Методы изучения коммуникативной и языковой компетентности детей с недостатками речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения коммуникативной и языковой компетентности детей с недостатками речи.



Языковая компетенция – владение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией

Коммуникативная компетенция — умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту.

А. А. Кидрон, Б. М. Теплов, определяя структуру коммуникативной компетентности, выделяют два главных компонента:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувст- вительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.)

С целью изучения коммуникативного и языкового компонентов речевого общения был организован лабораторный эксперимент, процедура которого состояла в последовательном предъявлении каждому ребенку четырех заданий, требующих речевого взаимодействия ребенка со взрослым, затем ребенка со сверстником в меняющихся коммуникативных условиях:

1. Коммуникативная ситуация социально – статусного взаимодействия («Визит в магазин» Л. М. Шипицина).

2.Коммуникативная ситуация ролевого взаимодействия («Телефонный разговор» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).

ребенок выполнял задания №1 и №2, предполагающие коммуникативные жизненно воображаемые ситуации, максимально приближенные к повседневному общению;

3.Коммуникативная ситуация деятельностного взаимодействия («Раскрась варежки» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).

4.Коммуникативная ситуация нравственных взаимоотношений («Поделись игрушкой» В. А. Дубовская). во второй серии - №3 и №4 – искусственно коммуникативно обогащенные ситуации (это объясняется необходимостью попарного сравнения для решения аналитических задач исследования). Таким образом, при помощи лабораторного эксперимента мы оказали влияние на компоненты речевого общения (языковой и коммуникативный) двумя способами: – через изменение формы взаимодействия (ребенок – взрослый, ребенок – сверстник); – через изменение условий взаимодействия (ситуации, приближенные к повседневному общению (№1, №2) и искусственно коммуникативно обогащенные ситуации (№3, №4).

Выбор методов и материала исследования определялся следующими факторами. Обозначенные коммуникативные ситуации с заданными для изучения и реализованными в лабораторном эксперименте параметрами (различные формы взаимодействия: ребенок-взрослый, ребенок-сверстник; а также различные условия общения: ситуации, приближенные к повседневному общению (№1, №2) и искусственно коммуникативно обогащенные ситуации (№3, №4), позволили нам на одном и том же диагностическом материале решить не только констатирующие, но и аналитические задачи. На основе теоретического анализа мы предположили, что изучаемые параметры коммуникативного и языкового компонентов речевого общения при перечисленных особенностях проведения эксперимента будут различными. Раскроем содержание изучения и оценки каждого исследуемого компонента речевого общения. Исследование коммуникативных умений проводилось по трем оценочным показателям, каждый из которых включал ряд параметров, выделенных нами на основе методики М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. Рассмотрим их более подробно. Первый показатель оценки коммуникативных умений – умение вступать в речевое взаимодействие – оценивался по двум параметрам: владение

речевыми оборотами для установления контакта, легкость или затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми. Второй показатель оценки коммуникативных умений – умение поддерживать речевое взаимодействие – оценивался по таким параметрам, как владение способами построения речевого взаимодействия, установление взаимодействия во время диалога, инициативность высказываний, умение задавать вопросы и отвечать на них, умение слушать и понимать собеседника, умение своевременно вступать в диалог, контроль над собой и собеседником, понимание предмета общения и умение рассуждать, а также тон общения – доброжелательность, спокойствие, грубость, вежливость, тактичность, умение сопереживать собеседнику и стиль общения, а именно – внимание к речи собеседника, умения ожидать очередь, не перебивать и не мешать общению товарищей. Третий показатель оценки коммуникативных умени й – умение завершать речевое взаимодействие – оценивался по таким параметрам, как использование устойчивых формул общения, речевых шаблонов, речевого этикета для завершения диалога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.004 с.)