Работа 8. Исследование особенностей мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 8. Исследование особенностей мышления



Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. С помощью мышления познаются содержание, значение и смысл воспринимаемого, а также внутренние, скрытые для непосредственного чувственного познания особенности предметов и явлений. С помощью мышления человек может познавать не только настоящее, но и будущее и прошедшее, строить гипотезы, а также обобщать путем формирования понятий. Двумя основными формами мышления являются вербально-логическое и образное мышление. Структурные предпосылки мышления считают связанными с корой больших полушарий головного мозга, преимущественно с ее ассоциативными областями.

Цель работы: исследовать особенности вербально-логического и образного мышления.

Ход работы

Испытуемому дается следующая инструкция: "Сейчас Вам будут предложены задания, предназначенные для того, чтобы выявить Ваше умение рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное, а также выявить Ваши навыки пространственного воображения. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого будет даваться описание этого типа заданий и на примерах объясняться способ решения. Время выполнения каждого набора заданий ограничено".

I. Исследование вербально-логического мышления

Тест 1. Осведомленность

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Необходимо из пяти приведенных ниже слов выбрать то, которое правильно дополняет данное предложение. Выбрать можно только одно слово. Время выполнения теста – 4 мин.

Пример:

Одинаковыми по смыслу являются слова биография и …

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.

Правильным ответом является вариант в).

Стимульный материал:

1. Начальные буквы имени и отчества называются …

а) псевдоним, б) шифр, в) вензель, г) герб, д) инициалы.

2. Система взглядов на природу и общество есть …

а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.

3. Гуманный – это …

а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) небрежный.

4. Наука о выведении лучших пород животных и новых сортов растений называется …

а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.

5. Краткое изложение содержания книги, лекции – это …

а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

6. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и …

а) анархизм, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.

7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности – это …

а) резолюция, б) постановление, в) традиция, г) кодекс, д) проект.

8. Противоположностью понятия лицемерный будет …

а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.

9. Если спор заканчивается взаимными уступками, то говорят о …

а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.

10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это …

а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.

Тест 2. Синонимы

К слову, которое стоит в начале каждой строки, нужно подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово-синоним. Выбрать можно только одно слово. Время выполнения теста – 2 мин.

Пример:

Век – а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс.

Правильным ответом является вариант б).

Стимульный материал:

1. Прогрессивный – а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.

2. Аннулирование – а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.

3. Идеал – а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.

4. Аргумент – а) довод, б) согласие, в) спор, г) фраза.

5. Миф – а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.

6. Аморальный – а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.

7. Анализ – а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.

8. Эталон – а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.

9. Сферический – а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г) объемный.

10. Социальный – а) принятый, б) сводный, в) запланированный, г) общественный.

Тест 3. Анализ отношений

В каждом задании предлагаются пары слов. Между словами в первой паре существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Задача состоит в нахождении из предлагаемых на выбор такого слова, которое составило бы вторую пару. Выбрать можно только одно слово. Время выполнения теста – 4 мин.

Пример:

хлеб – пекарь

дом – а) вагон, б) строитель, в) дверь, г) жильцы, д) слесарь

Правильным ответом является вариант б).

Стимульный материал:

1. глагол – спрягать

существительное - а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д)     писать

2. фигура – треугольник

состояние вещества - а) жидкость, б) движение, в) температура, г) вода, д) молекула

3. тепло – жизнедеятельность

кислород - а) газ, б) вода, в) растение, г) развитие, д) дыхание

4. роза – цветок

капиталисты - а) деньги, б) рабочие, в) буржуа, г) класс, д) фабрика

5. холодно – горячо

движение - а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух, д) взаимодействие

6. слагаемое – сумма

сомножители - а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) число

7. растение – стебель

клетка - а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление

8. молния – свет

явление тяготения - а) камень, б) движение, в) сила тяжести, г) вес, д) Земля

9. стихотворение – поэзия

рассказ - а) книга, б) писатель, в) повесть, г) предложение, д) проза

10. север – юг

осадки - а) пустыня, б) полюс, в) дождь, г) засуха, д) климат

Тест 4. Классификации

В каждом задании предлагается пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Задача состоит в нахождении логически не соответствующего ряду слова. Выбрать можно только одно слово. Время выполнения теста – 3 мин.

Пример:

а) кофе, б) сок, в) яблоко, г) чай, д) молоко

Правильным ответом является вариант в).

Стимульный материал:

1. а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень

2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник

3. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс

4. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть

5. а) феодал, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник

6. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг

7. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка, д) эпилог

8. а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество, д) художественное ремесло

9. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр

10. а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказка, д) иносказание

Тест 5. Логичность

В каждом задании предъявляются два связанных между собой суждения и вывод – умозаключение. В некоторых заданиях умозаключения даны логично, а в некоторых – ложно. Необходимо определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Правильные выводы следует отметить "+", а неправильные "-". Время выполнения теста – 4 мин.

Пример:

1. Все металлы проводят электричество. Золото – металл. Следовательно, золото проводит электричество.

 Вывод сделан правильно.

2. Золото блестит. Золото – металл. Следовательно, все металлы блестят.

 Вывод сделан неправильно.

Стимульный материал:

1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

2. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

3. Коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

4. Все студенты ВУЗов изучают историю отечества. Николаев – студент ВУЗа. Следовательно, Николаев изучает историю отечества.

5. Когда идет дождь, крыши всех домов мокрые. Крыша этого дома мокрая. Следовательно, идет дождь.

6. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов – спортсмен. Следовательно, Иванов – профессионал.

7. Некоторые студенты консерваторий выступают с концертом в филармонии. Сергеева выступает с концертом в филармонии. Следовательно, Сергеева – студентка консерватории.

8. Некоторые фермеры выращивают хлеб. Сидоров не выращивает хлеб. Следовательно, Сидоров не является фермером.

9. Большинство преподавателей ВУЗов – кандидаты наук. Иванова – кандидат наук. Следовательно, Иванова – преподаватель ВУЗа.

10. Некоторые ученики – отличники. Пятеркин – отличник. Следовательно, Пятеркин – ученик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.013 с.)