Тест 2. Черно-красные таблицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест 2. Черно-красные таблицы



Стимульный материал представляет собой 49-ти клеточную таблицу. В клетках таблицы в произвольном порядке расположены числа черного и красного цветов. Каждому числу соответствует определенная буква того же цвета (табл. 15). Испытуемый должен находить в предложенной ему таблице черные числа в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные числа в убывающем порядке от 24 до 1, при этом на листе ответов записывая в две колонки только буквы, им соответствующие. Необходимо отыскивать одно черное число, затем красное число и так далее, то есть все время чередовать числа черного и красного цвета. Время выполнения теста – 5 мин.

Таблица 15

Стимульный материал к тесту "Чёрно-красные таблицы"

9 - т 15 - п 9 - м 12 - м 16 - е 3 - и 10 - в
24 - в 23 - ф 1 - к 19 - а 15 - л 8 - г 17 - а
18 - т 14 - ф 13 - ш 6 - с 2 - л 10 - е 25 - ч
11 - к 2 - г 24 - ч 23 - ч 5 - ш 12 - б 21 - н
20 - б 17 - р 11 - р 22 - д 19 - т 3 - с 13 - ж
7 - х 16 - х 6 - ж 22 - п 14 - ц 8 - ц 4 - з
7 - э 1 - о 20 - н 4 - д 5 - и 18 - о 21 - у

 

Оценка произвольного внимания производится по количеству правильно расставленных чисел по табл. 16.

Таблица 16

Оценка результатов теста "Чёрно-красные таблицы"

Баллы 2 3 4 5
Количество правильно расставленных чисел 24 и менее 25-32 33-38 39 и более

 

Тест 3. Перепутанные линии

Стимульный материал представляет собой стандартный бланк, на котором имеется 25 извилистых линий, пронумерованных слева и справа (рис. 2). Необходимо взглядом, без помощи карандаша проследить путь каждой линии слева направо и определить, у какого номера на правой стороне она оканчивается. Время выполнения задания - 10 мин.

На основании полученных данных оценивается точность выполнения задания и уровень переключаемости внимания.

Работа 6. Влияние обонятельного сенсорного притока на умственную

 работоспособность

Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов (физиологических, психических, физических), одновременно воздействующих на организм и взаимообусловливающих друг друга.

Одним из таких факторов, который может использоваться целенаправленно, является обонятельный сенсорный приток. Запахи способны изменить возбудимость нервной системы, амплитуду биопотенциалов мозга, усилить их пространственную синхронизацию. Некоторые обонятельные раздражители оказывают успокаивающее действие, снимают напряжение, другие действуют возбуждающе, повышают работоспособность и продуктивность умственного труда. Так, запах лаванды воздействует успокаивающе, а запах лимона, напротив, возбуждает и повышает эффективность выполняемой работы.

Цель работы: изучить влияние природных ароматических веществ на показатели умственной работоспособности.

Для работы необходимы: буквенные таблицы Анфимова, таблицы с кольцами Ландольта, секундомер, лимон, эфирное масло лаванды.

Ход работы

Стимульным материалом являются буквенные таблицы Анфимова (рис. 3) и таблицы с кольцами Ландольта (рис. 4). Таблицы Анфимова помогают изучить особенности умственной работоспособности при действии однообразных раздражителей - букв. Относительно различное количество одноименных букв в строках исключает возможность запоминания и требует большой сосредоточенности. Таблицы Ландольта содержат 660 колец, расположенных случайно (22 ряда по 30 колец в каждом). Каждое кольцо имеет разрыв в одном из восьми направлений, соответствующих определенному времени на циферблате часов (1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11).

По сигналу экспериментатора испытуемому необходимо просматривать строки таблицы слева направо и вычеркивать заданную букву или кольцо с определенным разрывом. Выполнять задание следует по возможности быстро и точно. Работать нужно внимательно, не пропуская нужных знаков, не зачеркивая лишних знаков, не пропуская строк. По команде "стоп" следует отметить место окончания работы. Время работы с таблицей Анфимова составляет 4 мин, а с таблицей Ландольта - 5 мин.

При обработке данных, полученных в результате работы с таблицей Анфимова, определяются следующие показатели умственной работоспособности.

Коэффициент точности (А) рассчитывается по формуле:

А=К:L, усл. ед.,

где К - количество вычеркнутых букв, L - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном объеме.

Коэффициент продуктивности (Р) рассчитывается по формуле:

Р=А×М, усл. ед.,

где М - общее количество просмотренных букв.

При оценке работы с таблицей Ландольта определяются следующие показатели умственной работоспособности.

Объем переработанной зрительной информации (Q) рассчитывается по формуле:

Q=0,5936×N, бит,

где 0,5936 - средний объем информации, приходящейся на один знак, N - общее количество просмотренных колец.

Скорость переработки зрительной информации (S) рассчитывается по формуле:

S=(Q-2,807×n):Т, бит/с,

где 2,807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак, n - количество пропущенных колец в просмотренном объеме, Т - время выполнения задания, с (Т=5 мин=300 с).

После оценки умственной работоспособности испытуемого в исходном состоянии исследуйте влияние сначала запаха лимона, а затем (через 30 мин) запаха лаванды на ее качественные и количественные показатели. Время вдыхания запаха каждого ароматического вещества - 3 мин.

Данные расчетов для каждого этапа исследования внесите в таблицу (табл. 17) и сделайте вывод о роли активации обонятельной сенсорной системы с помощью природных ароматических веществ в эффективности выполнения умственной работы.

Работа 7. Определение хронотипа человека

 

Регулярные, периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности

Таблица 17

Влияние природных ароматических веществ на качественные и количественные

показатели умственной работоспособности

Этапы исследования А, усл. ед. Р, усл. ед. Q, бит S, бит/c
Исходное состояние        
После воздействия запаха лимона        
После воздействия запаха лаванды        

 

биологических процессов и явлений, наблюдающиеся на всех уровнях организации живой материи – от внутриклеточного до популяционного, называются биологическими ритмами. В основе их лежат воздействия внешних и внутренних циклических факторов: геофизических факторов окружающей среды (смена дня и ночи, изменения температуры, влажности, атмосферного давления, напряженности электрических и магнитных полей, интенсивности космических излучений, солнечно-лунных влияний) и нейрогуморальных процессов, протекающих в определенном, наследственно закрепленном темпе и ритме.

Хронотип человека – устойчивая индивидуальная временная периодизация психофизиологического состояния человека, в частности работоспособности, в течение суток. Показано, что у людей в течение суток наступают два пика работоспособности: с 8 до 12 часов и с 17 до 19 часов. Человек наиболее пассивен с 2 до 5 часов и с 13 до 15 часов. Есть люди, наиболее работоспособные вечером ("совы"), люди, работоспособные рано утром ("жаворонки") и люди с невыраженной периодизацией суточной активности ("голуби").

Цель работы: определить хронотип, оценить параметры суточного биологического ритма для выбора рационального режима труда и отдыха.

Для работы необходимы: бланки опросников.

Ход работы

Тест 1. Хронотип человека

Испытуемому необходимо внимательно ознакомиться с вопросами анкеты и выбрать наиболее подходящий на каждый из них ответ.

Бланк опросника

1. Трудно ли вам вставать утром?

Да, почти всегда……….……………………………………………………………….. 3

Иногда.………………………….………………………………………………………. 2    

Редко….………………………………………………………………………………… 1

Очень редко.……………………………………………………………………………. 0

2. В какое время вы предпочли бы ложиться спать?

После 1 часа ночи……………………………………………………………………… 3

С 23 до 1 часа ночи.……………………………………………………………………. 2

После 22 часов……….………………………………………………………………… 1

До 22 часов………….………………………………………………………………….. 0

3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе?

Плотный..……………………………………………………………………………….. 3

Менее плотный…….……………..……………………………………………….…… 2

Вареное яйцо или бутерброд…….……………………………………………………. 1

Достаточно чаю или кофе….………………………………………………………….. 0

4. Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят?

В первой половине дня………..……………………………………………………….. 0

Во второй половине дня………..……………………………………………………… 2

5. От чего вам легче отказаться?

От утреннего чая или кофе…………….……………………………………………… 2

От вечернего чая……….………………………………………………………………. 0

6. Легко ли вам переменить свои привычки, связанные с едой?

Очень легко…….………………………………………………………………………. 0

Достаточно легко…….………………………………………………………………… 1

Трудно..…………………………………………………………………………………. 2

Не меняю…….…………………………………………………………………………. 3

7. Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать?

Более чем на 2 часа…….………………………………………………………………. 3

На 1-2 часа……………………………………………………………………………… 2

Менее чем на 1 час…….………………………………………………………………. 1

Как обычно…….……………………………………………………………………….. 0

8. Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и, когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы.

Вы поторопились……….……………………………………………………………… 0

Вы опоздали…….……………………………………………………………………… 2

При обработке результатов суммируются баллы, соответствующие ответам испытуемого. Полученная сумма баллов оценивается следующим образом:

0-7 баллов – "жаворонок",

8-13 баллов – "голубь",

14-21 балл – "сова".

Тест 2. Жаворонки – совы

Проведение теста "Жаворонки – совы" позволяет более тонко дифференцировать суточную активность испытуемого. Испытуемому дается инструкция: "Восемь вопросов опросника нацелены на определение режима активности, которому Вы отдадите предпочтение в той или иной ситуации. Выберете на каждый из вопросов тот ответ, который Вам больше всего подходит".

Бланк опросника

1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность вашего сна ничто не ограничивает. Сможете ли вы проснуться позже обычного времени и насколько?

Не смогу, проснусь как обычно………..……………………………………………… 1

Проснусь позже на час………….……………………………………………………... 2

Проснусь позже на 2 часа……….…………………………………………………….. 3

Проснусь позже на 3 часа…….……………………………………………………….. 4

  Проснусь позже на 4 часа……….…………………………………………………….. 5

2. В течение недели вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут или даже меньше……..……………………………………………………... 1

15 минут……..………………………………………………………………………….. 2

Полчаса………..…………………………………………………………….………….. 3

Около часа……..……………………………………………………………………….. 4

Больше часа……..……………………………………………………………………… 5

3. Если в течение долгого времени вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать – в 7 утра, какой будет динамика вашей физической активности и работоспособности?

С вечерне-дневным пиком…….…………………………………………………….… 5

С дневным пиком……..………………………………………………………………... 4

С утренним и вечерним пиками……..………………………………………………... 3

С утренне-дневным пиком…….………………………………………………………. 2

С утренним пиком…………..…………………………………………………………. 1

4. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. У вас есть наручные часы. Когда бы вы хотели, чтобы на вашем острове светало?

В 9 часов утра или еще позже………..………………………………………………... 5

В 8 часов утра…………………………………………………………………………... 4

В 7 часов утра…………………………………………………………………………... 3

В 6 часов утра…………………………………………………………………………... 2

В 5 часов утра или еще раньше……………………………………………………….. 1

5. В течение недели вы ложились спать и вставали по собственному усмотрению. Завтра вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить вас некому. В какое время вы проснетесь?

Раньше 6.30 утра…………..…………………………………………………………… 1

Между 6.30 и 6.50 утра…..…………………………………………………………….. 2

Между 6.50 и 7 часами утра…...………………………………………………………. 3

Между 7 и 7.10 утра…………..………………………………………………………... 4

После 7.10 утра…….…………………………………………………………………... 5

6. Ежедневно в течение 3 часов вы должны выполнять сложное задание. Оно потребует напряжения всех ваших сил и внимания. Какие часы вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 10 часов утра…….……………………………………………………………… 1

С 9 часов утра до 12 часов дня………..………………………………………………. 2

С 10 часов утра до часа дня…………..……………………………………………….. 3

С 11 часов утра до 2 часов дня………….…………………………………………….. 4

С 12 до 3 часов дня…………………………………………………………………….. 5

7. Если вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?

Только после сна…..…………………………………………………………………… 5

После сна и после обеда……..………………………………………………………… 4

В послеобеденное время…………………………………………………………….… 3

После обеда и перед сном…….……………………………………………………….. 2

Только перед сном…….……………………………………………………………….. 1

8. Когда вы вольны спать, сколько хотите, в какое время вы обычно просыпаетесь?

В 11 часов утра или позже…………….………………………………………………. 5

В 10 часов утра…….……………………………………………………………….…... 4

В 9 часов утра…….…………………………………………………………………….. 3

В 8 часов утра…….…………………………………………………………………….. 2

В 7 часов утра или раньше…….…………………………………………………….… 1

При обработке результатов суммируются баллы, соответствующие ответам испытуемого. Испытуемый, в соответствии с набранными баллами, может быть отнесен к одному из четырех типов суточной активности. Тип суточной активности испытуемого определяется по табл. 18.

Таблица 18

Оценка результатов теста "Жаворонки – совы"

менее 16 баллов типичный "жаворонок" (утренний тип)
16-20 баллов умеренный "жаворонок" (утренне-дневной тип)
21-27 баллов "голубь" (промежуточный, дневной тип)
28-32 балла умеренная "сова" (вечерне-дневной тип)
более 32 баллов типичная "сова" (вечерний тип)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.064 с.)