Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки



Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается: 1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности; 2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; 3) знание музыкальной литературы; 4) владение вокально-хоровыми навыками.

Процедура контроля освоения программы осуществляется по следующим параметрам:

- исполнительский уровень оценивается как во время разучивания песни методом наблюдения учителя, так и во время итогового пения – «концертное исполнение»;

- уровень усвоения знаний оценивается на уроке во время беседы о музыке;

- уровень эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяется диагностическими материалами.

Результаты освоения программы оцениваются в виде текущего и тематического контроля.

Текущий контроль:

- устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой);

- исполнение песни;

- игра на музыкальных инструментах;

- выполнение творческих заданий (музыкальные импровизации; передача в движении музыкального образа; составление рассказа по музыкальному произведению и др.);

- музыкальные загадки.

Тематический контроль:

- урок-концерт;

- участие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в различных классно-групповых, общешкольных и внешкольных массовых мероприятиях художественной самодеятельности (концерт, смотр, конкурс, фестиваль).

Нормы оценок

Слушание музыки

Оценка «пять»:

- установка слушателя выполнена полностью; ответ правильный и полный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.

Оценка «четыре»:

- установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.

Оценка «три»:

- установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.

Хоровое пение

Оценка «пять»:

- знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.

Оценка «четыре»:

- знание мелодической линии и текста песни; в основном, чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.

Оценка «три»:

- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, иногда фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.

Проявление интереса, эмоциональный отклик

- высказывание своей жизненной позиции;

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

- стремление проявить музыкальные способности.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать следующие требования:

- социокультурные требования современного образования;

- приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в контексте мировой культуры;

- художественная ценность музыкальных произведений;

- доступность содержания учебного предмета «Музыка» обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной деятельности.

Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального искусства:

- жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);

- основные средства музыкальной выразительности;

- формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная);

- зависимость формы музыкального произведения от содержания;

- основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие.

Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.

Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.

В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.

Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.

Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих познавательным возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый, пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный 1 – 1 класс). Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках. Во втором периоде – от 9 до 11 лет (2 – 4 классы) – происходит более осознанное овладение знаниями, исполнительскими умениями. Обучающиеся знакомятся с музыкальными понятиями: высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор); продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон, балалайка, другие народные инструменты) и музыкальной формы (части произведения). У обучающихся формируются элементарные представления о полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей (военный, спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод). В третьем периоде – в возрасте от 12 до 14 лет (5 класс) – знания, полученные практическим путем, систематизируются и обобщаются. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются представления о способах графического фиксирования музыки с помощью нотного письма (нотный стан, нота, звук, пауза, размер, длительность, мелодия, аккомпанемент и др.). Обучающиеся приобретают знания о музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер, музыкант, певец); особенностях творчества композиторов; о составе и звучании симфонического оркестра, современных творческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада).

Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает использование таких музыкальных инструментов, как металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский баян и аккордеон и др. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить правильным приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек, лежащий на указательном пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой и скованной, звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних пластинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий. При обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах необходимо сформировать осознанное восприятие музыки ребенком. Для этого надо научить слушать музыкальное сопровождение на фортепиано, после чего позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа инструмент в руке, передать ритмический рисунок произведения. На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по треугольнику наносят спокойные удары палочкой посередине горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются пальцем. При игре на трещотке, состоящей из деревянных пластин, обучающиеся учатся правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук. При игре на кастаньетах обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для предотвращения этого обучающиеся учатся брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого игрового приема становится более приглушенным, но и более четким, ритмичным. При игре на бубне обучающиеся учатся различному звукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутой мембраны или по краям обруча. При игре на триоле, детском саксофоне или кларнете, происходит обучение правильному расходованию дыхания, координируя взаимосвязь между силой звучания и интенсивностью выдоха. Кроме этого, синхронизируется умеренный, равномерный выдох с одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Перед игрой у каждого духового инструмента мундштук обязательно протирается влажной салфеткой. После успешного овладения правильными приемами звукоизвлечения, осуществляется переход к разучиванию инструментальных партий в музыкальных произведениях для ансамбля или шумового оркестра. Как правило, это элементарное ритмическое сопровождение без изменения звуковысотности. После отработки ритмической фигуры содержание партии обогащается несложным голосоведением. При обучении игру на музыкальных инструментах детского оркестра ребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые представления, уметь пропеть звуки мелодии голосом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.011 с.)