Работа 3. Исследование кратковременной памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 3. Исследование кратковременной памяти



ТАМБОВ 2002

 

ББК

УДК

 

Рецензенты:

кандидат медицинских наук

Т.А.Истомина;

кандидат биологических наук,

доцент Н.В.Давидчук

 

 

Кириллова И.А.

Практикум по физиологии высшей нервной деятельности (часть 1): Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2002. с.

 

Практикум посвящен изучению физиологии высших функций головного мозга человека. Практикум предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Биология".

 

ББК

 

Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, 2002

Введение

Мозг человека представляет собой уникальную биологическую структуру, поскольку обладает способностью выполнять широкий круг неформализованных заданий, для которых не существует стандартных, заранее известных методов решения. Способность мозга решать интеллектуальные задачи основана на целенаправленном преобразовании информации, приобретаемой в процессе обучения; эта функция часто связана с поиском и нахождением путей достижения конечной цели. Основное преимущество человеческого мозга состоит в возможности оперировать нечетко очерченными понятиями, что обусловливает чрезвычайно высокую приспособляемость и изменчивость поведения человека в сложных динамических условиях окружающей среды. К специфическим особенностям мозга человека относятся также функции обобщения, прогнозирования и речи.

Настоящий практикум посвящен изучению закономерностей условнорефлекторной и интегративной деятельности мозга, физиологии памяти, эмоций, внимания, мышления. В практикуме приведены современные методы исследования высших функций головного мозга человека. Особое внимание уделено изучению индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (профиля функциональной межполушарной асимметрии, свойств нервных процессов, хронотипа человека), а также ее изменению под влиянием психоэмоционального стресса и корригирующих сенсорных воздействий. Материалы практикума могут иметь практическое применение в научной работе студентов в качестве ее методической основы.

 

 

Работа 1. Образование мигательного условного рефлекса у человека

При всей сложности деятельности центральной нервной системы основным элементарным механизмом ее функционирования является рефлекс. Физиологической основой высшей нервной деятельности служат условные рефлексы. Условные рефлексы – это индивидуально приобретенные в процессах жизни или специального обучения системные приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. Условный рефлекс является высшей универсальной формой приспособления, уравновешивающей организм со средой.

Для выработки условного рефлекса необходимо соблюдение следующих условий:

1. Условный (первоначально индифферентный) раздражитель должен предварять действие безусловного стимула.

2. Биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем безусловного.

3. Сила как условного, так и безусловного раздражителей должна быть определенной величины (закон силы): слишком слабые и слишком сильные раздражители не позволяют выработать стабильный условный рефлекс.

4. Отсутствие посторонних раздражителей.

5. Нормальная работоспособность нервной системы.

Задачи работы:

- познакомиться с методикой выработки условных рефлексов;

- сформировать мигательный условный рефлекс;

- исследовать возможность выработки условного рефлекса на слово.

Для работы необходимы: очковая оправа с трубкой и резиновой грушей для подачи струи воздуха в глаз, электрический звонок, секундомер.

Ход работы

На испытуемого наденьте очковую оправу и вызовите безусловный мигательный рефлекс на попадание струи воздуха на склеру и роговицу глаза. Стимул, вызывающий безусловный рефлекс (струю воздуха), сочетайте с индифферентным стимулом (звонком). Действие условного раздражителя должно предшествовать на 1-2 с действию безусловного раздражителя, а затем по времени с ним совпадать (в течение 3-4 с). Сочетание раздражителей повторяйте 7-12 раз с интервалом не менее 1 мин. После этого включайте звонок, не присоединяя к нему подачу воздуха. Мигание свидетельствует об образовании условного рефлекса, сформированного на основе временной связи между корковыми (и подкорковыми) ветвями двух безусловных рефлексов: мигательного и ориентировочного.

Закрепите выработанный мигательный условный рефлекс одновременным действием обоих раздражителей (5-8 раз). Затем вместо очередного применения звонка неожиданно произнесите слово "звонок". Наблюдайте такую же условнорефлекторную реакцию мигания, как и на звонок, возникающую вследствие наличия в коре головного мозга связи между впечатлениями от непосредственного звукового раздражителя и обозначающего его слова.

Сделайте схему рефлекторной дуги мигательного условного рефлекса на звонок.

 

Работа 2. Межцентральное взаимодействие сенсорных систем. Влияние акустического сенсорного притока на поле зрения

Вся высшая нервная деятельность состоит из непрерывного анализа – расчленения раздражителей окружающего мира на все более простые их элементы, и синтеза – обратного слияния этих элементов в целостное восприятие действительности.

Познавательная деятельность человека никогда не реализуется с помощью одной изолированной модальности (например, зрение или слух). Любое предметное восприятие – результат полимодальной деятельности, которая обеспечивается ассоциативными зонами коры – зонами перекрытия корковых отделов различных сенсорных систем. Основную часть ассоциативных зон занимают образования нижнетеменной области коры головного мозга. Функция нейронов ассоциативных зон заключается в интеграции возбуждений, приходящих из разных сенсорных систем, что обеспечивает синтетический характер восприятия.

Цель работы: изучить влияние слухового сенсорного притока в виде классической музыки на поле зрения.

Для работы необходимы: периметр Форстера, белые и цветные кружки к нему, бланки поля зрения, магнитофон.

Периметр Форстера представляет собой подвижно укрепленный в штативе металлический полукруг, имеющий шкалу в угловых градусах. Полукруг может быть установлен в любой плоскости по отношению к исследуемому глазу. В середине полукруга находится зеркальце, на котором испытуемый должен фиксировать свой взгляд. Штатив прибора служит для фиксации головы испытуемого в процессе определения поля зрения, представляющего собой пространство, которое видит глаз при фиксации взгляда в одной точке.

Ход работы

Испытуемого посадите спиной к свету так, чтобы внутренняя поверхность полукруга периметра была хорошо освещена. Штатив для подбородка закрепите таким образом, чтобы его верхняя часть находилась на уровне нижнего края глазницы. Величину поля зрения определите для каждого глаза отдельно, закрывая при этом у испытуемого другой глаз.

Полукруг периметра установите в горизонтальном положении. Испытуемый должен смотреть прямо перед собой. Медленно передвигайте белый кружок от периферии к центру и отмечайте точку периметра, на уровне которой испытуемый впервые увидел объект. Местоположение точки определите дважды и отметьте на бланке (рис. 1). Затем измерьте поле зрения с другой стороны дуги и также отметьте на бланке. Полученные точки характеризуют наружную и внутреннюю границы поля зрения. Затем дугу периметра установите вертикально и соответственно найдите верхнюю и нижнюю границы поля зрения. Аналогичным образом измерьте границы поля зрения, каждый раз поворачивая дугу на 45 и 90°. Так же определите поле зрения, заменив белый кружок цветным (красным, зеленым, синим).

Получите кривые, ограничивающие поля зрения для исследованных цветов. Для этого определенные вами точки для различных по цвету объектов соедините линиями соответствующих цветов.

Осуществите активацию слуховой сенсорной системы с помощью классической музыки на протяжении 30 мин. Сразу же после окончания прослушивания музыки повторите определение полей зрения правого и левого глаза для белого, красного, зеленого и синего цветов.

Наблюдайте изменение размеров и формы полей зрения вследствие межцентрального взаимодействия зрительной и слуховой сенсорных систем посредством ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга.

 

Ход работы

Тест 1. Числовые таблицы

      Задание заключается в том, что испытуемому экспонируется в течение 20 с таблица с 12 двузначными числами (табл. 1), которые нужно запомнить и затем в течение 1 мин записать на бланк. Порядок записи чисел при воспроизведении значения не имеет. При предъявлении другой аналогичной таблицы время экспозиции увеличивается до 60 с (табл. 2).

Таблица 1

Стимульный материал к тесту "Числовые таблицы" (время экспозиции 20 с)

13 91 47 39
65 83 19 51
23 95 71 87

Таблица 2

 Стимульный материал к тесту "Числовые таблицы" (время экспозиции 60 с)

34 68 82 76
18 82 56 14
52 24 38 96

 

     Оценка объема кратковременной зрительной памяти на числа производится по количеству правильно воспроизведенных чисел в соответствии с табл. 3.

Таблица 3

Оценка результатов теста "Числовые таблицы"

Баллы 2 3 4 5
Количество правильно воспроизведенных чисел   1-4   5-6   7-8   9-12

 

Отмечается значение времени экспозиции для запоминания информации.

Тест 2. Образная память

Испытуемому в течение 30 с демонстрируется одна из 4-х таблиц, в клетках которых расположены по 7 различных фигур. Необходимо запомнить расположение этих фигур в клетках таблицы и их форму. По команде экспериментатора в течение 45 с испытуемый должен нарисовать их в соответствующих клетках таблицы регистрационного бланка (табл. 4). Аналогичным образом последовательно используются еще 3 таблицы с фигурами.

Для оценки объема кратковременной зрительной памяти на образы подсчитывается общее количество правильно нарисованных фигур в 4-х таблицах, которое затем переводится в баллы по табл. 5.

 

Таблица 4

Регистрационный бланк для теста "Образная память"

 

       
       
       
       

 

Таблица 5

Оценка результатов теста "Образная память"

Баллы 4 5 6 7 8 9
Количество правильно нарисованных фигур   8-10   11-13   14-17   18-20   21-23   24-28

 

Тест 4. 10 слов и 10 чисел

Испытуемому зачитываются вначале 10 слов, а затем 10 чисел из первой серии. Каждые 10 слов (чисел) диктуются в течение 20 с. Затем испытуемый должен в любой последовательности воспроизвести сначала числа, а потом слова. После этого исследование повторяется со второй серией.

Стимульный материал:

       1 серия: камень, сумка, сукно, буран, платок, шкаф, тачка, восток, океан, картон.

       39, 28, 26, 12, 40, 65, 78, 54, 18, 87.

       2 серия: звонок, кружка, книга, сказка, стекло, труба, крыса, пчела, трава, балкон.

       16, 59, 73, 28, 42, 31, 65, 18, 84, 37.

Оценка объема кратковременной слуховой памяти проводится по 9-ти бальной шкале в соответствии с табл. 6.

Таблица 6

Оценка результатов теста "10 слов и 10 чисел"

Оценка в баллах 9 8 7 6 5
Правильно записанные слова (из 20) 19 17-18 15-16 13-14 11-12
Правильно записанные числа (из 20) 28 16-17 14-15 12-13 10-11
Оценка в баллах 4 3 2 1 0
Правильно записанные слова (из 20) 9-10 7-8 4-6 3 2-0
Правильно записанные числа (из 20) 8-9 6-7 4-5 3 2-0

 

Тест 5. Сложение чисел

Испытуемому зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Задача испытуемого -  запомнить эти числа в том порядке, в каком они были зачитаны, затем в уме сложить 1 число со 2, 2 с 3, 3 с 4, 4 с 5. Полученные четыре суммы записать на бланке ответов. Интервал между зачитыванием числовых рядов, в течение которого испытуемый производит счетные операции и записывает ответы – 15 с. Предъявляются 10 числовых рядов, все числа которых подобраны так, чтобы их суммы не превышали 9.

Пример:

Зачитывается ряд 2, 5, 3, 1, 4. Складываем 2+5=7, 5+3=8, 3+1=4, 1+4=5. На бланке ответов записываем 7, 8, 4, 5. Все операции проделываем в уме, удерживая в памяти исходные, предъявленные числа.

Стимульный материал:                                                 Ключи:

1. 5, 2, 7, 1, 4.                                                                     7, 9, 8, 5.

2. 3, 5, 4, 2, 5.                                                                     8, 9, 6, 7.

3. 7, 1, 4, 3, 2.                                                                     8, 5, 7, 5.

4. 2, 6, 2, 5, 3.                                                                     8, 8, 7, 8.

5. 4, 3, 6, 1, 7.                                                                     7, 9, 7, 8.

6. 4, 2, 3, 1, 5.                                                                     6, 5, 4, 6.

7. 3, 1, 5, 2, 6.                                                                     4, 6, 7, 8.

8. 2, 3, 6, 1, 4.                                                                     5, 9, 7, 5.

9. 5, 2, 6, 3, 2.                                                                     7, 8, 9, 5.

10. 3, 1, 5, 2, 4.                                                                    4, 6, 7, 6.

Оценка объема и устойчивости кратковременной слуховой памяти производится по количеству правильно воспроизведенных сумм в соответствии с табл. 7.

Таблица 7

Оценка результатов теста "Сложение чисел"

Баллы 2 3 4 5
Количество правильно воспроизведенных сумм 29 и менее 30-33 34-37 38-40

 

Тест 6. Информационный поиск

Стимульный материал представляет собой 64-х клеточный квадрат, в каждой клетке которого стоит двузначное число. Каждое число в квадрате встречается один раз. Порядок расположения чисел случайный (табл. 8, 9). Экспериментатор называет четыре двузначных числа. Задача испытуемого - запомнить эти числа, найти их в числовом квадрате и обвести. На выполнение задания дается 30 с. Тест проводится в двух аналогичных вариантах.

Задание 1 варианта: поиск чисел 79, 94, 26, 59.

Таблица 8

Стимульный материал к тесту "Информационный поиск"

(вариант 1)

12 13 78 83 41 92 74 98
10 53 62 38 63 89 71 26
24 79 68 17 43 72 28 18
84 61 12 21 94 81 27 31
67 82 64 34 49 58 86 52
59 93 87 14 54 76 47 39
73 16 48 37 56 29 36 51
32 91 69 21 96 97 57 46

 

Задание 2 варианта: поиск чисел 31, 49, 24, 78.

Таблица 9

Стимульный материал к тесту "Информационный поиск"

(вариант 2)

98 36 82 23 62 16 87 17
46 91 34 47 58 79 38 69
71 67 49 92 12 53 32 21
26 48 27 14 68 96 63 39
51 37 84 56 76 89 52 24
28 73 29 18 94 78 13 54
31 19 83 69 74 93 72 61
64 42 41 97 43 86 84 57

 

Для оценки кратковременной слуховой памяти и способности к поисковым действиям в условиях дефицита времени подсчитывается общее количество правильно зарегистрированных чисел в обоих квадратах, которое затем переводится в баллы по табл. 10.

 

Работа 4. Исследование психоэмоционального состояния и его изменения

под влиянием стресса

 

Таблица 10

Оценка результатов теста "Информационный поиск"

Баллы 1 2 3 4 6 7 8 9 10
Количество правильно зарегистрированных чисел 0 1 2 3 4 5 6 7 8

 

 

Эмоции - это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней и внутренней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями. Эмоции отражают соотношение какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которое непроизвольно оценивается на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Положительные эмоции возникают в ситуации возрастания вероятности удовлетворения потребности. Отрицательные эмоции представляют собой реакции на падение вероятности удовлетворения потребности.

Теория дифференциальных эмоций выделяет несколько фундаментальных эмоций (радость, горе, страх и др.), которые, взаимодействуя между собой, формируют довольно устойчивые комплексы (тревожность, депрессия и др.).

Задачи работы:

- определить показатели психоэмоционального состояния человека;

- оценить влияние стресса на уровень психоэмоциональной напряженности.

Для работы необходимы: бланки опросников, восемь карточек основных цветов (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный, 4 - желтый, 5 - фиолетовый, 6 - коричневый, 7 - черный, 0 - серый), бланк с математическими заданиями, секундомер, магнитофон.

Ход работы

Определите показатели психоэмоционального состояния испытуемого до начала стрессорного воздействия с помощью тестов.

1. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния "САН" –

самочувствие, активность, настроение

Тест "САН" представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности, настроения, и шкала оценок, представленная семью градациями (табл. 11). Каждую категорию функционального состояния характеризуют 10 пар слов, что позволяет получать более надежные данные.

 

Таблица 11

Бланк теста дифференциальной самооценки функционального состояния "САН"

 

1 самочувствие хорошее 3210123 самочувствие плохое
2 чувствую себя сильным 3210123 чувствую себя слабым
3 пассивный 3210123 активный
4 малоподвижный 3210123 подвижный
5 веселый 3210123 грустный
6 хорошее настроение 3210123 плохое настроение
7 работоспособный 3210123 разбитый
8 полный сил 3210123 обессиленный
9 медленный 3210123 быстрый
10 бездеятельный 3210123 деятельный
11 счастливый 3210123 несчастный
12 жизнерадостный 3210123 мрачный
13 напряженный 3210123 расслабленный
14 здоровый 3210123 больной
15 безучастный 3210123 увлеченный
16 равнодушный 3210123 взволнованный
17 восторженный 3210123 унылый
18 радостный 3210123 печальный
19 отдохнувший 3210123 усталый
20 свежий 3210123 изнуренный
21 сонливый 3210123 возбужденный
22 желание отдохнуть 3210123 желание работать
23 спокойный 3210123 озабоченный
24 оптимистичный 3210123 пессимистичный
25 выносливый 3210123 быстро утомляемый
26 бодрый 3210123 вялый
27 соображать трудно 3210123 соображать легко
28 рассеянный 3210123 внимательный
29 полный надежд 3210123 разочарованный
30 довольный 3210123 недовольный

Испытуемому дается инструкция о том, что он должен соотнести свое состояние со шкалой "3210123" по каждой паре признаков и обвести цифры на бланке теста, соответствующие степени выраженности его состояния в данный момент. Последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника. Для каждой пары утверждений отмечается выбранное значение шкалы. Например, между парой утверждений "самочувствие хорошее" и "самочувствие плохое" расположены цифры 3210123. Цифра "0" соответствует среднему самочувствию, которое нельзя отнести ни к хорошему, ни к плохому. Находящаяся слева от "0" цифра "1" отражает самочувствие выше среднего, а цифра "3" - соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры "0", аналогичным образом характеризуют самочувствие, если оно ниже среднего.

При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл "3" шкалы "3210123", соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению, приобретает значение 1, балл "0" оценивается цифрой 4, балл "3", отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7. Итогом анализа результатов тестирования является сумма значений перекодированных баллов по каждой из категорий функционального состояния. Расчет сумм баллов производится согласно ключу к тесту.

Ключ:  

самочувствие: пары признаков 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26;

активность: пары признаков 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28;

настроение: пары признаков 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученная по каждой категории сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет характеризовать функциональное состояние испытуемого в данный момент времени по принципу:

<30 баллов - низкая оценка;

30-50 баллов - средняя оценка;

>50 баллов - высокая оценка.

2. Тест на степень выраженности сниженного настроения - субдепрессии

Тест включает 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения – субдепрессии.

Испытуемому дается инструкция: "Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте напротив номера вопроса один из четырех вариантов ответа: вариант "1" - "нет, неверно"; вариант "2" - "пожалуй, так"; вариант "3" - "верно"; вариант "4" - "совершенно верно".

 

Бланк опросника

1. Я чувствую подавленность, тоску.

2. Утром я чувствую себя лучше всего.

3. У меня близко слезы.

4. У меня плохой ночной сон.

5. У меня аппетит не хуже обычного.

6. Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами).

7. Я теряю в весе.

8. Меня беспокоят запоры.

9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно.

10. Я устаю без всяких причин.

11. Я мыслю так же ясно, как всегда.

12. Мне легко делать то, что я умею.

13. Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.

14. Я надеюсь на будущее.

15. Я более раздражителен, чем обычно.

16. Мне легко принимать решения.

17. Я чувствую, что полезен и необходим.

18. Я живу достаточно полной жизнью.

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет.

20. Меня и сейчас радует то, что радовало всегда.

После заполнения тестового бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов. При этом "сырые" баллы, набранные испытуемым, переводятся в стандартные баллы шкалы. В опроснике содержится 10 "прямых" (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 "обратных" вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20).

Ответы на "прямые" вопросы оцениваются от 1 до 4 баллов. Вариант ответа "1" приносит испытуемому 1 балл, вариант "2" - 2 балла, вариант "3" - 3 балла, вариант "4" - 4 балла.

Ответы на "обратные" вопросы оцениваются отдельно при помощи специальной процедуры. Баллы по "обратным" вопросам начисляются на основе обратного соотношения:

              "сырые" баллы                         стандартные баллы

                          1                                                    4

                          2                                                    3

                          3                                                    2

                          4                                                    1

Стандартные баллы, набранные испытуемым по "прямым" и "обратным" вопросам, суммируются, и полученная таким образом оценка переводится в интегральную при помощи формулы:

Ои=О:80×100.

Весь объем шкалы делится на четыре диапазона. При этом испытуемый, в соответствии с набранными по шкале баллами, может быть отнесен к одному из четырех диапазонов снижения настроения. Степень выраженности снижения настроения испытуемого определяется по табл. 12.

Таблица 12

Оценка результатов теста на степень выраженности сниженного

 настроения - субдепрессии

1-й диапазон ниже 50 баллов отсутствие в момент исследования сниженного настроения
2-й диапазон от 51 до 59 баллов незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения
3-й диапазон от 60 до 69 баллов значительное снижение настроения  
4-й диапазон выше 70 баллов глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия)

 

3. Многоцветный тест М.Люшера

Тест М.Люшера принадлежит к числу методик, исследующих феномен реактивной (ситуативной) тревожности. Реактивная (ситуативная) тревожность – состояние субъекта в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Психоэмоциональное состояние человека находит свое отражение в предпочтении, безразличии или отказе от определенного цвета. Тест М.Люшера основан на том факте, что выбор цвета отражает направленность человека на определенную деятельность, настроение, состояние.

Перед испытуемым на белом фоне полукругом раскладываются цветные карточки. Дается следующая инструкция: "Перед Вами восемь цветных карточек, расположенных в случайном порядке. Посмотрите внимательно на эти карточки. Выберите, цвет какой карточки больше всего Вам нравится в данный момент. Оценивайте воздействие цвета на Ваши чувства, а не, например, как тот или иной цвет подошел бы для Вашей одежды. Важно эмоциональное восприятие цвета. Поэтому не задумывайтесь, действуйте быстро, по первому побуждению". Испытуемый должен отложить выбранную карточку в сторону, перевернув ее цветной стороной вниз. Продолжается инструкция: "Теперь выберите наиболее приятный Вам цвет из оставшихся карточек". Эта инструкция и выборы испытуемого повторяются до тех пор, пока не остается четыре карточки. Для облегчения работы испытуемого инструкция меняется: "Сейчас выберите самый неприятный, противный цвет из оставшихся". Последняя инструкция повторяется еще два раза, выбираются наиболее неприятные цвета. Тестирование проводится дважды. Подчеркивается, что это не проверка памяти, можно выбирать цвета в той же или другой последовательности.

Запись результатов проводится в условных цифровых обозначениях (приведены выше). Выбор последних четырех цветов каждый раз регистрируется наоборот, с конца ряда. Определение показателей производится на основе анализа последовательности повторного выбора, поскольку он является наиболее информативным.

По расположению цветов в выборе испытуемого на первых и последних трех местах оценивается наличие или отсутствие тревожности. Наличие ее диагносцируется, если на первых трех местах в выборе испытуемого располагается любой из дополнительных цветов, кроме фиолетового или на последних трех местах – любой из основных цветов (темно-синий, сине-зеленый, оранжево-красный и желтый цвета обозначаются как основные, а остальные четыре цвета – как дополнительные). Для оценки уровня тревожности используются следующие обозначения:

! - если один из основных цветов стоит на 6 месте (дополнительный - на 3 месте);

!! - если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный - на 2 месте);

!!! - если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный - на 1 месте).

Пример: 7 5 0   4 2 6 3 1

                       !!!    !                   !!!!!

Затем подсчитывается количество "!". Сумма баллов от 0 до 2 соответствует низкому уровню тревожности, от 3 до 5 - среднему уровню тревожности, от 6 до 8 - уровню тревожности выше среднего, от 9 до 12 - высокому уровню тревожности. В данном примере сумма составляет 9 баллов, что свидетельствует о наличии высокого уровня тревожности.

Тест М.Люшера позволяет также определить показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО). За аутогенную норму цветовых предпочтений принят выбор цветов 34251607. Чем ближе выбор испытуемого к выбору аутогенной нормы, тем ближе он к эталону нервно-психической устойчивости.

Для расчета СО используются табл. 13 и 14.

Таблица 13

        Ключ для расчета показателя СО

        цвет

                                3       4       2       5       1       6       0        7                 

     8 7 6 5 4 3 2 1 - 8          
м  ц 7 6 5 4 3 2 1 - 1 7 м  ц      
е  в 6 5 4 3 2 1 - 1 2 6 е в       
с  е 5 4 3 2 1 - 1 2 3 5 с е       
т  т 4 3 2 1 - 1 2 3 4 4 т т       
 о  а 3 2 1 - 1 2 3 4 5 3 о а    
    2 1 - 1 2 3 4 5 6 2        
    1 - 1 2 3 4 5 6 7 1        

                               3        4       2       5        1      6       0        7        

        цвет

Таблица 14

Перевод значений показателя СО в стандартные баллы

Стандартные баллы 1 2 3 4 5 6 7
Значения СО 0-2 - 8-12 14 22-26 - 32

Пример:

Результат цветового выбора – 25730164. На первой позиции стоит 2-й цвет. В табл. 13, в разделе "цвет" находим 2-й, и, исходя из того, что он стоит на первой позиции, находим пересечение раздела "цвет" и "место цвета", там стоит цифра "2". Делаем запись:

СО=2+

Далее на второй позиции в выборе стоит 5-й цвет. Находим пересечение 5-го цвета и 2-го места цвета, там стоит цифра "2". Продолжаем запись.

Общая сумма: СО=2+2+5+3+2+1+1+6=22

В соответствии с табл. 14 нормированный результат – 5 баллов.

Оценка нормированного результата проводится по следующей схеме:

4 балла – статистическая средневыборочная норма;

3 и 5 баллов – незначительное отклонение от нормы;

2 и 6 баллов – значительное отклонение от нормы;

1 и 7 баллов – исключительно большое отклонение от нормы.

Интерпретируется значение СО качественно. Чем больше СО, тем выраженнее напряженность, нестабильность, утомляемость, преобладание негативных эмоциональных переживаний.

На основании цветового выбора рассчитывается также вегетативный коэффициент (ВК). Величина ВК определяется по формуле:

ВК=(18-красный-желтый):(18-синий-зеленый), где подставляются номера позиций соответствующих цветов в выборе испытуемого.

Интерпретация проводится следующим образом. Значения ВК 0,9-1,2 являются нормативными, указывают на оптимальное функциональное состояние и вегетативный баланс. Низкие значения ВК указывают на преобладание энергосберегающих процессов, потребность в отдыхе и парасимпатотонию. При ВК больше, чем 1,5 возможно перевозбуждение и отмечается симпатотония.

После оценки исходных показателей психоэмоционального состояния проведите тест "Счет в уме в условиях дефицита времени и акустических помех", направленный на развитие у испытуемого краткосрочного психоэмоционального стресса.

Тест "Счет в уме в условиях дефицита времени и акустических помех"

Испытуемому предлагается за 10 мин решить ряд математических заданий, заключающихся в последовательном выполнении арифметических действий (в произвольном порядке умножения, деления, сложения и вычитания) с пятью простыми числами до получения в каждом случае целого числа. Подчеркивается, что необходимо успеть выполнить все задания за указанное время. Ответы на задания испытуемый должен фиксировать на бумаге. Решение математических заданий при проведении теста сопровождается записанными на магнитную ленту и воспроизводимыми через магнитофон шумовыми помехами и замечаниями типа "быстрее", "медленно считаете", "неправильно".

Для оценки выраженности созданного психоэмоционального стресса подсчитывается общее число заданий, решенных в течение 10 мин (N), число заданий, выполненных неправильно (n), и рассчитывается коэффициент продуктивности (КП) по формуле:

КП=(N-n):(N+n)×100%.

По окончании выполнения теста проведите повторное исследование психоэмоционального состояния испытуемого. Проанализируйте влияние стресса на психоэмоциональный статус. Сделайте заключение о стрессорной устойчивости испытуемого.

 

 

Бланк с математическими заданиями


7+8:3-2×8=                

5×7-9+2:7=

7+4-2:3×8=

2×8-4:2+9=

7×4-8:2+4=

9+7-8:2×4=

5+4:3×5-5=

7-2:5×9+7=

6×7-6:6+9=

9×6+5-1:2=

5×7-9+2:7=

1+7×8:2-9=

2+9×4-9:5=

6-4:2+8×5=

7×8-2:9+7=

5+7:6×5-2=

6×2-8+8:6=

7×8-5+3:6=

4+9-7×9:2=

5×4-9+7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.36.166 (0.153 с.)