Учебно-методический материал. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический материал.



1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Перова, М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

3. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения на уроках математике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1998.

4. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2005.

Материально-техническое обеспечение:

- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;

- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;

- дидактический материал и демонстрационные таблицы;

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: демонстрационный угольник классный, демонстрационный транспортир, демонстрационный циркуль.

II.5. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» (ВАРИАНТ 1)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций;

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение коммуникативными навыками.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

– правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

– различать объекты живой и неживой природы;

– выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

– называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

– называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

– соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

– овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

– узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

– отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

– знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебного курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

С одной стороны, содержание предметного курса "Мир природы и человека" базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) в образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Цель учебного курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

• уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

• на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

• вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

• формирует знания учащихся о природе своего края;

• формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Наряду с этими задачами на уроках решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

· Развитие внимание:

- учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;

- развивать наблюдательность;

- учить ориентироваться в незнакомом материале;

- распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.); - формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;

- развивать интеллектуальную активность;

- развивать устойчивое внимание;

- учить умению самостоятельно концентрировать внимание;

· Развитие восприятия:

- формировать восприятия величины объектов;

- формировать восприятия формы объектов;

- формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;

- формировать временные представления.

· Развитие памяти:

 - развивать двигательную память;

- развивать эмоциональную память;

- развивать образную память;

- развивать словесно-логическую память;

- развивать смысловую память - механическую.

· Развитие мышления:

- выделять отдельные свойства предметов;

- выделять признаки предметов;

- учить сравнивать похожие, непохожие объекты;

 - учить устанавливать общие признаки объекта;

- учить выделять главное;

- учить устанавливать причинно – следственные зависимости.

· Формирование пространственных отношений:

- формировать понятия лево – право;

 - формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний левый, правый);

- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;

- научить ориентироваться в пространстве;

- формировать понятия (около, над, под).

· Развитие речи:

- активизировать речь;

- пополнять запас активного и пассивного словаря;

- расширять запас общих представлений;

- уточнять сведения об окружающем мире;

- формировать связную речь.

Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

 Структура курса представлена следующими разделами:

1. Сезонные изменения:

· в неживой природе;

 · растения и животные в разное время года;

· одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

2. Неживая природа.

3. Живая природа:

 · растения;

 · грибы;

· животные;

· человек.

1. Безопасное поведение:

· предупреждение заболеваний и травм;

· безопасное поведение в природе;

· правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте;

· телефоны первой помощи, звонок по телефону экстренных служб.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной школы не даёт возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

· полисенсорности восприятия объектов;

· практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

· накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

 · закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

· постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Программа не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в предметную область «Естествознание» и служит для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 1 час в неделю.

Основное содержание учебного курса

Сезонные изменения в природе (9 часов)

Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года

Неживая природа (4 часа)

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы

Живая природа

Растения (6 часов)

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой.

Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля: рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные (5 часов)

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.

Человек (6 часов)

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.

Лесничество.

Безопасное поведение (4 часа)

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

 

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.042 с.)