Краткое описание подходов к структурированию Комплекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткое описание подходов к структурированию Комплекта



В настоящее время необходимо обновлять учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывать и внедрять завершенные предметные линии, отвечающие новым требованиям ФГОС к результатам образования.

Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам внеурочной деятельности (включая курсы коррекционно-развивающей области) для 4 класса адресован обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Комплект).

Комплект разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

В основу разработки и структурирования Комплекта заложены дифференцированный, возрастной и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к Комплекту обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Возрастной подход предусматривает учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки Комплекта программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

 

Навигация по разделам

Структура Комплекта включает:

- пояснительную записку с указанием целей и задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 4 классе (с учетом варианта соответствующей адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП)), а также краткое описание подходов к структурированию Комплекта, рекомендации учителям и специалистам по его использованию, навигацию по разделам Комплекта;

- примерные рабочие программы, сгруппированные по вариантам АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (4 класс, вариант 1 (10 программ)).

Комплект примерных рабочих программ (вариант 1) разработан по учебным предметам - русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, рисование, физическая культура, ручной труд и курсу - коррекционные занятия и ритмика.

Каждая (отдельная) примерная рабочая программа учебного предмета содержит:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке.

Каждая (отдельная) примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности (включая курсы коррекционно-развивающей области) содержит:

1) планируемые результаты освоения курса;

2) содержание курса с указанием форм организации занятий;

3) тематическое планирование курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на занятии.

 

Рекомендации учителям и специалистам по использованию Комплекта

Примерные рабочие программы по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам варианта 1 для обучающихся 4 класса разработаны для оказания помощи педагогическим работникам и представителям администрации образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.

На основе комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП образования обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями педагог может разработать свою рабочую программу, отражающую особенности преподавания учебного предмета и коррекционного курса с учетом особенностей образовательной организации и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

При составлении рабочей программы должны учитываться следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основная деятельности образовательной организации; уровень психического и физического развития; степень учебной мотивации; образовательные потребности семьи; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Усиление индивидуального подхода к обучающимся активизирует их развитие. Благодаря этому учитель получает большую свободу в организации уроков и индивидуальных занятий по учебным предметам и коррекционным курсам.

 

 

II. ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ДЛЯ 4 КЛАССА, АДРЕСОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

(ВАРИАНТ 1)

II.1. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (ВАРИАНТ 1)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, русский язык;

2) овладение начальными навыками адаптации с использованием языковых средств;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, языковыми средствами;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на русском языке;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках русского языка;

6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках русского языка;

7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами русского языка;

8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на уроках русского языка.

В рамках учебного предмета «Русский язык» формируются познавательные учебные действия, представленные комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

•      выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

•      устанавливать видо-родовые отношения предметов;

•      делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

•      пользоваться знаками, символами;

•      читать; писать; выполнять арифметические действия;

•      наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

•      работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях).

Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения:

- формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требований;

- определять план выполнения заданий на уроках письма под руководством учителя;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- ссоставлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения;

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- писать под диктовку предложения и тексты.

Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.021 с.)