Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «коммуникативная дезадаптация» и пути ее коррекции.
Коммуникативная дезадаптация - это нарушение психологических механизмов приспособления эмоционально-личностной сферы индивидуальности, речемыс-лительных процессов и речевой деятельности к новым условиям межличностного общения, социальной ситуации развития; наиболее часто проявляется в период возрастных речевых кризисов при формировании психологического новообразования коммуникативной системы (О.В.Трошин). К особенностям коммуникативной дезадаптации можно отнести: — преобладание сложных, сочетанных и комбинированных форм; — многоуровневые проявления дезрегуляции коммуникативной метасистемы не только нейрофизиологические (лингвистический уровень), но и психофизиологические (психолингвистический уровень), индивидуально-психологические, психосоциальные (психосемантический уровень), социально-психологические, социально-интеграционные (психосоциальный уровень); — расстройства выявляются в любом возрастном периоде и имеют соответствующие онтогенетические особенности коммуникации; — большое количество дифференцированных типов, форм, уровней, степеней коммуi-iикативной дезадаптации; — явления дезадаптации включают в себя: задержку, нарушения речевого развития, содержат также отклонения процесса общения и собственно коммуникативную дезадаптацию — к ним относятся грамматические нарушения, трудности освоения родного и иностранного языков; — расстройства могут быть не только стойкими, но и временными (ситуативные, динамические, возрастные); требуют не только логопедического воздействия, но и психокоррекции, психотерапии, социально-психологической адаптации и интеграции. Л. С Выготский отмечает, что проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру».Основной путь коррекции недостатков коммуникативного развития проходит через нормализацию общения, причем главный акцент делается на том, что изучение и организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должны строиться на основе становления их как субъектов общения, в контексте социальной ситуации развития. Коммуникативные проблемы обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебной и бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений. Без своевременной коррекции недостатков коммуникативной сферы в психическом развитии ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые могут стать причиной стойкой социально-психологической дезадаптации.
Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В дошкольном возрасте запускаются те качества развития личности, которые будут «разворачиваться» на протяжении всей жизни. С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом, через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющиеся в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Проблема обучения и социализации таких детей остается актуальной и в нашей стране, и за рубежом. Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности при адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и/или специальной организации условий обучения.
Для повышения социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ необходимо специально организованное, целенаправленное коррекционно – развивающее воздействие – психолого-педагогическое сопровождение. Важным условием комплексного психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является интеграция усилий субъектов дошкольного образовательного учреждения (воспитателей,педагогов-психологов, логопедов, дефектологв): – воспитатели, реализуя свою педагогическую функцию посредством игровой, обучающей или иной деятельности способствуют формированию и развитию СКР; – психологи, используя психологические методы, способствуют формированию СКР дошкольника, нивелируя или сглаживая негативные аспекты, связанные с психологическим развитием ребенка; –дефектологи и логопеды- организуют подбор необходимых для СКР ребенка коррекционных методов в соответствии с результатами диагностики, проводят индивидуальные коррекционные занятия; обеспечивают информационную поддержку родителей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.005 с.) |