критерии оценки

Тема. Планирование

Трудовой деятельности

Дошкольников

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Требования к структуре, содержанию и оформлению документации по планированию трудовой деятельности дошкольников.  

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

Разработка перспективного и календарно-тематического плана по организации трудовой деятельности для конкретной возрастной группы на один день, неделю, месяц

Тема. Воспитание

Дошкольников в труде

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. Условия воспитания дошкольников в труде. Эмоционально-положительная атмосфера,

организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию, учет нагрузки, индивидуальных интересов.

2. Средства трудового воспитания: собственная трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых, художественные средства – пословицы и поговорки, чтение художественных произведений, произведения изобразительного искусства. Труд как средство гармоничного развития.

Практическое занятие:

количество часов на данное занятие

Средства трудового воспитания дошкольников

 МДК.02.04 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Быковская А.П.

указывается количество часов на изучение тем МДК

Содержание

указывается количество часов на изучение темы

1. факторы, определяющие своеобразие детской продуктивной деятельности

2. виды продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

3.психологические основы и этапы развития продуктивной деятельности;

4. формы организации продуктивной деятельности в ДОО

Практическое занятие:

1.Определение и структурный анализ детской продуктивной деятельности, на основе характеристики её своеобразия в разные возрастные периоды (по предлагаемой форме).

количество часов на данное занятие

Тема 1.2. Содержание продуктивной деятельности дошкольников в современных

образовательных программах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Содержание

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

2. Содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного

образования и воспитания по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Практическое занятие:

1.Анализ содержания современных образовательных программ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

 

Содержание

 

1. Виды и жанры изобразительного искусства

2.Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка

3.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах

Практическое занятие:

1.Составление опорных конспектов по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства с учетом основной образовательной программы и возрастной группы ДОО.

 

Содержание

 

1.Виды рисования в ДОО

2.Задачи и содержание обучения рисованию в разных возрастных группах ДОО

3.Цель, задачи, содержание и методика организации обучения рисованию в разных возрастных группах ДОО

4.Методические требования к показу приёмов рисования в зависимости от возраста детей

5. Основы изобразительной грамоты

Практическое занятие:

1.Анализ задач и содержания обучения рисованию в разных возрастных группах ДОО.

2. Составление опорных конспектов организованной образовательной деятельности по рисованию для разных возрастных групп ДОО.

3.Отработка методики показа приёмов рисования по программе разных возрастных групп ДОО.

4. Выполнение вариативных образцов по рисованию по программе разных возрастных групп ДОО.

Содержание

 

1. Специфика, виды, способы и приемы лепки в ДОО

2. Цель, задачи, содержание и методика организации обучения лепке в разных возрастных группах ДОО

3. Последовательность усложнения программных задач и содержания обучения лепке в зависимости от возраста детей

4. Методические требования к показу способов и приёмов лепки в зависимости от возраста детей

Практическое занятие:

 

1. Анализ задач и содержания обучения лепке в разных возрастных группах ДОО.

2.Составление опорных конспектов организованной образовательной деятельности по лепке для разных возрастных групп ДОО.

3.Отработка методики показа способов и приёмов лепки по программе разных возрастных групп ДОО.

4.Лепка предметов и игрушек конструктивным, пластическим и комбинированным способами по программе разных возрастных групп ДОО.

Содержание

 

1.Специфика и виды аппликации в ДОО

2. Цель, задачи, содержание и методика организации обучения аппликации в разных возрастных группах ДОО

3. Последовательность усложнения программных задач и содержания обучения аппликации в зависимости от возраста детей

4.Методические требования к организации обследования предметов и показу аппликационных приёмов в зависимости от возраста детей;

5.Методические требования к наглядным образцам

Практическое занятие:

 

1. Анализ задач и содержания обучения аппликации в разных возрастных группах ДОО

2. Составление опорных конспектов организованной образовательной деятельности по аппликации для разных возрастных групп ДОО

3.Отработка методики обследования предметов с учетом различной техники вырезывания из бумаги и показа аппликационных приёмов по программе разных возрастных групп ДОО

4.Выполнение вариативных образцов по аппликации по программе разных возрастных групп ДОО

Содержание

 

1.Виды конструирования в ДОО

2.Формы организации конструктивно-модельной деятельности в ДОО

3.Задачи, содержание и методика организации конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах ДОО

4.Методические требования к организации обследования построек, поделок и показу способов конструирования в зависимости от возраста детей

5.Этапы создания построек и поделок; -техника безопасности при конструировании из различных материалов

Практическое занятие:

 

1. Анализ задач и содержания обучения конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах ДОО

2. Составление опорных конспектов совместной конструктивно-модельной деятельности для разных возрастных групп ДОО

3. Отработка методики обследования построек, поделок и поэтапного показа способов конструирования по программе разных возрастных групп ДОО

4.Создание и анализ построек из деталей строительного материала и конструкторов- LEGO, поделок из бумаги, картона и природного материала

Содержание

 

1.Критерии и показатели развития изобразительных умений  и творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста в продуктивной деятельности

2.Методики диагностики развития изобразительных умений  и творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Практическое занятие:

 

1. Подбор диагностических методик для определения уровня развития изобразительных умений и творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста

 

Тема 1.9. Планирование продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание

 

1.Требования к структуре, содержанию и оформлению документации, обеспечивающей организацию разных видов продуктивной деятельности детей

раннего и дошкольного возраста

 

Практическое занятие:

 

1.Разработка перспективного и календарно-тематического плана по продуктивной деятельности для конкретной возрастной группы на один день, неделю, месяц

 

Содержание

 

1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде, позволяющей

обеспечить разные виды продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного

возраста

2.Правила СанПин и техники безопасности при организации продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Практическое занятие:

 

1.Разработка и защита модели предметно-развивающей среды по разным видам продуктивной деятельности в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН

 

Содержание

 

1.Виды природного материала

2.Способы заготовки, обработки, хранения природного материала

3.Инструменты, используемые в работе с природным материалом

4.Технология художественной обработки природного материала

5.Техника безопасности при обработке природного материала

Практическое занятие:

 

1.Создание декоративных композиций из природного материала

2. Изготовление объёмных поделок из природного материала

Содержание

 

1.Виды бумаги

2.Инструменты, используемые в работе с бумагой и картоном

3.Технология художественной обработки бумаги и картона

4.Техника безопасности при обработке бумаги и картона

Практическое занятие:

 

1.Создание декоративной композиции в технике аппликации

2.Конструирование из бумаги персонажей к сказкам способом оригами

3.Конструирование объемных поделок из бумаги и картона (мебели, транспорта)

4. Конструирование игрушек конической, цилиндрической  формы.

5.Изготовление игрушек из бумаги и картона с подвижными деталями.

Содержание

 

1.Разновидности бросового материала

2.Инструменты, используемые в работе с бросовым материалом

3.Технология художественной обработки бросового материала

4.Техника безопасности при обработке бросового материала

Практическое занятие:

 

1.Создание поделок, игрушек из бросового материала.

 

Содержание

 

1.Виды ткани

2.Инструменты, используемые в работе с тканью

3.Технология художественной обработки ткани

4.Техника безопасности при обработке ткани

Практическое занятие:

 

1.Выполнение аппликационной композиции из ткани разной фактуры

2.Освоение различных видов ручных швов;

3.Шитьё простейших изделий (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница по выбору студента)

4.Изготовление игрушек из ниток и ткани

Тема Техника рисунка

Содержание

 

1.Виды рисунка

2.Основы композиции

3.Материалы и инструменты для рисования

4.Изобразительные и выразительные средства рисунка.

 

5.Постановка руки, посадка, положение листа на доске.

 

6.Сведения о цвете: цвета спектра; хроматические и ахроматические цвета; Теплые и холодные тона.

 

7.Техника работы акварелью и гуашью.

 

Практическое занятие:

 

1.Выполнение упражнений в рисовании (изобразительная техника, материалы и инструменты по предложению преподавателя).

2.Выполнение несложной композиции (изобразительная техника, материалы и инструменты по выбору студента).

Тема Декоративное рисование

Содержание

 

1.Требования к декоративному оформлению предметов

2.Формы и мотивы народного орнамента

3.Особенности народных художественных промыслов

Практическое занятие:

 

1.Создание декоративных композиций по мотивам народных художественных промыслов (дымковский, городецкий, жостовский, гжельский, филимоновский, полхов-майданский, мезенский).

 

Содержание

 

1.Понятие о форме, пропорциях, строении, конструкции предмета

2.Последовательность линейного и объемного изображения

3.Метод визирования – метод определения основных пропорций предмета.

4.Линейная и воздушная перспектива

Практическое занятие:

 

1.Рисование с натуры предмета объёмной формы (предложению преподавателя).

2.Выполнение с натуры рисунка игрушки, дерева, транспорта, дома

Содержание

 

1.Контрастные и сближенные цветовые отношения в натюрморте

2.Передача пространства в натюрморте средствами цвета

Практическое занятие:

 

1.Выполнение линейного подготовительного рисунка натюрморта

2.Выполнение натюрморта в цвете из двух-трёх предметов (фрукты, овощи, посуда) на фоне не ярких драпировок

Содержание

 

1.Анализ модели с точки зрения передачи движения, формы, пропорций

2.Последовательность построения рисунка птиц и животных

Практическое занятие:

 

1.Выполнение светотеневых рисунков птиц. Рисование снегиря, петуха, гуся, утки (по выбору)

2.Выполнение светотеневых рисунков животных. Рисование зайца, белки, лисы, медведя, жирафа, слона, бегемота (по выбору)

Тема Рисование человека

Содержание

 

1.Этапы построения фигуры человека на плоскости.

2.Передача пропорций, характера движения.

3.Линейное и светотеневое решение.

Практическое занятие:

 

1.Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статике карандашом

2.Выполнение набросков с натуры фигуры человека в несложном движении карандашом

Тема Лепка

Содержание

 

1.Материалы для лепки

 

2.Обработка и оформление готовых изделий

 

3.Последовательность построения в объеме птиц, животных и фигуры человека

 

Практическое занятие:

 

1.Лепка керамических изделий

 

2.Лепка птиц и животных

 

3.Лепка фигуры человека.

 

Содержание

1. Значение, задачи музыкального воспитания.

2. Музыкальные способности детей дошкольного возраста. Особенности развития способностей в музыкальной деятельности.

3. Возрастные уровни музыкального развития детей. Требования к музыкальной подготовке на разных этапах дошкольного возраста.

4. Виды и формы музыкальной деятельности

5. Методы и приемы музыкального воспитания.

6. Использование элементов проблемного метода при организации музыкальных видов деятельности.

7. Музыкальные жанры. Характеристика детского музыкального репертуара

Содержание

1. Нотная запись, длительности, ключи, такты.

2. Размеры.

3. Лады, тональности, альтерация звуков.

4. Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр.

Практические занятия

5. Группировка длительностей в разных размерах. Определение тактов мелодии.

Выработка чтения нотного текста.

6. Определение использованных средств музыкальной выразительности в прослушанном музыкальном произведении.

Содержание

1. Восприятие – ведущий вид музыкальной деятельности.

Развитие у детей музыкального восприятия. Задачи, методы и приемы развития музыкального восприятия.

2. Особенности построения беседы по слушанию музыки. Алгоритм слушания музыки.

Практические занятия:

3. Составление конспекта беседы по слушанию музыки в разных возрастных группах.

4. Проведение беседы по слушанию музыки в модельной ситуации.

Содержание

5. Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольников.

6. Значение, виды музыкально-дидактических игр.

Практические занятия:

7. Составление конспекта проведения музыкально-дидактической игры в разных возрастных группах.

8. Проведение музыкально-дидактической игры в модельной ситуации.

Содержание

9. Пение – вид исполнительской деятельности дошкольников. Физиологические особенности певческого голоса дошкольника.

10. Охрана детского голоса. Требования к подбору репертуара.

11. Обучение пению детей дошкольного возраста. Содержание вокально-хорового воспитания.

12. Этапы обучения пению. Алгоритм разучивания песни.

Практические занятия:

13. Разработка конспекта разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

14. Проведение разучивания песни с детьми в разных возрастных группах в модельной ситуации.

Содержание

15. Ритмика как один из видов детского исполнительства. Цель и задачи ритмики.

Виды ритмики.                                                                                                                           

16. Особенности музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей в разных возрастных группах.

17. Обучение музыкально-ритмическим движениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.338 с.)