Направления коррекционно-развивающей работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления коррекционно-развивающей работы



Разделы программы: социально-бытовая ориентировка, логопедия, ЛФК, ритмика, охрана и развитие зрения и зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, предметно-практическая деятельность реализуются на коррекционно-развивающих занятиях. Задачами которых являются:

· стимуляция сенсорно–перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);

· развитие моторики руки и способов обследования и изготовления реальных предметов, их изображения и моделей;

· развитие социально-бытовых навыков;

· развитие мимики и пантомимики слепых детей;

· активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы;

· развитие познавательной активности и познавательных интересов;

· формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

 

Знакомство с окружающим миром предполагает  повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира, ориентировки в нем.

Развитие осязания и мелкой моторики

Из-за отсутствия зрения дети не могут спонтанно, по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные занятия направлены обучение приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Социально-бытовая ориентировка

Занятия по социально-бытовой ориентировке, прежде всего, направлены на решение проблем социализации детей с нарушениями зрения, формирование у них навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации детей с нарушением зрения определяется умением получать максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-активную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность); умением самостоятельно ориентироваться в пространстве; определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях; умением общаться и успешно взаимодействовать с окружающими.

Недостатки в формировании и развитии выразительных движений, коммуникативной деятельности и личности незрячих в целом требуют развития мимики и пантомимики у незрячих детей.

 

Ритмика

Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, раскоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию. Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью и др. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным актам, способствует снятию двигательной скованности.

Рекомендации по организации образовательного процесса слепых детей

1. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий.

2. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, должен иметь возможность трогать предметы.

3. Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

4. Раздаточный материал должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

5. Показ предметов должен сопровождаться словесной инструкцией или описанием.

6. При знакомстве с предметом и объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям слепым требуется более длительное время для восприятия, запоминания, осмысления задачи.

7. Помните, что при предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

8. У детей с нарушением зрения зачастую бывают трудности с координацией движения.

9. Когда дети отвечают, называйте каждого по имени, чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто сейчас говорит.

10.  Записывайте темы, которые Вы объясняете детям на магнитофон, чтобы ребенок мог прослушать еще раз.

Психофизические особенности и особые образовательные потребности слабовидящих детей

 

Слабовидящие дети. К этой категории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Обучающимся данной группы характерно:

· снижение общей и зрительной работоспособности;

· замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций;

· возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

· в  условиях слабовидения имеет место обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.

· у слабовидящих имеет место снижение двигательной активности и своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.

· Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития (некоторое снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, слабая связь речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения, трудности вербализации зрительных впечатлений и др.);

· наличие определенных трудностей в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществлении коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации продуцирования средств общения).

· имеющее место у слабовидящих обучающихся снижение общей и познавательной активности затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности и, прежде всего, сенсорно-перцептивной, становление которой идет в условиях слабовидения медленнее и охватывает больший промежуток времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

· характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля за выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.

· при слабовидении имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов, проявляющееся: в снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объема, целостности, константности, обобщенности, избирательности и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновении трудностей в реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.006 с.)