Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мастерская научных публикаций. А теперь о самой распространенной и самой тяжелой про-
А теперь о самой распространенной и самой тяжелой про- блеме работы с итоговыми текстами. Т екст может состоять из нескольких частей, которые слабо связаны между собой или построены по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька». При этом, что любопытно, каждая часть может быть очень не- дурна собой. Н о все вместе они никак не смотрятся и тем бо- лее не читаются. П оэтому, конечно, надо обращать особое вни- мание на структуру работы, содержательную связь частей (даже если они написаны в разной стилистике) и логические переходы между ними. М ы вновь не говорим ничего нового или сложного. Однако сплошь и рядом это требование не выполняется. И еще одна досадная «мелочь», тоже очень распространен- ная. Это превышение объема. Н ам заказан один печатный лист, мы представляем полтора. Н ас просят 12 страниц — даем 20. У нас же так много ценного материала! П ри этом применяются маленькие хитрости: добавляются строчки на странице и знаки в строке, уменьшается интервал и понижается размер шриф- та. Я помню, как, сдавая эссе по учебному курсу, слушательни- ца магистратуры вежливо извинилась за то, что превысила объ- ем на две страницы. Я поспешил успокоить ее, сказав: «Ну что вы, конечно, какие проблемы». А потом оказалось, что у нее по 90 знаков в строке и по 40 строк на странице. Кого мы об- манываем? Бесстрастный компьютер все равно выдаст наши нехитрые секреты. Требование соблюдать объем ничуть не менее серьезно, чем другие требования. И неважно, идет ли речь об учебной работе, статье в журнал или заказном аналитическом материале. Зачем заставлять людей читать лишнее или ставить их в неудобное по- ложение, завязывать споры, канючить, доказывать, насколь- ко ценен наш материал, рассказывать сказки о том, что из него абсолютно нечего выбросить — буквально как слово из песни. Никогда не приходилось слышать подобное? Вам, дорогой чита- тель, странным образом повезло. И еще: просить заказчика, редактора или руководителя со- кращать текст за нас, во ‑ первых, не очень-то удобно, ибо все- таки это наша обязанность. А во ‑ вторых, они ведь могут сокра- тить, пройдя безжалостной рукой по самому дорогому. И потом пожалеешь о том, что не сделал это сам, а будет поздно. Т ак что
давайте не будем рисковать. И последнее. Н е надо трястись над своим текстом, как будто он последний. П исать его как последний, может, и в самом деле нужно, а потом, выдержав паузу, на коротком выдохе собствен- ной авторской рукой отсечь все лишнее. А отсеченное ни в коем случае не выбрасывать, но отправить в домашний архив для бла- годарных потомков или приберечь для новой работы. М ы ведь собираемся делать и новую работу? 285 Оставим в стороне явные ошибки и обратимся к более тонким вопросам, связанным с формой изложения материала. Здесь речь идет уже не о требованиях, а скорее о советах и рекомендациях. При этом мы не будем касаться специальных вопросов стилисти- ки и лингвистических тонкостей, в которых автор не является специалистом. Ограничимся пожеланиями относительно общего сти- ля и манеры написания итоговых работ. Первый совет: не предъявлять завышенных требований к па- мяти читателя. Д елая некий вывод, скажем, на 12 ‑ й странице тек- ста, мы не вправе предполагать, что читатель помнит в точности все наши исходные посылки, изложенные на 2 ‑ й странице. Тем бо- лее читатель не обязан помнить содержание наших прошлых ра- бот. П оэтому, даже если у нас в голове все четко и связно и в тек- сте все это в принципе содержится, некоторые ключевые вещи стоит повторить, акцентировать лишний раз или по крайней мере сделать четкую ссылку к более ранним суждениям. Каждый фраг- мент текста с этой точки зрения должен выглядеть относительно законченным. Второй совет: не предъявлять завышенных требований к ког- нитивным и интеллектуальным способностям читателя. Это не оз- начает, что мы должны писать «для масс», «для дурака». Н ет, пусть это делает бульварная пресса, мы ориентируемся на умного чита- теля. Т ем не менее не надо чересчур напрягать людей нагромож- дением немыслимых конструкций. Е сть, конечно, читатели, спо- собные реконструировать логику автора, но у многих такое жела- ние отсутствует. П оэтому попробуем упростить логический путь или предложить толковые путеводители по нашему тексту. Умный читатель это оценит.
Третий совет — более спорный: по возможности избегать сугу- бой эзотеричности. С уществуют два стиля построения аналитиче- ского текста. П ервый — наворотить побольше умных слов и пред- ложений, чтобы каждый понял, что это «научно». Второй — избе- гать, где это возможно, всякой наукообразности. М не больше импонирует второй путь. Н е обладая, к сожалению, даром художе- ственного слова, я пытаюсь стремиться хотя бы к ясности. Во второй половине 1980 ‑ х годов Гавриил П опов, став главным редактором журнала «Вопросы экономики», попытался сломать в нем советский стиль обезличенного академического письма, считая, что статьи должны быть ясными и личностно окрашенны- ми. П опов уже давно ушел из журнала, а новый стиль продолжа- ет жить. Н есомненно, журналу это пошло на пользу, и во многом именно по этой причине за ним закрепилось одно из лидерских мест в ряду экономических изданий. Я считаю, что ясность изложения — очевидное достоинство. Более того, осмелюсь предложить соответствующее правило. Правило 11. Если в тексте нет достаточной ясности, то с большой вероятностью это означает, что автор сам еще не вполне определил, что пишет. Что можно посоветовать по форме из- ложения В. В. Радаев Как написать академический текст 286
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.009 с.) |