Пути совершенствования понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений детьми с церебральным параличом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений детьми с церебральным параличом.



В силу двигательной депривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления крайне недостаточны.

Формирование пространственных представлений  следует начинать с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Для формирования представлений о схеме тела необходимо использовать зеркало «Посмотри, вот твой нос, рот и т. д.», «Потрогай свой нос, лоб, глаза и т. д.». Затем действия переносят на взрослого: «Посмотри, вот мои руки и т. д.». На следующем этапе эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека и т. д.

Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве. В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятия «впереди», «позади», «справа», «слева», «далеко», «близко», «ближе», «дальше».

Развитие пространственного восприятия - обучение ребенка ориентировке на листе бумаги. Правилом для педагога должна стать маркировка верхнего левого угла листа. Очень важно сформировать и закрепить у ребенка понятия о верхней нижней, правой и левой стороне листа. Это достигается в ходе игр-упражнений по размещению на листе геометрических фигур изображений предметов в соответствии с инструкцией («Положи посередине», «Положи над..., под... и т. д.», «Скажи, тут лежит квадрат», «Нарисуй солнышко в левом верхнем углу») Важное место в работе по формированию пространственный представлений занимают игры на перемещение в пространстве («Найди спрятанную в комнате игрушку») по речевой инструкции или по схеме.

У подавляющего большинства детей с церебральным параличом имеет место нарушение кинестетического восприятия и стереогноза. Для коррекции этих нарушений целесообразно проводить игры «Волшебный мешочек» или «Узнай, что это». Необходимо иметь несколько наборов предметов, различных по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Дети определяют предмет сначала более сохранной рукой, а затем пораженной. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести в продуктивной деятельности — слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов; определять температуру предметов, при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.

Формирование временных представлений особенно затруднено у детей, не способных к самостоятельному передвижению, так как жизненный опыт у них крайне ограничен.

  Для формирования временных представлений у детей с ДЦП целесообразно использовать такие упражнения, как рассматривание и обсуждение серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени (части суток), игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи». При проведении этих игр хорошо использовать цветовые символы для обозначения разных частей суток.

При формировании понятий «неделя», «сегодня», «завтра», «вчера» можно использовать календарь, изготовленный из листков разного цвета, где суббота и воскресенье выделены особо. При изучении времен года и месяцев также желательно сделать календарь. Он может быть в виде часов, где каждое время года представлено своим цветом или картинкой с изображением сезонных изменений в природе.

Особое значение в овладении временными представлениями имеет систематическое наблюдение за явлениями природы, деятельностью людей, изменениями в жизни птиц и животных, зависящими от времени года и суток. Очень важно конкретизировать временные единицы через собственную деятельность детей, в первую очередь через режим дня, что особенно важно для детей, не посещающих дошкольные учреждения. К началу школьного обучения дети должны знать временные эталоны и их характеристики.

Специфика пространственных и оптико – пространственных представлений оказывает отрицательное влияние на психическую и учебную деятельность детей, что сказывается на формировании устной речи, освоении письма, овладении чтением, формировании изобразительных навыков, организации деятельности на уроке.

Большое значение имеет поиск педагогами путей коррекции неблагоприятных предпосылок обучения детей с ДЦП и большое внимание уделяется исследованию пространственных представлений на уроках по окружающему миру. При изучении курса «Окружающий мир» у младших школьников формируются правильные представления о природе. Причинно-следственные связи между явлениями природы - важный компонент знаний. Их понимание ведёт к усвоению основных закономерностей. Однако при отсутствии целенаправленной работы по этому направлению учащиеся путают причины и следствия между собой, не могут определить последовательность протекания отдельных явлений, затрудняются прогнозировать следствия. Д ля устранения этих недостатков в знаниях и умениях учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата используется приём составления причинно-следственных цепей. Он достаточно прост для применения и легко проверяется. По мере овладения учащимися навыком составления простейшей цепи задания усложняются.

 У детей, имеющих опорно-двигательные нарушения, одна из основных трудностей при выполнении заданий по окружающему миру определяется недоразвитием пространственных навыков, графической деятельности.

Трудности в развитии пространственных представлений у детей данной категории объясняются нарушенной деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, недостаточностью пространственного анализа и синтеза, а особенности последних рассматриваются как следствие нарушения высших корковых функций.
В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью формирования знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы проводимой с данными детьми.

Таким образом, изучая окружающий мир в начальных классах с целью формирования пространственных представлений у младших школьников, необходимо отметить, что предложенный подход представляется весьма целесообразным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.006 с.)