Класс. Судебные медицинские и психофизиологические. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс. Судебные медицинские и психофизиологические.



2.1. Судебно-медицинская.

2.1.1. Судебно-медицинская экспертиза трупов.

2.1.2. Судебно-медицинская экспертиза (освидетельствование) живых лиц.

2.1.3. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения.

2.2. Судебно-психиатрическая.

2.3. Судебно-психологическая.

2.4. Судебная психолого-психиатрическая.

Класс. Судебные инженерно-технические.

3.1. Пожарно-техническая.

3.2. Экспертиза по технике безопасности.

3.3. Строительно-техническая.

3.4. Электротехническая.

3.5. Компьютерно-техническая.

Класс. Судебные инженерно-транспортные.

4.1. Автотехническая.

4.2. Авиационно-техническая.

4.3. Железнодорожно-техническая.

4.4. Иные инженерно-транспортные.

Класс. Судебные инженерно-технологические.

5.1. Технологические.

5.2. Товароведческие.

Класс. Судебные экономические.

6.1. Бухгалтерская.

6.2. Финансово-экономическая.

6.3. Инженерно-экономическая.

6.4. Налоговая.

6.5. Финансово-аналитическая.

6.7. Финансово-кредитная.

Класс. Судебно-биологические.

7.1. Ботаническая.

7.2. Зоологическая.

7.3. Микробиологическая.

7.4. Энтомологическая.

7.5. Ихтиологическая.

7.6. Орнитологическая.

7.7. Запаховых следов (одорологическая).

7.8. Биологическая экспертиза тканей и выделений человека, животных.

Класс. Судебно-почвоведческие.

8.1. Почвоведческая.

8.2. Минералого-почвоведческая (геммологическая).

8.3. Эколого-почвоведческая.

8.4. Землеустроительная.

Класс. Сельскохозяйственные.

9.1. Агробиологическая.

9.2. Агротехническая.

9.3. Зооветеринарная.

9.4. Ветеринарно-токсикологическая.

Класс. Пищевых продуктов.

Класс. Судебно-экологические.

11.1. Экология среды.

11.2. Экология биоценоза.

Класс. Искусствоведческие.

Приведенные роды экспертиз находятся на разном уровне развития. Некоторые из них существуют десятилетиями, другие только начали создаваться; третьи рассматриваются в перспективе общего развития судебных экспертиз.

В зависимости от их объема, последовательности производства, состава используемых знаний и числа экспертов различают экспертизы:

1) основную и дополнительную;

2) первичную и повторную;

3) однородную и комплексную;

4) единоличную и комиссионную.

Основанием назначения дополнительной экспертизы является недостаточная ясность или неполнота заключения по предыдущей.

На практике дополнительная экспертиза, как правило, назначается в двух случаях, когда:

1) имеются какие-либо упущения со стороны следователя или эксперта, например не дан ответ на какой-то из поставленных вопросов или, наоборот, следователь забыл поставить перед экспертом вопрос, который его интересует; не исследованы объекты, которые были направлены на экспертизу, или часть объектов не была направлена на экспертизу;

2) в ходе расследования выявлены новые обстоятельства, обнаружены иные объекты, имеющие непосредственное отношение к эпизоду, по поводу которого уже проведена экспертиза. Необходимость в назначении дополнительной экспертизы возникает только тогда, когда требуется проведение лабораторных или иных исследований и интересующие следователя вопросы не могут быть выяснены путем допроса эксперта.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или возникновения сомнений в правильности этого заключения. Необходимость в назначении повторной экспертизы чаще всего появляется в том случае, когда у следователя есть сомнения в правильности выводов первичной экспертизы, например имеются противоречия между выводами эксперта и остальными материалами дела или само заключение эксперта недостаточно обоснованно, содержит противоречия, ошибки.

Определенные сложности вызывает у практических работников назначение комплексных экспертиз. Необходимость в производстве этого вида экспертизы возникает в том случае, когда решение того или иного вопроса требует знаний специалистов смежных отраслей науки. Например, определение направления выстрела и позы пострадавшего требует совместного исследования судебными медиками и судебными баллистами следов выстрела на теле, одежде и других преградах.

Объектами комплексной экспертизы могут быть разные вещественные доказательства, но все они должны содержать признаки, исследование которых в совокупности позволяет более полно ответить на поставленный вопрос. Поэтому определяющим моментом при назначении комплексной экспертизы является не общий объект исследования, а наличие общего вопроса, решаемого экспертами смежных специальностей. Исследования одного эксперта как бы дополняются исследованиями другого, при этом ход исследования и его результаты обсуждаются совместно и формулируется общий вывод всех специалистов.

§ 3. Структура судебно-экспертных учреждений

Судебные экспертизы могут производиться в государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждениях сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами. Организация производства экспертиз в судебно-экспертных учреждениях существенно облегчает для органов субъектов, назначающих экспертизы, подбор экспертов и проверку их компетентности. В случаях возникновения обстоятельств проведения экспертизы вне экспертного учреждения решение этих вопросов может быть сопряжено с некоторыми проблемами. Затруднения могут возникнуть при определении рода или вида судебной экспертизы. Многократно они возрастают при назначении комплексных, комиссионных экспертиз.

Экспертизы производятся практически во всех сферах человеческой деятельности, поэтому они достаточно разнообразны. Однако нет возможности создать и организовать в государственных судебно-экспертных учреждениях производство всех родов и видов экспертиз. Традиционно там проводятся экспертизы по уголовным делам, а также экспертизы, часто востребованные судебной и следственной практикой. Это обстоятельство послужило причиной организации в ряде регионов России негосударственных экспертных учреждений. В Законе о ГСЭД (с изм., внесенными Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ[47]) об их существовании умалчивается, хотя возможность функционирования названных учреждений определена действующим законодательством (например, ст. 195 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ), где законодатель говорит об экспертном учреждении в целом, но не о государственном экспертном учреждении в частности. Несомненно, уровень специалистов негосударственных учреждений разный, но в основном там работают высококвалифицированные эксперты, имеющие свидетельства на право производства экспертиз или высшее судебно-экспертное образование.

В данных учреждениях могут проводиться любые экспертизы, как часто встречающиеся, так и весьма редкие[48]. Основная масса экспертиз выполняется негосударственными судебно-экспертными учреждениями для гражданского и арбитражного процесса, поскольку государственные экспертные учреждения загружены экспертизами по уголовным делам.

В настоящее время в России функционирует широкая сеть государственных экспертных учреждений в составе следующих ведомств: Министерства внутренних дел, Министерства юстиции; Федеральной службы безопасности; Министерства здравоохранения; Министерства обороны; Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Государственного таможенного комитета; Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Структура судебно-экспертных учреждений перечисленных ведомств имеет существенное различие как в названии структурных подразделений, так и в их содержании. В данном пособии основное внимание будет уделено системе государственных экспертно-криминалистических подразделений, созданных на базе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Судебно-экспертные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации

Централизованное организационно-методическое руководство экспертными подразделениями осуществляет Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — ГУ ЭКЦ МВД России). На него возложены функции организационно-методического руководства экспертно-криминалистическими центрами в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 2.2 приказа МВД России «О вопросах организации деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел»)[49]. Он функционирует на правах Главного управления Министерства и относится к подразделениям, непосредственно подчиненным МВД России (п. 3.1 приказа).

Средним уровнем территориальных подразделений являются экспертно-криминалистические центры (далее — ЭКЦ) при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Первичным звеном выступают отделы, отделения, группы, которые входят в организационно-штатную структуру районных (городских) отделов внутренних дел.

Система экспертно-криминалистических подразделений (далее — ЭКП) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах практически совпадает со структурой подразделений при органах внутренних дел. Согласно Уставу ГУ ЭКЦ МВД России определены цели ЭКЦ:

— организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими центрами в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации;

— непосредственное использование технико-криминалистических средств и методов в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, в том числе проведение экспертиз и исследований;

— организация, проведение и координация прикладных научных исследований в области экспертно-криминалистической деятельности[50].

В предмет деятельности ЭКЦ входят ряд направлений:

1) анализ форм и методов участия сотрудников ЭКП органов внутренних дел в качестве специалистов при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

2) оценка результативности использования централизованных и региональных экспертно-криминалистических коллекций и картотек, технико-криминалистических средств и методов; организация и реализация мероприятий по повышению эффективности этой работы;

3) подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам экспертно-криминалистической деятельности;

4) подведение итогов работы ЭКП органов внутренних дел в сроки, определяемые МВД России. В установленном порядке запрашивать в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, Департаменте обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России необходимые для этого сведения;

5) обеспечение контроля за эффективностью использования технических средств, имеющихся в ЭКП органов внутренних дел;

6) изучение, обобщение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта использования криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью. Разработка проектов норм положенности техники, типовых структур и штатных расписаний ЭКП органов внутренних дел;

7) участие в организации первоначальной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировок сотрудников ЭКП органов внутренних дел, проведение совещаний-семинаров, научно-практических конференций по вопросам повышения эффективности использования криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью;

8) организация работы Центральной экспертно-квалификационной комиссии МВД России по предоставлению (лишению) права производства конкретных видов экспертиз сотрудникам ЭКП органов внутренних дел, а также пересмотру уровня их профессиональной подготовки;

9) осуществление государственной судебно-экспертной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; выполнение криминалистических экспертиз и исследований для Следственного комитета при МВД России, подразделений МВД России, наделенных правом осуществления процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; проведение для органов внутренних дел наиболее сложных, требующих применения уникальной аппаратуры или разработки новых методик, экспертиз и исследований;

10) ведение федеральных и централизованных экспертно-криминалистических картотек и коллекций;

11) обеспечение участия специалистов — сотрудников ЭКЦ и ЭКП органов внутренних дел в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых подразделениями МВД России;

12) контроль за соблюдением методик исследования вещественных доказательств, установленного порядка производства экспертиз и ведением экспертно-криминалистических коллекций и картотек в органах внутренних дел;

13) выполнение научных исследований по разработке методик экспертного исследования следов и других вещественных доказательств; ведению и использованию экспертно-криминалистических коллекций и картотек в раскрытии преступлений; совершенствованию форм и методов экспертно-криминалистической деятельности при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

14) организация и координация проведения в органах внутренних дел научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности по разработке методов и технических средств криминалистического назначения;

15) участие в подготовке научных кадров по направлениям деятельности ЭКЦ и т. д.

В ЭКЦ производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц:

— судов, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей;

— органов и должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

— подразделений государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

— нотариусов;

— избирательных комиссий.

Проводятся также экспертизы и исследования по многоэпизодным уголовным делам, когда преступления совершены в различных регионах страны и расследованием занимается Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.

Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными сотрудниками ЭКЦ, чрезвычайно широк — это экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов, в том числе традиционные криминалистические; веществ и материалов; пищевые; почвоведческие; биологические, инженерно-технические и др.[51]

Для информационного обеспечения производства экспертиз организованы справочные коллекции различных криминалистических объектов. Наряду с экспертизами в ЭКЦ ведутся федеральные криминалистические учеты: пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений, контрольных пуль и гильз служебного и гражданского оружия с нарезным стволом (федеральная пулегильзотека); следов рук, изъятых с мест совершения особо тяжких преступлений (централизованная дактилоскопическая следотека); поддельных денежных знаков; поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом; бланков ценных бумаг, производимых и ввозимых в установленном порядке на территорию Российской Федерации, а также других видов картотек и натурных коллекций (самородное золото, металлические деньги, наркотические, сильнодействующие средства и психотропные вещества, образцы огнестрельного и холодного оружия, волосы животных и человека и т. п.); производятся графические и пластические реконструкции лица по черепу в целях воссоздания прижизненного облика; составление композиционных портретов (фотороботов) по описаниям признаков внешности и др.

При ГУ ЭКЦ МВД России работает экспертно-квалификационная комиссия, изучающая качество профессиональной подготовки экспертов при производстве экспертиз по родам и видам, принятым в органах внутренних дел; действуют Методический и Ученый советы, рассматривающие наиболее важные вопросы научной и практической деятельности экспертно-криминалистической службы.

При непосредственном участии сотрудников ЭКЦ приняты законы «Об оружии», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»[52], «О государственной судебно-экспертной деятельности» и др.

В 1999 г. с принятием приказа МВД России № 520 и утверждением соответствующего Устава ГУ ЭКЦ МВД России была укреплена самостоятельность данной структуры, кроме того, ГУ ЭКЦ МВД России был наделен полномочиями образовывать в своей структуре иные юридические лица и оказывать платные услуги в сфере экспертно-криминалистической деятельности.

На базе ЭКП выполняются экспертизы с использованием методик, аппаратуры и других средств, принятых в отечественной и зарубежной судебно-экспертной практике.

Наряду с производством судебных экспертиз сотрудники ЭКП выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимают участие в проведении следственных действий, прежде всего в осмотрах мест происшествий, обысках, получении образцов для сравнительного исследования.

Кроме процессуальной деятельности сотрудники ЭКП проводят в установленном порядке экспертные исследования по заданиям подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; разрабатывают совместно с другими службами мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Экспертно-криминалистические подразделения оказывают практическую и методическую помощь следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

Экспертно-криминалистические подразделения осуществляют также профилактическую деятельность, выявляя на основе анализа материалов экспертной практики и иных форм своей деятельности условия, способствующие совершению преступлений, и разрабатывая предложения, направленные на их устранение.

Сотрудники ЭКП выступают в качестве специалистов при применении технических средств и специальных знаний в ходе производства по делам обадминистративных правонарушениях, в гражданском и арбитражном судопроизводстве; участвуют в реализации государственной геномной и дактилоскопической регистрации; оказывают содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав[53].

Ряд служб выполняет функции межрегиональных подразделений и создаются для экспертно-криминалистического обеспечения деятельности правоохранительных органов, не имеющих в своем составе соответствующих подразделений, либо для выполнения отдельных видов экспертно-криминалистической деятельности (производство отдельных видов экспертиз) по поручению органов, возможности экспертно-криминалистических подразделений которых ограничены. Межрегиональные подразделения организуются в составе существующих криминалистических подразделений при ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и обслуживаемых ими органов внутренних дел и подчиняются начальнику экспертно-криминалистического подразделения соответствующего уровня.

Органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных и режимных объектах обслуживаются базовыми межрегиональными отделами (отделениями) специальных экспертиз и исследований экспертно-криминалистических центров при ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту их дислокации.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации право самостоятельного производства судебных экспертиз предоставляется сотрудникам, состоящим на руководящих и экспертных должностях экспертно-криминалистических подразделений (далее — эксперты) и прошедшим подготовку по конкретному виду экспертной специальности в порядке, установленном нормативными актами МВД России. Так, для получения свидетельства необходимо пройти обучение по специальной программе, стажировку в экспертно-криминалистическом подразделении, в ходе которой под руководством опытного наставника из сотрудников ЭКП выполнить ряд экспертиз, выдержать необходимые экзамены и при наличии положительных заключений по их результатам представить документы на рассмотрение экспертно-квалификационной комиссии ГУ ЭКЦ МВД России, имеющей право выдавать свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз единой формы.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются: Центральная экспертно-квалификационная комиссия Министерства внутренних дел Российской Федерации, экспертно-квалификационные комиссии министерств внутренних дел (далее — ЭКК), главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте.

В состав ЭКК МВД, ГУВД, УВД, УВДТ включены: начальник экспертно-криминалистического центра — председатель Комиссии; заместитель начальника ЭКЦ — заместитель председателя Комиссии; секретарь Комиссии; члены Комиссии — начальники структурных подразделений центра, наиболее опытные сотрудники, имеющие стаж экспертной работы по соответствующей экспертной специальности не менее пяти лет.

В ЭКК могут входить представители ГУ ЭКЦ МВД России и преподаватели экспертных дисциплин образовательных учреждений системы МВД России.

Право самостоятельного производства судебных экспертиз может быть предоставлено сотрудникам, состоящим на руководящих и преподавательских должностях факультетов (курсов) образовательных учреждений системы МВД России, осуществляющих профессиональное обучение по специальности «Судебная экспертиза», переподготовку и повышение квалификации экспертов органов внутренних дел, прошедшим подготовку по конкретному виду экспертной специальности в порядке, установленном нормативными актами МВД России, а также выпускникам указанных образовательных учреждений, получившим диплом государственного образца по специальности «Судебная экспертиза»[54].

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются также экспертно-квалификационные комиссии образовательных учреждений, имеющих факультеты (курсы) по переподготовке судебных экспертов.

В состав ЭКК вузов входят: начальник образовательного учреждения или его заместитель по учебной работе — председатель Комиссии; начальник факультета подготовки экспертов или его заместитель по учебной работе — заместитель председателя Комиссии; секретарь Комиссии; члены Комиссии — ведущие преподаватели экспертных дисциплин.

Экспертно-криминалистические подразделения МВД России, ведущие свою историю с 1 марта 1919 г., авторитетны у следственных и судебных органов: на долю экспертов органов внутренних дел приходится более 80% всех проводимых по уголовным делам экспертиз, ежегодно проводится до 1,5 млн экспертиз и исследований[55].

Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции
Российской Федерации

Система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) создавалась в основном для обеспечения деятельности судов и органов прокуратуры вследствие того, что органы внутренних дел и безопасности к тому времени уже имели разветвленную сеть своих ведомственных экспертных подразделений.

Судебно-экспертные учреждения (далее — СЭУ) Минюста России не подчинены органам дознания, следствия и судам, свободны от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, что в максимальной степени обеспечивает независимость и объективность судебной экспертизы[56].

В настоящее время в состав системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России входят 41 судебно-экспертная лаборатория (далее — ЛСЭ), 8 региональных центров судебной экспертизы (далее — РЦСЭ) и один федеральный центр судебной экспертизы — государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (далее — РФЦСЭ).

Все СЭУ являются федеральными государственными учреждениями. В своей деятельности СЭУ руководствуются Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также своим Уставом[57].

Работа каждого СЭУ проходит по соответствующему плану организационных мероприятий, утверждаемому Минюстом России каждое полугодие. Руководители СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказом министра юстиции России. Работники СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказами руководителя соответствующего СЭУ.

Основная задача СЭУ — производство судебных экспертиз по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, таможенных, налоговых органов, должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз, а также проведение экспертных исследований по обращениям физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Региональные центры судебной экспертизы, помимо собственной экспертной работы, призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы курируемых ЛСЭ. В настоящее время в системе СЭУ Минюста России действуют следующие региональные центры: Воронежский РЦСЭ, Дальневосточный РЦСЭ (г. Хабаровск), Приволжский РЦСЭ (г. Нижний Новгород), Северо-Западный РЦСЭ (г. Санкт-Петербург), Сибирский РЦСЭ (г. Новосибирск), Средне-Волжский РЦСЭ (г. Казань), Уральский РЦСЭ (г. Екатеринбург), Южный РЦСЭ (г. Ростов-на-Дону).

Перечень родов и видов судебной экспертизы, выполняемых РЦСЭ, включает в себя большую часть общего перечня экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России[58].

Зональные ЛСЭ Минюста России осуществляют свою экспертную деятельность на основании уставов в рамках перечня видов экспертиз, утвержденных для каждой из лабораторий. С РЦСЭ лаборатории взаимодействуют по вопросам научно-методической работы, подготовки и повышения квалификации работников, подготовки статистических данных.

В малочисленных ЛСЭ и их иногородних подразделениях (отделы, группы) проводятся традиционные криминалистические экспертизы: почерковедческие, технические экспертизы документов, трасологические и баллистические, а также автотехнические (в том числе оценка транспортных средств), судебные строительно-технические и экономические экспертизы (в первую очередь, бухгалтерские экспертизы).

Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют свыше 10 родов и видов экспертиз. В их числе, кроме указанных выше, криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), почвоведческие и биологические, инженерно-технические, товароведческие, пожарно-технические, психологические и др.

Важную организационную структуру СЭУ Минюста России представляет РФЦСЭ при Минюсте России. Согласно постановлению Правительства РФ «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации», РФЦСЭ при Минюсте России осуществляет научно-методическое обеспечение проведения исследований в СЭУ Минюста России на современном научном уровне[59].

Экспертное производство в РФЦСЭ сосредоточено на выполнении наиболее сложных первичных и повторных судебных экспертиз, которые не могут быть выполнены в других СЭУ Минюста России. Помимо этого, основными задачами РФЦСЭ являются выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России, а также обеспечение подготовки и повышения квалификации работников СЭУ Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы[60].

Характеризуя состояние научно-исследовательской работы в системе СЭУ, необходимо отметить, что ее отличают интеграционный и комплексный подходы, координация усилий больших творческих коллективов при решении сложных научных задач. Тематика научно-исследовательской деятельности направлена на повышение эффективности судебной экспертизы, разработку ее теоретических и методологических основ, создание методик и совершенствование методов экспертного исследования, в том числе математических методов и автоматизированных систем для решения экспертных задач. Многие научные труды ЭКЦ, реализованные в методах и методиках, не имеют аналогов в отечественной и мировой практике[61].

Экспертная подготовка является многоступенчатой (первоначальная, повышение квалификации, переподготовка, стажировка). Ежегодно проводятся десятки семинаров, стажировок по освоению экспертных методик, разрабатывается система самостоятельной подготовки под руководством экспертов-наставников. Одним из важнейших направлений организационно-методического руководства службой выступает повышение качества заключений экспертов, соблюдение принципа законности в деятельности экспертных подразделений, отдельных сотрудников. С этой целью осуществляются контроль и оказание помощи вышестоящими подразделениями подчиненным, а также рецензирование заключений экспертов.

Важно еще раз подчеркнуть, что в настоящее время производство судебных экспертиз реализуется в системе государственных и негосударственных учреждений сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами. Чтобы исключить неодинаковые методические подходы и толкования при производстве судебных экспертиз в различных ведомствах, проводится работа по паспортизации экспертных методик. Создан специальный межведомственный совет по координации этой работы. На совете рассматриваются предлагаемые к использованию экспертные методики исследования вещественных доказательств и рекомендуются к работе всех заинтересованных ведомств. Это не означает, что суд связан какой-либо одной процедурой исследования доказательств. Прошедшие соответствующую проверку и утвержденные методики существенно повышают достоверность полученных результатов. Предполагается регулярно издавать сборники паспортизированных методик и рассылать их в заинтересованные ведомства.

Однако далеко не все виды экспертиз, необходимые в юридической практике, могут быть проведены в указанных учреждениях либо определенными лицами. Даже постоянное расширение видов экспертиз и пополнение штата экспертных учреждений новыми специалистами, допуск специалиста к самостоятельному производству судебных экспертиз не могут решить эту проблему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.048 с.)