Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическое сопровождение детей
Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, педагогов, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, педагога по изодеятельности, учителя-логопеда), работающих с этими детьми. Индивидуальные коррекционные занятия с детьми с РАС проводят дефектолог, логопед, психолог. Они вместе с воспитателем выявляют причины затруднений у каждого конкретного ребенка, помогают ему подобрать комплекс коррекционных мер, которые обеспечат организацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с РАС. Так как аутизм является нарушением, для которого характерно наличие разных состояний, то проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, работающие с такими детьми, могут быть очень разнообразными, например: - негативизм; - потребность в стабильности и предсказуемости; - стереотипность; - своеобразие в восприятии информации (механическое запоминание); - своеобразное отношение к собственным ошибкам. Таким образом, главными задачами при индивидуальной работе с ребенком с РАС являются: 1. Организация пространства Основным приёмом коррекционного воздействия при работе с ребенком с аутизмом является создание для него адекватно организованной среды. Для такого ребенка стереотипная форма существования остаётся наиболее доступной и обеспечивает снижение беспокойства, страхов, а также помогает правильно и эффективно организовать и структурировать его деятельность. Всё пространство необходимо «зонировать» в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха. 2. Организация и визуализация времени Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогает лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Таким образом, им легче переживать то, что было в прошлом и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы. 3. Структурирование всех видов деятельности Ребенку необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми его нормально-развивающиеся сверстники овладевают практически самостоятельно (социальные и образовательные, алгоритмы выполнения действий и др).
Здесь можно выделить следующие направления работы: - формирование навыков продуктивной деятельности; - навыков учебного взаимодействия; - формирование стереотипа учебного поведения. 4. Преодоление неравномерности в развитии (помощь в овладении программным материалом в основных предметных областях). При работе необходимо использовать следующие приемы: - четкая алгоритмизация деятельности; - преобладание наглядных средств в преподнесении материала; - рациональное дозирование объема и сложности подаваемой информации; - адекватный возможностям восприятия темп и «ритм» подачи материала; - использование адаптированных текстов; - вариативность уровня сложности заданий и др. 5. Организация режима коммуникативного общения Эта деятельность осуществляется параллельно с работой логопеда, или изолированно, при этом особое внимание отводится работе над расширением словарного запаса и развитию понятийной стороны речи. Детям необходимо: - подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от них ожидается; - проговаривать все события дня, важные моменты жизни; - сделать как можно более конкретной, но неотъемлемой частью жизни. Если возникают большие трудности, то рекомендуется использовать визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы). 6. Социально-бытовая адаптация Все полученные умения и навыки необходимо закреплять и переносить в различные жизненные ситуации. Работа по улучшению социальной адаптации должна идти в тесном взаимодействии с родителями. Положительным результатом работы может считаться тот момент, при котором ребенок всё меньше нуждается в развернутой помощи. С ростом самостоятельности сопровождение сводится к минимуму помощи и поддержки. Результат всегда индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от потенциальных возможностей ребенка, который развиваются в процессе воспитания и обучения. Педагог-психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, а также помогает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать определенную дистантность во взаимодействии.
Можно выделить основные направления индивидуальной деятельности психолога с ребенком с расстройствами аутистического спектра: - индивидуальная работа по формированию границ взаимодействия; - индивидуальная работа с ребенком, направленная на социальное, эмоциональное и личностное развитие; - формирование функций саморегуляции; - работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами. Задачи деятельности логопеда, как специалиста сопровождения также чрезвычайно разнообразны. С одной стороны, ребенок с РАС может иметь и признаки фонетико-фонематического недоразвития, и иметь своеобразие звукопроизносительной стороны речи, что требует специальной, хорошо разработанной в логопедии коррекционной работы. С другой стороны речь такого ребенка чрезвычайно специфична. Это касается всех её сторон – от темпово-мелодической ее стороны – до трудностей понимания речи. 1. Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи. 2. Другим направлением деятельности логопеда является специально-организованная работа над пониманием сложноорганизованной устной речи 3. Помимо этого, работа логопеда должна быть направлена на формирование коммуникативной стороны речи, умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, уметь самому поддерживать диалог и даже инициировать его. Понятно, что над коммуникативной стороной речи будет работать не только логопед. Но именно он, поначалу, будет на своих занятиях способствовать созданию определенных коммуникативных стереотипов, которые в последующем ребенок с помощью психолога и учителя сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации. 4. При необходимости может проводиться работа по формированию фонетико-фонематического восприятия. 5. Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует тактильного взаимодействия с ребенком. Тьютор помогает ребенку сориентироваться и в пространстве детского сада и в последовательности необходимых действий, он повторяет инструкции педагога, снимая, тем самым трудности восприятия фронтальных заданий. Тьютор становится на первых этапах своеобразным проводником и переводчиком для ребенка, помогая в организации поведения. В тоже время, определенными приемами, позволяющие структурировать деятельность и тем самым формировать поведенческие стереотипы. Рекомендации по организации образовательного процесса · Принимайте во внимание трудности, связанные с нарушением развития аутичного ребенка. · Ребенок может не осознавать появление у себя беспокойства, поэтому необходимо присматриваться к возможным стимулам и начальным проявлениям признаков агрессии. Стараться даже самые начальные симптомы беспокойства перевести во фрагменты игры, переключив внимание ребенка на другие действия. · Наблюдение и фиксация поведения может помочь определить причину неадекватного и подсказать те действия, которые скорректируют нежелательное поведение.
· Наблюдаемое неадекватное поведение ребенка, которое может истолковываться окружающими как простые капризы или непослушание, может иметь целый ряд значений. Например, оно может выражать желание что – либо получить, протест против нежелаемых событий, недопонимание, уход от стрессовых ситуаций, получение дополнительной стимуляции, потребность в помощи или внимании. · Постепенно включайте ребенка в событийную жизнь детского сада. · При условии отсутствия страха нового помещения важно постепенно знакомить ребёнка с пространством детского сада, показав, где находиться группа, расположены игрушки, проходят занятия, где дети спят, едят, куда ходят к врачу. · Для обозначения личных мест ребенка в группе (шкафчик, кроватка, стол, личное полотенце) можно использовать визуальные маркеры: определенная картинка, если ребенок умеет читать – его имя. Это поможет ребенку принять новую ситуацию, почувствовать себя в безопасности. · Распорядок жизни группы должен быть четким с правилами, расписанием. · Используйте индивидуальное расписание (обозначенное картинками или символами), в котором бы по порядку располагалось каждое занятие; это поможет ребенку предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство. Помимо этого расписание и смена помещений помогают детям с РАС освоить переключение с одного вида деятельности на другой. · Но необходимо учитывать то, что даже небольшие изменения в распорядке дня может изменить поведение ребенка и быть выраженным в виде беспокойства или стресса. Поэтому заранее предупреждайте ребенка о тех изменениях, которые знаете. Например, на улице сильный мороз и дети не пойдут на прогулку, заболел музыкальный руководитель и вместо музыки будет физкультурное занятие или свободная игра, требуют замены картинки расписания не позже, чем за 2-3 часа до предполагаемого события. · Ребенка с РАС необходимо специально обучать правилам социального поведения, принятым в детском саду, таким как по парному построению, следование очереди при выходе на прогулку или при переходе из помещения группы в музыкальный зал, соблюдение социально принятой дистанции, не наступать на ноги сверстникам, не толкаться. · Воспитатель должен правильно ориентироваться в психологической обстановке в группе, адекватно оценивать эмоциональный настрой ребенка в процессе общения, ориентироваться в особенностях отношения детей группы к ребенку с РАС.
· Создавайте пары: аутичный ребенок и сверстник из группы, так называемого «ко – терапевта», способного продемонстрировать более зрелые формы игровой деятельности, обладающего хорошими коммуникативными навыками и выраженными эмпатическими способностями. Можно создать группу друзей, которые могли бы помогать данному воспитаннику и служить положительной моделью поведения в ситуациях общения, игровой деятельности или во время групповых занятий. · Давайте задание для всей группы, в котором другие дети были бы задействованы в совместной работе с ребенком с расстройством аутистического спектра, однако само задание тогда должно быть в рамках способностей данного ребенка. · Поощряйте ситуации, в которых дети могут подружиться с аутичным ребенком. · Взрослым необходимо усиливать присмотр в периоды свободного игрового времени, во время занятий, связанных с физическим развитием, во время обеда; необходимо информировать сверстников о трудностях ребенка с РАС. · Объясняйте детям группы и родителям причины, по которым аутичный ребенок ведет себя не так, как их сверстники. Разнообразие должно уважаться. · Все специалисты, работающие с ребенком в детском саду, должны принять общий подход относительно воспитательного процесса, отклика на поведение ребенка, особенно в связи с использованием поощрений и наказаний и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены. · Сопровождение тьютором является необходимым условием для успешного включения аутичного ребенка в среду детского сада, особенно на период адаптации ребенка в группе. Воспитателям и специалистам, ведущим занятия в группе, следует: · На начальных этапах совместных занятий использовать в качестве задания для аутичного ребенка то, что доставляет ему удовольствие – это занятия, в которых можно оставить его одного так, чтобы он не мешал другим детям, например, раскладывание карточек, листания книг. Важно, что он присоединился к группе, сел за стол. · Взрослый должен знать уровень языковой компетентности аутичного ребенка и не завышать уровень используемой в обращении с ним речи, продумывать способ подачи того или иного задания, темы. · Речь взрослого должна быть хорошо интонированной, четкой, но не громкой. Повышение голоса недопустимо!. · На первых этапах обучения использовать простые слова и короткие предложения, когда даете указания (инструкцию) и убеждайтесь в том, что ребенок вас понял, и иногда повторите сказанное несколько раз. · В процессе общения, обучения педагог расширяет языковые навыки ребенка через спланированное заранее предъявление усложненных инструкций, которые находятся на границе настоящего уровня понимания речи ребенком. · Дополнять слова наглядными средствами: картинками, рисунками, фотографиями, письмом, используйте различные текстуры, реальные предметы, чтобы ребенок мог чувствовать и держать их в руках. Старайтесь увязать занятия с опытом и повседневной жизнью ребенка.
· Избегать словесных штампов, намеков и образных выражений (идиом). Ребенок с РАС не понимает скрытую информацию, воспринимает ее буквально. · Трудность понимания речи и буквальность интерпретаций может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного. · Обращаться к ребенку по имени как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему. · Обращать внимание ребенка на важные послания: «смотрите, слушайте внимательно». · Избегать вопросы типа «Зачем ты это сделал?», потому что аутичный ребенок не способен объяснить причину своего поступка и вербально выразить свои желания. Ребенку требуется специальное обучение для понимания и объяснения другим людям причин своих действий. · Стараться задавать аутичному ребенку такие вопросы, которые требуют коротких ответов или иной реакции (кивка). · Научить самостоятельно пользоваться визуальными подсказками. · Не ускорять разговор, не перебивать, не торопить и не поправлять ребенка во время ответов. · Формируя новые навыки, необходимо использовать поэтапность: - привлеките внимание ребенка, называя его по имени; - при предъявлении нового материала рекомендуется снижать темп ведения занятия. Аутичному ребенку требуется более продолжительное время для запоминания и осмысления ситуации. - предъявляйте задания короткими учебными / игровыми задачами; - наблюдайте за реакцией ребенка, на каждом шагу убеждайтесь в том, что ваш стиль общения ясен и доступен ребенку, что он понимает задание; - давайте ребенку выполнить сначала легкие задания. Используйте принцип от простого к сложному. Возвращайтесь к более простому, если обнаруживаются проблемы; - старайтесь по возможности связывать задания с интересами ребенка; - предлагайте задания, насколько это возможно, конкретно в виде наглядных инструкций (рисунки, фотографии). Прикрепляйте их слева направо либо сверху вниз, т.е. в определенном порядке; - используйте образцы для демонстрации ожидаемого от ребенка конечного результата. Разрешите аутичному ребенку подойти и посмотреть эти образцы; - будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если ребенок вас не понял с первого раза; - давайте ребенку время от времени возможность заниматься любимым делом в качестве поощрения за старания при выполнении заданий (фиксированное время, можно использовать песочные часы); - давайте задания, которые наиболее соответствуют уровню развития ребенка.
Специальные условия получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи Психофизические особенности и особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи. Выделяются четыре уровня развития речи: I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами; II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы; III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено. IV уровень – характеризуется избирательными аграмматизмами, в частности ошибками при употреблении числительных, причастий и деепричастий. Речь детей в соответствии с вышеперечисленными уровнями может при заикании, дизартрии, ринолалии, алалии, афазии. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Особенности мыслительной деятельности образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи включают как общие, свойственные всем детям с отклонениями в речевом развитии, так и специфические. Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее: - раннее выявление детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; - организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в детском саду; - создание условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной медико-психолого-педагогической коррекции; - возможность адаптации образовательной области «Речевое развитие» с учетом особенности речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков детей; - профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями. Специальное оборудование При включении детей с ТНР в детский сад необходимо помнить об обязательном достаточном оснащении группы наглядным материалом и мультимедийной аппаратурой (интерактивная доска, проектор, компьютер c выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители, принтер, сканер) и телевизором. Интерактивные технические средства обучения: - дидактические пособия, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для детей с ТНР возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка; - обучающие компьютерные игры, используемые ребенком под руководством специалиста для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с ТНР мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях; - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования у детей с ТНР первоначальных умений и навыков. В качестве необходимых расходных материалов для индивидуального пользования используются USB-накопители, CD-диски и DVD-диски для хранения и переноса информации. Особенности восприятия детей с нарушениями речи диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения детей необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и / или магнитные доски, фланелеграфы и др. Дидактические материалы Освоение практики общения с окружающими людьми предполагает использование учебных материалов, наглядно-дидактического, иллюстративного материала, речевых упражнений в сочетании с другими приемами (пояснениями, указаниями, вопросами); знаково-символического моделирования (создания моделей и их использования в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов); вербальных средств коммуникации. Особые образовательные потребности отдельных детей с ТНР вызывают необходимость применения невербальных средств коммуникации. Альтернативными (невербальными) средствами коммуникации могут являться: специально подобранные предметы; графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы); электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, речевые тренажеры), планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.). Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной коммуникации с обучающимися, для которых она становится доступной. Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия и окружающим миром происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Логопедическое воздействие направлено на коррекцию и развитие устной речи и осуществляется по традиционным разделам работы: автоматизация, дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия и интонационной стороны речи, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление навыков языкового анализа и синтеза, уточнение, расширение и активизация словарного запаса, преодоление аграмматизма на всех уровнях, развитие связной речи. Работа психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи, должна начинаться с момента их поступления в группу и решать две основные задачи: 1. Оказание помощи в преодолении незрелости детей; 2. Содействие в разрешении индивидуальных и личностных проблем. Это общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков внимания, памяти, восприятия; развитию мыслительной деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.046 с.) |