Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов .



АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения это­го уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обу­чающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

На уроках русского языка на уровне начального образования обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения. У обучающихся, освоивших адаптированную основную общеобразовательную программу, сформируются определенные навыки устной и письменной речи в пределах их способностей и психического развития. По завершению освоения программы обучающиеся достигнут следующих результатов:

Минимальный уровень:

- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости- глухости, твердости-мягкости;

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

- выделение из текста предложений на заданную тему;

- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

- различение звуков и букв;

- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.

Цель курса: создать разноуровневые, доступные условия для овладения обучающимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

-вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

-учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

-формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

-воспитывать интерес к русскому языку.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

            Основные направления коррекционной работы:

развитие зрительного и слухового, осмысленного восприятия и узнавания, сопоставления и сравнения;

развитие пространственной ориентации,

развитие основных мыслительных операций: точность и прочность и полноту запоминания и воспроизведения информации, умение обобщать и анализировать;

коррекция речи: умение последовательно выражать свои мысли, самостоятельно применять правила построения устной и письменной речи

коррекция фонематического слуха,

коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы,

обогащение активного и пассивного словаря,

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегчённые варианты заданий.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно.

Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

Основное содержание учебного предмета

Повторение пройденного. Предложение.

 Выделение предложений из текста. Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; окончание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.

Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. Вопросительные и восклицательные предложения.

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания в 2 — 3 классах и рассчитана на 102 часа.

Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, урок-игра, обобщающий урок, контрольный урок.

Формы контроля: контрольный диктант, контрольное списывание.

 

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке

№ урока Тема урока Количество часов, отводимых на освоение каждой темы Основные виды деятельности обучающихся на уроке
1 Раздел: Предложение 8  
1.1 Повторение. Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по предметной картинке.   4     4 Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по предметной картинке. Сравнение предложений нераспространённых и распространённых. Распространение предложений с помощью предметных картинок, вопросов, схем. Нахождение и выделение в предложении названий предметов, действий, признаков. Работа с текстом, предложением, схемами.  
2 Раздел: Звуки и буквы 33  
2.1 Гласные и согласные звуки 2 Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами, текстом Расположение слов в алфавитном порядке; заучивание алфавита наизусть. Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова.  
2.2 Ударные и безударные гласные 6 Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами, текстом Определение ударного слога в двусложных и трёхсложных словах; выделение гласных ударных и безударных. Различение количества слогов в слове по количеству гласных; деление слов на слоги; усвоение правила переноса части слова при письме. Написание слов с безударными гласными: различение ударных и безударных гласных; определение наличия орфограммы в слове; проверка написания путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: пользование словарем, данным в учебнике.  
2.3 Твёрдые и мягкие согласные 3 Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами
2.4 Мягкий знак на конце и в середине слова 4 Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Употребление ь на конце и в середине слова.
2.5 Гласные после шипящих 6 Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу: определение в словах и текстах наличия слов с данными орфограммами. Нахождение в словах и текстах наличия слов с данными орфограммами.  
2.6 Разделительный мягкий знак 6 Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Усвоение правила о написании разделительного ь перед гласными е, ё, ю, я, и.  
2.7 Парные звонкие и глухие согласные 6 Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова; объяснение случаев расхождения звучания и написания.   Определение наличия орфограммы в слове; объяснение написания слова путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.  
3 Раздел: Слово 33  
3.1 Названия предметов 7 Выполнение упражнений, игровые упражнения Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
3.2 Большая буква в словах 8 Выполнение упражнений, работа с текстом Усвоение правила о написании с большой буквы названий рек, гор, морей.  
3.3 Названия признаков 6 Выполнение упражнений, игровые упражнения
3.4 Названия действий 6 Выполнение упражнений, игровые упражнения
3.5 Предлоги 6 Выполнение упражнений, работа с текстом. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. Усвоение правила о раздельном написании предлогов до, без, под, над, около, перед с другими словами. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Составление словосочетаний по заданному слову с предлогом.  
4 Раздел: Предложение 23  
4.1 Порядок слов в предложении. 8 Выполнение упражнений, работа с текстом Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.  
4.2 Связь слов в предложении. 10 Выполнение упражнений, работа с текстом Упражнения в составлении предложений; распространение предложений.  
4.3 Вопросительные, восклицательные предложения 5 Выполнение упражнений, работа с текстом. Классификация предложений по цели высказывания при сопоставлении повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания.  
5 Раздел Повторение 5 Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания.
  Итого

Часа (3 часа в неделю)

4. Учебно-методический материал:

1. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1991.

2. Аксенова, А.К. Учебник по русскому языку для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2014.

3. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

4. Волина, В.В. Занимательное азбуквоведение. - М.: Просвещение», 1991.

5. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.

Материально-техническое обеспечение:

АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера.

 

 

II.2. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (ВАРИАНТ 1)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.

Предметные результаты.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения:

- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

- соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- выделять главную мысль произведения;

- участвовать в беседе;

- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;

- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;

- рассказывать по аналогии с прочитанным;

- заучивать наизусть стихотворения, басни;

- выборочно пересказывать по рисункам;

- делить рассказ на части по плану.

Обучающиеся должны уметь:

1 уровень:

•     читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи

•     отвечать на вопросы по прочитанному;

•     читать про себя, выполняя задания учителя;

•     выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

•     читать диалоги по ролям;

•     пересказывать прочитанное по частям;

•     выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;

2 уровень:

•     осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

•     пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

•     участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

•     выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

 

Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Задачами уроков чтения для обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе являются:

· воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;

· формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

· формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

· развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.

Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.

Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.

 Рождественские рассказы.

 Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.

 Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок, театрализованный урок, урок – ролевая игра.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке

№ урока Тема урока   Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы Основные виды деятельности обучающихся на уроке

Раздел 1. Школьная жизнь



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.082 с.)