Правовая основа деятельности судебного эксперта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа деятельности судебного эксперта



Судебно-экспертная деятельность, в отличие от близкой к ней научно-исследовательской работы, обладает определенной спецификой: проходит в особом правовом режиме, регулирующем большинство ее сторон. Так, Закон о ГСЭД императивно определяет права и обязанности эксперта, основания производства экспертизы, содержание экспертного заключения и ряд иных положений. Также устанавливается, что нарушение данного Закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет ответственность (вплоть до уголовной), установленную законодательством Российской Федерации.

Нормы, составляющие правовую основу деятельности судебного эксперта, содержатся в различных правовых документах, круг которых весьма широк. Причем иногда положения одного документа дополняют и конкретизируют нормы другого нормативного акта. В связи с этим важно знать систему и содержание правовых документов, определяющих основы и специфику судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, представлять границы правовой регламентации деятельности эксперта и возникающие юридические проблемы.

Судебный эксперт выступает в качестве самостоятельного, независимого субъекта процесса, имеющего специфические процессуальные обязанности и права, отличающие его от иных участников уголовного судопроизводства.

Судебный эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном процессуальным законодательством для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

При этом существует две категории экспертов:

1) работники судебно-экспертных учреждений;

2) частные эксперты.

Процессуальное положение их одинаковое, различаются они только порядком назначения.

Частный эксперт становится судебным экспертом по делу после вынесения следователем (судом) постановления (определения) о назначении судебной экспертизы, где указывается, что ее производство поручается именно ему. Такие эксперты действуют на основе соответствующих лицензий.

Эксперт, являющийся работником экспертного учреждения, приобретает статус судебного эксперта по конкретному делу только после поручения ему этой экспертизы руководителем данного учреждения. Статус судебного эксперта определяется Законом о ГСЭД.

Таким образом, экспертиза может быть поручена любому компетентному специалисту независимо от его служебного положения и иных обстоятельств, в том числе и частному лицу.

Правовой статус эксперта определяетсятем, что:

1) вся его деятельность регламентируется законодательством;

2) он выступает самостоятельным участником судопроизводства;

3) главная его функция — дача заключения на основе проведенного исследования объектов экспертизы и материалов дела;

4) он освобожден от обязанности собирания необходимой информации и должен оперировать только предоставленными ему материалами;

5) он исследует материалы дела только по поставленным перед ним вопросам в пределах своей компетенции;

6) доказательственное значение фактов, изложенных в заключении эксперта, оценивается как по существу (относимость, достоверность, доказательственная сила), так и по процессуальной форме (допустимость).

Деятельность эксперта характеризуется такими качествами, как:

— самостоятельность, которая выражается в неотъемлемом праве свободно формировать свое внутреннее убеждение (без давления со стороны) на основе проведенного исследования;

— индивидуальность, т. е. возможность лично и индивидуально проводить экспертное исследование, осуществлять выбор средств, приемов и методов исследования;

— личная ответственность за результат своей работы, т. е. право нести ответственность за злоупотребление своими процессуальными правами или за пренебрежение своими обязанностями.

Действующее законодательство предъявляет к эксперту определенные требования, которые практически аналогичны во всех кодифицированных законах (ст. 57 УПК РФ, ст. ст. 85, 86 ГПК РФ, ст. 55 КоАП РФ), а также в Законе о ГСЭД. При этом права и обязанности эксперта, закрепленные в УПК РФ и в вышеуказанном Законе, изложены в разном объеме.

Выводы эксперта не должны выходить за пределы его компетентности. Компетенция для эксперта определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы, опытом в решении аналогичных экспертных задач, индивидуальными способностями. Компетентность эксперта подразумевает глубину знаний и профессиональную подготовленность, т. е. способность решать поставленные вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.

Различают объективную компетенцию, т. е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную компетенцию — степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями. Субъективную компетенцию часто называют компетентностью эксперта. Она определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы, опытом в решении аналогичных экспертных задач, индивидуальными способностями.

Правовую основу деятельности судебного эксперта составляют:

I. Конституция РФ как основа разработки нормативных актов, регулирующих экспертную деятельность и международные нормативные акты. Основной Закон прямо не указывает на необходимость и особенности осуществления судебно-экспертной деятельности (далее — СЭД), но он содержит положения, из которых логически следует такая необходимость (ст. ст. 2, 15, 18, 21, 23, 24, 48, 49, 50).

Напомним некоторые из них:

— статья 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»;

— статья 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Следовательно, главная цель функционирования государства, в том числе и СЭД как части системы правосудия, — соблюдение прав человека. Именно данным положением как основным принципом и должны руководствоваться судебные эксперты, в том числе и негосударственные;

— статья 21: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Закон защищает здоровье и достоинство личности, в том числе и при осуществлении СЭД. Особенно это актуально при проведении некоторых экспертиз, затрагивающих права человека (например, психиатрических), и взятии образцов для сравнительного исследования у живых лиц;

— статья 24: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Эксперт не вправе оперировать информацией о частной жизни лица без его согласия; это касается, например, создания экспертом баз данных, коллекций, содержащих такие сведения. Исключения составляют такие базы данных, создание и ведение которых определено соответствующими нормативными актами (например, дактилоскопический учет или учет ДНК);

— статья 49: «1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

Эксперт в своей деятельности не должен придерживаться обвинительной тенденции (что может случиться ввиду психологических причин). Он обязан быть предельно объективным. Кроме того, если в ходе производства экспертизы у эксперта возникает ситуация неопределенности, равноценного выбора, то, согласно требованию данной статьи, эксперт должен сделать выбор в пользу интересов обвиняемого (подозреваемого);

— статья 50: «2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона».

Эксперт должен особо обращать внимание на вещественные доказательства, предоставляемые ему для производства экспертизы и выполнять все зависящее от него с точки зрения оценки их пригодности. В рассматриваемом случае эксперт должен оценить несомненность происхождения этих доказательств, в том числе правильность получения образцов и документальное оформление их получения. В то же время эксперт не имеет права лично собирать материалы, необходимые ему для производства экспертизы; указанное является функцией лица, ее назначившего. Поэтому даже если у эксперта возникли сомнения в несомненности происхождения представленных ему вещественных доказательств, он не имеет права их исследовать в рамках экспертизы, о чем он должен известить лицо, назначившее данную экспертизу;

— статья 15: «4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».

Рассмотрим некоторые международные нормативные акты, регулирующие экспертную деятельность:

1. Соглашение о сотрудничестве в области судебно-экспертной деятельности в рамках Евразийского экономического сообщества (30 июня 2006 г., г. Минск)[62]. Согласно данному нормативному документу государства Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Таджикистан осуществляют сотрудничество в области организации судебно-экспертной деятельности и проведения научно-исследовательских работ.

2. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)[63]. Документ предусматривает взаимную экспертную помощь.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.)[64] определяет, что в объем взаимной правовой помощи входит также и проведение экспертиз.

4. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (15 ноября 2000 г.)[65] устанавливает, что взаимная правовая помощь может быть следующая: осмотр объектов и участков местности; предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов.

5. Римский статут международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.)[66] определяет как формы сотрудничества:

а) идентификацию и установление местонахождения лиц или предметов;

б) получение доказательств, в том числе показания под присягой, и сбор доказательств, включая мнения экспертов или заключения экспертизы, необходимые Суду;

в) проведение осмотра мест или объектов, включая эксгумацию и осмотр захоронений.

Кроме указанных международных документов, действует Регламент Экономического суда Содружества Независимых Государств (утвержден постановлением Пленума Экономического суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 г.). В пункте 61 данного постановления отмечено, что коллегия Экономического суда после вынесения определения о принятии дела к производству проводит распорядительное заседание, на котором рассматривает вопрос и о назначении необходимой для решения проблемы экспертизы.

Перечисленные нормативные документы не исчерпывают списка актов, где прямо или косвенно предусмотрено международное сотрудничество в правовой сфере, в том числе в виде экспертной помощи. Кроме того, данное направление деятельности государств находится в постоянном развитии, что связано с осложнением криминальной обстановки в мире.

II. Федеральные законы, регулирующие деятельность судебного эксперта.

1. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» — основной нормативный акт, регулирующий деятельность судебного эксперта, определяющий правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводствах.

В Законе сформулированы:

— понятие, задачи, принципы, правовая основа ГСЭД;

— профессиональные и квалификационные требования к эксперту;

— права и обязанности руководителя ГСЭД и эксперта;

— основания производства экспертизы;

— особенности производства дополнительной, повторной и комиссионной экспертиз;

— содержание заключения эксперта;

— особенности производства экспертизы в отношении живых лиц (в том числе при производстве судебно-медицинской и психиатрической экспертизы);

— финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности ГСЭД.

Обратим внимание на следующие положения Закона:

— статья 2 «Задача государственной судебно-экспертной деятельности». Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла;

— статья 4 «Принципы государственной судебно-экспертной деятельности». Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах: 1) законности; 2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица; 3) независимости эксперта; 4) объективности исследований; 5) всесторонности исследований; 6) полноты исследований; 7) с использованием современных достижений науки и техники;

— статья 6 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности». Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на: 1) свободу; 2) личную неприкосновенность; 3) достоинство личности; 4) неприкосновенность частной жизни; 5) личную и семейную тайну; 6) защиту чести и доброго имени, иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

— статья 7 «Независимость эксперта». При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может быть в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Указанное означает, что эксперт независим в выборе методов, средств и методик исследования; независимость эксперта обеспечивается и одинаковым уровнем, и требованиями к его подготовке и квалификации;

— статья 8 «Объективность, всесторонность и полнота исследований». Эксперт проводит исследования объективно; на строго научной и практической основе; в пределах соответствующей специальности; всесторонне; в полном объеме. Полнота и всесторонность экспертного исследования означает, что исследованы все представленные объекты; выявлены все необходимые и достаточные для выводов признаки; использованы рекомендованные современной наукой методики; даны аргументированные ответы на все поставленные вопросы; в заключении эксперта полно и всесторонне описан ход и результаты исследования, приложен необходимый иллюстративный материал;

— статья 10 «Объекты исследований». Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (лица).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначившего судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме;

— статья 13 «Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту». Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет;

— статья 16 «Обязанности эксперта». Эксперт обязан: принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу; провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам; составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе: принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения; осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших; уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения;

— статья 17 «Права эксперта». Эксперт вправе: ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения; делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний; обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством;

— статья 31 «Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза». При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются: ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза; испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого назначена судебная экспертиза.

Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, касающиеся предмета данной судебной экспертизы.

Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не принадлежащих предмету этой судебной экспертизы.

Свидания лица, помещенного в медицинский стационар, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.

Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

Лица, не содержащиеся под стражей, имеют право на возмещение расходов, связанных с производством судебной экспертизы, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Иные федеральные законы, регулирующие судебно-экспертную деятельность: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[67]; от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм и доп., внесенными Федеральным законом от 2 декабря 2005 г. № 150-ФЗ)[68]; от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ)[69].

III. Нормы процессуального права, регулирующие деятельность судебного эксперта.

Статья 57 УПК РФ «Эксперт».

1. Эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

2. Вызов эксперта, назначение и производство судебной экспертизы осуществляются в порядке, установленном ст. ст. 195–207, 269, 282 и 283 настоящего Кодекса.

3. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

2) ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов;

3) участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

4) давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;

5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

6) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. Отказ от дачи заключения должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа.

4. Эксперт не вправе:

1) без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;

2) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

3) проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;

4) давать заведомо ложное заключение;

5) разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 настоящего Кодекса;

6) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд.

5. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

6. За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Статья 85 ГПК РФ «Обязанности и права эксперта».

1. Эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.

В случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.

Эксперт обеспечивает сохранность представленных ему для исследования материалов и документов и возвращает их в суд вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение.

2. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.

3. Эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям; ходатайствовать о привлечении к проведению экспертизы других экспертов.

Статья 55 АПК РФ «Эксперт».

1. Экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Лицо, которому поручено проведение экспертизы, обязано по вызову арбитражного суда явиться в суд и дать объективное заключение по поставленным вопросам.

3. Эксперт вправе с разрешения арбитражного суда знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям, заявлять ходатайство о представлении ему дополнительных материалов.

4. Эксперт вправе отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

5. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность, о чем он предупреждается арбитражным судом и дает подписку.

Комментарий [70]:

Эксперт обязан являться по вызову суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора; давать объективные показания на следствии и в суде по вопросам, связанным с проведением исследования и данным им заключением (ст. ст. 205, 282, 456 УПК РФ; ст. 85 ГПК РФ; ст. 55 АПК РФ). Эксперт обязан являться по вызову независимо от наличия у него оснований для заявления о невозможности производить экспертизу.

В случае неявки эксперта в судебное заседание уголовное и гражданское процессуальное законодательство (ст. 272 УПК РФ и ст. ст. 168, 169 ГПК РФ) устанавливает следующие действия. Суд выслушивает мнение сторон (лиц), участвующих в деле, о возможности его рассмотрения в отсутствие эксперта и выносит определение об отложении или о рассмотрении дела, а также о вызове или приводе эксперта. При этом ч. 2 ст. 168 ГПК РФ определяет санкцию: если вызванный эксперт не явился по причинам, признанным судом неуважительными, он может быть подвергнут штрафу.

Указанные статьи согласуются с Законом о ГСЭД. Помимо выхода за пределы специальных знаний эксперта, недостаточности или непригодности объектов исследования и материалов дела, названным Законом введено дополнительное основание — недостаток современного уровня развития соответствующей области знаний для разрешения поставленных перед экспертом вопросов. Кроме того, закреплено некоторое ограничение относительно недостаточности объектов и материалов как основания для сообщения о невозможности дать заключение, а именно эксперту должно быть отказано в их дополнении. Это означает, что эксперт в данном случае уже использовал свое право ходатайствовать перед лицом или органом, назначившим экспертизу, о предоставлении дополнительных материалов, и его ходатайство не было удовлетворено.

Заявление экспертом ходатайств о предоставлении дополнительных материалов предусмотрено процессуальным законодательством (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК РФ; ч. 3 ст. 85 ГПК РФ; ч. 3 ст. 55 АПК РФ).

Процессуальным законодательством установлена норма, позволяющая эксперту проявлять инициативу в случае, если он при проведении экспертизы выявит обстоятельства, которые имеют значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы. При составлении заключения эксперт вправе указать на эти обстоятельства и отразить в нем соответствующие выводы (п. 4 ч. 3 ст. 57 и ч. 2 ст. 204 УПК РФ; ч. 2 ст. 86 ГПК РФ; ч. 2 ст. 86 АПК РФ).

Статья 57 УПК РФ и ст. 85 ГПК РФ предусматривают норму о недопустимости разглашения сведений, ставших известными эксперту в связи с его участием в деле в этом качестве либо в связи с проведением экспертизы. Арбитражным процессуальным законодательством такая норма не введена.

Статья 16 Закона о ГСЭД содержит аналогичную норму, в которой рассматриваемая обязанность понимается более широко и носит общий характер. В соответствии с данной статьей эксперт обязан соблюдать конфиденциальность проводимых им исследований, не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы и которые могут нанести ущерб правам граждан, ограничить их конституционные права, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную тайну, охраняемую законом. Эта обязанность корреспондирует с содержащимися в указанной статье запретами: вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших.

Названные нормы требуют от эксперта соблюдения определенных правил общения с участниками процесса и вообще с посторонними лицами. Эксперту следует воздерживаться от неофициальных встреч и бесед с заинтересованными в исходе дела лицами; не вступать с ними в какие-либо контакты; находясь в служебной командировке, не принимать от них каких-либо услуг (например, по размещению в гостинице, приобретению проездных билетов, предоставлению транспорта и т. п.). Обо всех подобных случаях эксперт обязан ставить в известность орган (лицо), назначивший экспертизу, и руководителя экспертного учреждения. Эксперт, помимо участия в следственных (судебных) действиях, не должен вступать в какие-либо контакты с обвиняемым, потерпевшим, свидетелем, гражданским истцом или ответчиком (их представителями) и переводчиком по делу; сообщать кому-либо о результатах проведенной им судебной экспертизы, за исключением органа (лица), назначившего ее.

Важной нормой является обязанность эксперта сохранять исследуемые им объекты (предметы, документы, материалы дела). Без разрешения дознавателя, следователя, судьи эксперт не может уничтожать или существенно изменять свойства исследуемого объекта. Если возникает такая необходимость и без этих действий невозможно провести полный анализ, эксперт должен получить соответствующее разрешение органа (лица), назначившего экспертизу.

Аналогичную норму предусматривает и ст. 16 Закона о ГСЭД: эксперт в ходе производства экспертизы обязан стремиться к полному сохранению исследуемых объектов (хранить материалы в служебном помещении, выносить их только в связи с производственной необходимостью, например для проведения части экспертного исследования на месте происшествия, получив разрешение и поставив в известность руководителя экспертного учреждения или структурного подразделения).

В гражданском процессуальном законодательстве предупреждение об уголовной ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения содержится в ч. 2 ст. 80 «Содержание определения суда о назначении экспертизы», а в арбитражном процессуальном законодательстве, в соответствии со ст. 55 «Эксперт», предупреждение выносится арбитражным судом, и эксперт дает подписку.

Если процессуальным законодательством нормы не предусмотрено, то следует руководствоваться Законом о ГСЭД.

Статья 25.9 КоАП РФ «Эксперт».

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

2. Эксперт обязан: 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; 2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

5. Эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; 2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в от



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.094 с.)